Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие основных аспектов формирования бюджетной системы Российской Федерации, принципы межбюджетных отношений и специфику бюджетов на федеральном, региональном уровнях и бюджетов муниципальных образований.

Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:

- исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации;

- рассмотреть принципы построения бюджетной системы;

- изучить источники формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней, а также рассмотреть расходы бюджетов разных уровней;

- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование;

- исследовать отдельные звенья (уровни) бюджетной системы;

- предложить мероприятия по совершенствованию бюджетной системы Российской Федерации.

Содержание

Введения
1. Принципы бюджетного устройства в Российской Федерации……………..

2. Бюджетное устройство РФ……………………………………………………

2.1. Консолидированный бюджет РФ……………………………………………

2.2. Федеральный бюджет………………………………………………………..

2.3. Региональные бюджеты РФ…………………………………………………….

2.4 Местные бюджеты………………………………………………………………

О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2010 и 2012 годов…
3. Государственные внебюджетные фонды…………………………………………

4. Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их решения……………………………………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………………..

Список использованной литературы………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Бюджетное устройство и бюджетная система РФ.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

Содержание

Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

Введения

1. Принципы бюджетного устройства в Российской Федерации……………..

2. Бюджетное  устройство РФ……………………………………………………

2.1. Консолидированный  бюджет РФ……………………………………………

2.2. Федеральный  бюджет………………………………………………………..

2.3. Региональные бюджеты РФ…………………………………………………….

2.4  Местные бюджеты……………………………………………………………

О федеральном  бюджете на 2010 год и на плановый период 2010 и 2012 годов…

3. Государственные внебюджетные фонды…………………………………………

4. Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их решения……………………………………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………………..

Список использованной литературы……………………………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                            Введение 

     Бюджетное устройство Российской Федерации –  это основа государственного управления страны. Знание его основ, а также понимание главных законодательных актов Российской Федерации – Бюджетного кодекса и законов о межбюджетных отношениях, структуры и принципов бюджетной системы необходимо студентам всех экономических специальностей.

      Становление российской бюджетной системы совпало  с началом радикальной экономической  реформы и предопределило пересмотр  концепции бюджетного устройства России в направлении его значительной децентрализации, что обеспечивалось принятием демократических принципов в построении бюджетной системы и усиление территориальных подходов в управлении. Важным этапом в реорганизации бюджетной системы страны стал принятый, Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» № 1734-1.

     Совершенствование бюджетного устройства способно оказать  значительное положительное воздействие  на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует  осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного долга. Только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.

     Целью курсовой работы является раскрытие основных аспектов формирования бюджетной системы Российской Федерации, принципы межбюджетных отношений и специфику бюджетов на федеральном, региональном уровнях и бюджетов муниципальных образований.

     Поставленная  цель предопределила постановку и решение следующих задач:

      - исследовать основные черты  и принципы бюджетного устройства  Российской Федерации;

      - рассмотреть принципы построения  бюджетной системы;

      - изучить источники формирования  налоговых и неналоговых поступлений  доходной части бюджетов разных уровней, а также рассмотреть расходы бюджетов разных уровней;

      - рассмотреть бюджетную классификацию  и ее использование;

      -  исследовать отдельные звенья (уровни) бюджетной системы;

- предложить  мероприятия по совершенствованию бюджетной системы Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Принципы бюджетного  устройства в Российской Федерации

    Становление бюджетной системы характеризуется  также и становлением принципов  ее функционирования, которые отражены в БК РФ.

    Принцип самостоятельности бюджетов всех уровней закрепления за бюджетами доходов и расходов и источников финансирования дефицита бюджетов проявляется в том, что органы законодательной и исполнительной власти трех уровней государственного устройства разрабатывают и исполняют каждый свой бюджет.

    Принцип равенства бюджетных  прав субъектов РФ и муниципальных  образований означает одинаковые бюджетные полномочия органов власти соответствующих уровней.

