Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 21:38, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие основных аспектов формирования бюджетной системы Российской Федерации, принципы межбюджетных отношений и специфику бюджетов на федеральном, региональном уровнях и бюджетов муниципальных образований.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации;
- рассмотреть принципы построения бюджетной системы;
- изучить источники формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней, а также рассмотреть расходы бюджетов разных уровней;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование;
- исследовать отдельные звенья (уровни) бюджетной системы;
- предложить мероприятия по совершенствованию бюджетной системы Российской Федерации.
Введения
1. Принципы бюджетного устройства в Российской Федерации……………..
2. Бюджетное устройство РФ……………………………………………………
2.1. Консолидированный бюджет РФ……………………………………………
2.2. Федеральный бюджет………………………………………………………..
2.3. Региональные бюджеты РФ…………………………………………………….
2.4 Местные бюджеты………………………………………………………………
О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2010 и 2012 годов…
3. Государственные внебюджетные фонды…………………………………………
4. Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их решения……………………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………………………..
4. Межбюджетные
отношения: современная
ситуация, проблемы
и пути их решения
Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
Межбюджетные отношения основываются на принципах:
В основу процесса
распределения расходов и доходов
между звеньями бюджетной системы
заложен принцип равенства
Для обеспечения расходов территориальных бюджетов РФ они должны иметь соответствующие доходы. Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих.
Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ.
К собственным доходам относятся трансферты. В трансферты входят:
1) субвенция – фиксированный объем государственных средств, выделяемых на безвозмездной и безвозвратной основе для целевого финансирования расходов бюджета;
2) дотация – единовременная выплата без целевого назначения, выдается в случаях, когда закрепленных и регулируемых доходов недостаточно для покрытия текущих расходов;
3) субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджетам другого уровня физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;
4) бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возрастной и возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.
Потребность в трансфертах в условиях России связана с необходимостью выравнивания региональных бюджетов, учитывая существующую дифференциацию в уровнях социально-экономического развития регионов и соответственно значительные различия в уровнях бюджетного потенциала регионов.
Регулирующие доходы бюджетов – это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.
В ст. 8 этого Закона зафиксировано, что единство бюджетной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единством бюджетной классификации и документации, но и представлением необходимой статистической и бюджетной информации для составления консолидированных бюджетов. В ст. 165 Бюджетного кодекса РФ также отмечается обязанность Министерства финансов РФ составлять отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.
Производственные возможности республики Башкортостан формируют налоговый потенциал, составляющий до 3% консолидированных доходов Российской Федерации и до 3% доходов федерального бюджета.
Реализация последовательной и комплексной программы мер по стабилизации и развитию бюджетного процесса в Республике Башкортостан позволила обеспечить бюджету республики лидирующие позиции в Российской Федерации. Уровень и тенденции развития экономики республики создали основу для значительной доходной базы бюджетов всех уровней и определяют статус республики как донора федерального бюджета, обеспечивающего в составе 10 субъектов Российской Федерации формирование 2/з доходов федерального бюджета.
Межбюджетные отношения Российской Федерации и Республики Башкортостан осуществляются путем реализации ежегодного соглашения, определяющего размеры и сроки взносов республики в федеральный бюджет. Конкретизацией принципов, заложенных в Конституции РФ, Конституции РБ и федеративном Договоре, послужил Договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан. По нему к ведению органов государственной власти Башкортостана относились: формирование государственного бюджета республики, определение общих принципов налогообложения и сборов в бюджет. Бюджетно-налоговая и финансовая политика республики была скоординирована с федеральной политикой.
Объем ранее
накопленной задолженности
Начиная с 2008 года объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации определяется исходя из достижения минимального уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, что обеспечивает необходимые гарантии субъектам Российской Федерации в исполнении их расходных обязательств.
Повышается уровень
бюджетной дисциплины, существенно
снизилось число нарушений
Установленное
бюджетным законодательством
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации составят в 2009 году 364 млрд. рублей, в 2010 году -389 и в 2011 году - 416 млрд. рублей. Это позволит определить минимальный уровень выравнивания бюджетной обеспеченности исходя из средней величины этого показателя по субъектам Российской Федерации без учета 10 самых высокообеспеченных и 10 самых низкообеспеченных.
Задачи стимулирования субъектов Российской Федерации к осуществлению приоритетных, с точки зрения Российской Федерации, расходов, решаются путем предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение полномочий, переданных Российской Федерацией для исполнения субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации. Федеральным органам исполнительной власти необходимо осуществлять контроль за ходом реализации полномочий в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
В целях предупреждения
возможных негативных последствий
в исполнении расходных обязательств
субъектов Российской Федерации
в случае существенных изменений доходной
базы предполагается сохранить дотации
на поддержку мер по обеспечению сбалансированности
бюджетов субъектов Российской Федерации.
Заключение
Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетная система
представляет собой совокупность бюджетов
государства, его административно-
Бюджетная система государства структурно определяется степенью распределения полномочий между органами власти различных уровней по отношению к концентрации финансовых средств и их распределению.
Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:
Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджеты субъектов РФ не включаются в региональные бюджеты.
В России создана достаточно развитая бюджетная система, основанная на государственном устройстве, закрепленная в Конституции РФ и другими актами с применением принципов финансово – бюджетного федерализма. Также необходимо отметить, что конечным результатом существования любого государства, является экономическое благополучие и процветание его граждан. Надежная бюджетная система является одной из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государству необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему.
Современная ситуация в бюджетной сфере России свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в системе бюджетных отношений между органами управления, ответственными за формирование бюджетов, распределение бюджетных ресурсов и пополнение доходов в бюджет.
Бюджетная политика на 2009-2011гг. направлена на содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации, создание основ для улучшения качества роста экономики.
Реализация предлагаемых мер по повышению качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации должна обеспечить дальнейшее развитие системы межбюджетных отношений и способствовать повышению эффективности бюджетной системы Российской Федерации на основе сочетания принципов самостоятельности бюджетов всех уровней и единства их общих интересов.
Также необходимо
повысить контроль за эффективным использованием
государственных средств, что повысит
степень институционального развития
и качество роста экономики, улучшит
финансовую прозрачность деятельности
всего государственного сектора.
Список использованной литературы
3. Бюджетная
система Российской Федерации:
учебное пособие/ А.З.
4. Бюджетная система РФ. Александров И. М.: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 486 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Схема
консолидированного
бюджета РФ
Консолидированный бюджет РФ |
Федераль- ный бюджет | Федеральные целевые бюджетные фонды | Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) | Территори- альные целевые бюджетные фонды | Бюджеты муници- пальных образований (местные бюджеты) |
Бюджеты районные | Бюджеты городские | Бюджеты поселковые | Бюджеты сельские |
Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система РФ