Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие основных аспектов формирования бюджетной системы Российской Федерации, принципы межбюджетных отношений и специфику бюджетов на федеральном, региональном уровнях и бюджетов муниципальных образований.

Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:

- исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации;

- рассмотреть принципы построения бюджетной системы;

- изучить источники формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней, а также рассмотреть расходы бюджетов разных уровней;

- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование;

- исследовать отдельные звенья (уровни) бюджетной системы;

- предложить мероприятия по совершенствованию бюджетной системы Российской Федерации.

Содержание

Введения
1. Принципы бюджетного устройства в Российской Федерации……………..

2. Бюджетное устройство РФ……………………………………………………

2.1. Консолидированный бюджет РФ……………………………………………

2.2. Федеральный бюджет………………………………………………………..

2.3. Региональные бюджеты РФ…………………………………………………….

2.4 Местные бюджеты………………………………………………………………

О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2010 и 2012 годов…
3. Государственные внебюджетные фонды…………………………………………

4. Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их решения……………………………………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………………..

Список использованной литературы………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Бюджетное устройство и бюджетная система РФ.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

Основными источниками покрытия дефицита бюджета  будут являться средства Резервного фонда и Фонда национального  благосостояния.

Характеристики  федерального бюджета на 2011 год и на 2012 год установлены исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере соответственно 48 072,0 млрд. рублей и 53 712,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 8,0 процентов и 7,0 процентов. Предполагается увеличение общего объема доходов - в 2011 году они ожидаются уже на уровне 7 455,7 млрд. рублей, а в 2012 году - на уровне 8 069,6 млрд. рублей. При этом предполагается, что объемы нефтегазовых доходов федерального бюджета увеличатся в 2011 до 3 311,8 млрд. рублей, в 2012 году до 3 503,1 млрд. рублей. Планируется снизить уровень дефицита бюджетов до 1 934,1 млрд. рублей в 2011 году и до 1 611,4 млрд. рублей в 2012 году, с учетом запланированного общего объема расходов бюджета 2011 года в сумме 9 389,8 млрд. рублей и расходов бюджета 2012 года в сумме 9 681,0 млрд. рублей.

Структура расходов федерального бюджета утверждена только на 2010 год. Приоритетными направлениями расходования бюджетных средств являются выполнение социальных обязательств, а также создание условий для посткризисного восстановления и развития экономики.

      Федеральный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.

      Основные  функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет. В ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении РФ находятся федеральный

бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные  фонды регионального развития.

      Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.

      Доходы  федерального бюджета

1. К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

  • федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
  • таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
  • государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2. К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;
  • доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, — в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;
  • часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;
  • прибыль Банка России — по нормативам, установленным федеральными законами;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;   
  • доходы от реализации государственных запасов и резервов.

     Проектируемый объем федерального бюджета на 2008-2010 годы (млрд. руб.) указан в Приложение Б.

      Расходы федерального бюджета

      1. В соответствии с действующим  в Российской Федерации законодательством  исключительно из федерального  бюджета финансируются следующие  виды расходов:

  • обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной   палаты  РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
  • функционирование федеральной судебной системы;
  • осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);
  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  • государственная поддержка железнодорожного,  воздушного и морского транспорта;
  • государственная поддержка атомной энергетики;
  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  • исследование и использование космического пространства;
  • содержание   учреждений,   находящихся   в   федеральной собственности  или в ведении органов государственной власти Российской Федерации; формирование федеральной собственности; обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
  • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
  • пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
  • проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
  • федеральная инвестиционная программа  др.

      2. Кроме того, средства федерального  бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы.

      По  согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

  • государственная  поддержка  отраслей   промышленности, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
  • обеспечение правоохранительной деятельности;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  •   научно-исследовательские, опытно-конструкторские    и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;  
  • обеспечение социальной защиты населения;
  • обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
  • обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций  и  стихийных бедствий  межрегионального масштаба;
  • развитие рыночной инфраструктуры;
  • обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
  • обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • обеспечение деятельности средств массовой информации;
  • прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

      Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется Фонд финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам Российской Федерации выделяются дотации и субвенции.

     2.3. Бюджеты субъектов РФ

    Бюджет  субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации.

        В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. 

          Согласно ст. 14 БК РФ:

В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения,«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»), и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

      В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.

      Собственные доходы территориальных  бюджетов включают следующие налоги и сборы:

1. Налоги, сборы и другие поступления,  включающие местные налоги и  сборы. Из них наиболее крупные: 

  • поступления по административным штрафам и санкциям;
  • сборы, взимаемые автомобильной инспекцией;
  • сборы за регистрацию предприятий, общественных организаций, банков и их филиалов;
  • транспортный налог;
  • налог на рекламу;
  • налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;
  • сбор за право торговли;
  • целевые сборы с граждан и предприятий всех организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство и другие цели;
  • регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
  • сбор со сделок, произведенных на товарных биржах и при продаже и покупке валюты;
  • сбор за уборку территорий населенных пунктов;
  • поступления от лицензирования отдельных видов деятельности;
  • сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;
  • налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы;
  • лицензионный сбор за право производства и торговли спиртными напитками и пивом.

2. Налоги  на имущество, в том числе: 

  • налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
  • налог на имущество предприятий;
  • налог на имущество физических лиц.

3. Доходы  от приватизации собственности, принадлежащей субъектам Российской Федераций и муниципальным образованиям, в том числе:

  • доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;
  • доходы от продажи земли;
  • доходы от продажи квартир гражданам.

4. Земельный  налог, включающий:

  • земельный налог и арендную плату за земли сельскохозяйственного назначения, включая сельхозугодья в составе лесного фонда;
  • земельный налог и арендную плату за земли несельскохозяйственного назначения;
  • доходы от централизации средств земельного налога и арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения, земли городов и других населенных пунктов;
  • возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельхозугодий.

5. Средства  обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.

6. Платежи  за пользование недрами и природными  ресурсами, в том числе: 

  • платежи за пользование недрами;
  • лесные подати, включая арендную плату и плату за земли лесного фонда;
  • плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;
  • плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов;
  • отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов.

В число  главных регулирующих доходов территориальных бюджетов входят отчисления от:

  • налога на добавленную стоимость;
  • акцизов;
  • налога на прибыль (доход) предприятий;
  • подоходного налога с физических лиц.

Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимости от общей суммы расходов территориального бюджета и объема их собственных доходов.

Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система РФ