Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие основных аспектов формирования бюджетной системы Российской Федерации, принципы межбюджетных отношений и специфику бюджетов на федеральном, региональном уровнях и бюджетов муниципальных образований.

Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:

- исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации;

- рассмотреть принципы построения бюджетной системы;

- изучить источники формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней, а также рассмотреть расходы бюджетов разных уровней;

- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование;

- исследовать отдельные звенья (уровни) бюджетной системы;

- предложить мероприятия по совершенствованию бюджетной системы Российской Федерации.

Содержание

Введения
1. Принципы бюджетного устройства в Российской Федерации……………..

2. Бюджетное устройство РФ……………………………………………………

2.1. Консолидированный бюджет РФ……………………………………………

2.2. Федеральный бюджет………………………………………………………..

2.3. Региональные бюджеты РФ…………………………………………………….

2.4 Местные бюджеты………………………………………………………………

О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2010 и 2012 годов…
3. Государственные внебюджетные фонды…………………………………………

4. Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их решения……………………………………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………………..

Список использованной литературы………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Бюджетное устройство и бюджетная система РФ.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

             4.  Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их решения 

      

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны  в рамках межбюджетных отношений.

      

Межбюджетные  отношения – это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

      

Межбюджетные  отношения основываются на принципах:

  1. распределения и закрепления расходов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
  2. разграничения на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;
  3. равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
  4. выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
  5. равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

      

В основу процесса распределения расходов и доходов  между звеньями бюджетной системы  заложен принцип равенства бюджета  субъектов РФ во взаимоотношениях с  федеральным бюджетом и местных  бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплат федеральных и региональных налогов.

      

Для обеспечения  расходов территориальных бюджетов РФ они должны иметь соответствующие  доходы. Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих.

      

Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ.

      

К собственным доходам  относятся трансферты. В трансферты входят:

      

1) субвенция – фиксированный объем государственных средств, выделяемых на безвозмездной и безвозвратной основе для целевого финансирования расходов бюджета;

      

2) дотация –  единовременная выплата без целевого назначения, выдается в случаях, когда закрепленных и регулируемых доходов недостаточно для покрытия текущих расходов;

      

3) субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджетам другого уровня физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;

      

4) бюджетный кредит -  форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возрастной и возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.

      

Потребность в трансфертах в условиях России связана с необходимостью выравнивания региональных бюджетов, учитывая существующую дифференциацию в уровнях социально-экономического развития регионов и соответственно значительные различия в уровнях бюджетного потенциала регионов.

      

Регулирующие  доходы бюджетов – это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.

      

В ст. 8 этого  Закона зафиксировано, что единство бюджетной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единством бюджетной классификации и документации, но и представлением необходимой статистической и бюджетной информации для составления консолидированных бюджетов. В ст. 165 Бюджетного кодекса РФ также отмечается обязанность Министерства финансов РФ составлять отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.

      

Производственные  возможности республики Башкортостан формируют  налоговый  потенциал,  составляющий до 3% консолидированных доходов Российской Федерации и до 3% доходов федерального бюджета.

      

Реализация последовательной и комплексной программы мер по стабилизации и развитию бюджетного процесса в Республике Башкортостан позволила обеспечить бюджету республики лидирующие позиции в Российской Федерации. Уровень и тенденции развития экономики республики создали основу для  значительной доходной базы бюджетов всех уровней и определяют статус республики как донора федерального бюджета, обеспечивающего в составе 10 субъектов Российской Федерации формирование 2/з доходов федерального бюджета.

      

Межбюджетные отношения Российской Федерации и Республики Башкортостан осуществляются путем реализации ежегодного соглашения, определяющего размеры и сроки взносов республики в федеральный бюджет. Конкретизацией принципов, заложенных в Конституции РФ, Конституции РБ и федеративном Договоре, послужил Договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан. По нему к ведению органов государственной власти Башкортостана относились: формирование государственного бюджета республики, определение общих принципов налогообложения и сборов в бюджет. Бюджетно-налоговая и финансовая политика республики была скоординирована с федеральной политикой.

     

Объем ранее  накопленной задолженности консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  существенно сокращен за последние  пять лет с 128 млрд. рублей до 42 млрд. рублей, то есть с 8% до менее 1% по отношению к доходам. Практически ликвидирована кредиторская задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы. Она отсутствует в 80 субъектах Российской Федерации.

     

Начиная с 2008 года объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации определяется исходя из достижения минимального уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, что обеспечивает необходимые гарантии субъектам Российской Федерации в исполнении их расходных обязательств.

     

Повышается уровень  бюджетной дисциплины, существенно  снизилось число нарушений органами государственной власти субъектов  Российской Федерации требований Бюджетного кодекса Российской Федерации. Бюджеты  субъектов Российской Федерации, в основном, сбалансированы. 

 

     

Установленное бюджетным законодательством закрепление налоговых доходов за бюджетами субъектов Российской Федерации, а также стабильность принципов предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета обеспечат рост доходов до 6 298,2 млрд. рублей в 2009 году, 7 034,5 млрд. рублей - в 2010 году, 7 881,7 млрд. рублей - в 2011 году, из них налоговые доходы составят соответственно 4 706; 5 382 и 6 208 млрд. рублей.

     

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов  Российской Федерации составят в 2009 году 364 млрд. рублей, в 2010 году -389 и в 2011 году - 416 млрд. рублей. Это позволит определить минимальный уровень выравнивания бюджетной обеспеченности исходя из средней величины этого показателя по субъектам Российской Федерации без учета 10 самых высокообеспеченных и 10 самых низкообеспеченных.

     

Задачи стимулирования субъектов Российской Федерации  к осуществлению приоритетных, с  точки зрения Российской Федерации, расходов, решаются путем предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение  полномочий, переданных Российской Федерацией для исполнения субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации. Федеральным органам исполнительной власти необходимо осуществлять контроль за ходом реализации полномочий в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

     

В целях предупреждения возможных негативных последствий  в исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации  в случае существенных изменений доходной базы предполагается сохранить дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    

Заключение 

     

Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы и принципы ее построения.

     

Бюджетная система  представляет собой совокупность бюджетов государства, его административно-территориальных  образований, самостоятельных в  бюджетном отношении государственных  учреждений и фондов, основанных на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

      

Бюджетная система  государства структурно определяется степенью распределения полномочий между органами власти различных  уровней по отношению к концентрации финансовых средств и их распределению.

      

Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:

  1. федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  2. региональных бюджетов, или бюджетов субъектов Федерации. Это формы образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ;
  3. местных бюджетов, или бюджетов муниципальных образований. Это формы образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к ведению органов местного самоуправления.

      

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджеты субъектов РФ не включаются в региональные бюджеты.

      

В России создана  достаточно развитая бюджетная система, основанная на государственном устройстве, закрепленная в Конституции РФ и другими актами с применением принципов финансово – бюджетного федерализма. Также необходимо отметить, что конечным результатом существования любого государства, является экономическое благополучие и процветание его граждан. Надежная бюджетная система является одной из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государству необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему.

      

Современная ситуация в бюджетной сфере России свидетельствует  о необходимости усиления регулирующей роли государства в системе бюджетных отношений между органами управления, ответственными за формирование бюджетов, распределение бюджетных ресурсов и пополнение доходов в бюджет.

     

Бюджетная политика на 2009-2011гг. направлена на содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации, создание основ для улучшения качества роста экономики.

     

Реализация предлагаемых мер по повышению качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации должна обеспечить дальнейшее развитие системы межбюджетных отношений и способствовать повышению эффективности бюджетной системы Российской Федерации на основе сочетания принципов самостоятельности бюджетов всех уровней и единства их общих интересов.

     

Также необходимо повысить контроль за эффективным использованием государственных средств, что повысит  степень институционального развития и качество роста экономики, улучшит  финансовую прозрачность деятельности всего государственного сектора. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                            Список использованной литературы

 
 
  1. Конституция Российской Федерации. М.,
  2. Бюджетный Кодекс РФ. - М.: Юрайт-Издат,-309 с.

3. Бюджетная  система Российской Федерации:  учебное пособие/ А.З. Селезнев/ под ред. проф. В.Ю. Катасонова. – М.: Магистр, 2007.

4. Бюджетная  система РФ. Александров И. М.: Учебник. – М.: Издательско-торговая  корпорация «Дашков и К», 2006. –  486 с.

  1. Бюджетная система РФ. Ответы на экзаменационные вопросы: учебное пособие для вузов / Н. А. Новикова. – м.: Издательство «Экзамен», 2006. – 223с.
  2. Финансы: Учебник / Под ред.В.В.Ковалева. – М.: ПБОЮЛ М.А.Захаров, 2004. – 640с.
  3. Финансы: Учебник /под ред. Л.А.Дробозиной.  - М.:ЮНИТИ, 2005.
  4.   www.minfin.ru - сайт Министерства Финансов РФ.
  5.   www.consultant.ru – Консультант плюс.
  6.   www.erudition.ru – Российская электронная библиотека.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                
           
           

               ПРИЛОЖЕНИЕ  А

Схема консолидированного бюджета РФ 

      Консолидированный бюджет РФ
 
 
Федеральный бюджет РФ
 
Консолидированные бюджеты субъектов  РФ (территориальные бюджеты)
 
 
Федераль- ный бюджет Федеральные целевые  бюджетные фонды   Бюджеты субъектов  РФ (региональные бюджеты) Территори- альные целевые бюджетные фонды Бюджеты муници- пальных образований (местные бюджеты)

 

                Бюджеты районов
                 
                Бюджеты городов

 

            Бюджеты районные Бюджеты городские Бюджеты поселковые Бюджеты сельские
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система РФ