    Принцип единства бюджетной системы означает, что:

- в основе  разработки и исполнения бюджетов всех уровней лежит единая система бухгалтерского учета и отчетности;

- бюджеты  всех уровней исполняются на  основе единого измерителя (национальная  денежная единица, т.е. рубль), используется единая методология  разработки и исполнения бюджета всех уровней;

- используется  единая классификация доходов  и расходов бюджета.

    Принцип сбалансированности бюджета реализуется так, что расходы любого бюджета должны совпадать с доходами бюджета, т.е. формируются по средствам.    

    Возможна  реализация принципа сбалансированности бюджета по трем схемам:

    1. Доходы равны расходам. Если нет,  вносятся изменения в закон  о бюджете.

    2. Расходы превышают доходы, образуется  дефицит бюджета, для покрытия  которого необходимо изыскивать  дополнительные средства, чаще всего это займы.

    3. Расходы сознательно устанавливаются  ниже доходов, формируется профицит.

    Принцип общего покрытия расходов поступающими доходами означает использование «котлового» метода формирования доходов для финансирования расходов. Т.е. расходы не привязываются к каким-то определенным доходным источникам.

    Принцип адресности и целевого характера использования  бюджетных средств. Все расходы бюджета должны иметь строго адресный характер. Расходы бюджета строго распределены по главным распорядителям и получателям бюджетных средств, причем определяется их целевое назначение.

    Принцип полноты отражения  в бюджете доходов, расходов и источников финансирования бюджетов. В БК РФ этот принцип дополнен принципом поведомвстенности расходов бюджетов. Получателям бюджетных средств полагаются ассигнования только от главных распорядителей, в ведении которых они находятся.

    Принцип достоверности бюджета. Означает, что при определении доходов и расходов бюджета любого уровня бюджетной системы должны быть учтены все реальные изменения, которые повлияют на доходы и расходы бюджета.

    Принцип эффективного и экономического использования бюджетных  средств. Это означает, чтобы все мобилизуемые доходы расходовались с максимальным эффектом. В новой редакции этот принцип сформулирован как принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств (ст. 28).

    Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат  с единого счета бюджета.

    Вообще  принципы построения и функционирования бюджетов всех уровней одинаковы:

- принцип  единства выражает необходимость  согласования бюджетов с единой  правовой и документарной политикой,  единым бюджетным процессом;

- принцип  гласности требует обязательного  опубликования утвержденных бюджетов в СМИ;

- принцип  реальности утверждает необходимость  правдивости всех бюджетных показателей;

- принцип  самостоятельности определяется  наличием у бюджетов всех уровней  собственных источников доходов  и правом самовольного их расходования (в рамках действующего законодательства). Бюджеты нижестоящих органов самоуправления  не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней. Реализация этих принципов прослеживается и в  бюджетной системе субъектов РФ.

     2. Бюджетное устройство

     Представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.

      Бюджетное устройство определяется государственным  устройством. Административно-территориальное  деление страны определяет количество звеньев бюджетной системы, т. к. каждый орган государственной власти согласно Конституции страны, имеет право на свой бюджет.

      В унитарных (единых) государствах бюджетная  система имеет два звена:

1) государственный  бюджет;

2) многочисленные  местные бюджеты.

      В федеральных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев:

1) государственный  бюджет (федеральный бюджет, или  бюджет центрального правительства);

2) бюджеты  членов Федерации;

3) местные  бюджеты.

      В унитарном государстве орган  государственного управления может быть единым или многоуровневым, но контроль за выполнением функций государственной власти закреплен правительством в центре.

     2.1. Консолидированный  бюджет Российской Федерации представляет собой федеральный бюджет и консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации (Приложение А).

Консолидированный бюджет используется в процессе бюджетного планирования и прогнозирования и разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответствующего уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей федерального, регионального и местных бюджетов.

   Свод  бюджетов - это расчетный документ, отражающий соединение (консолидацию) всех показателей, характеризующих объединяемые бюджеты. Чтобы не допустить ошибок в процессе консолидации, соблюдают определенные правила суммирования основных показателей бюджета - доходов, расходов, дефицита (профицита).

   При определении итоговых показателей  по своду бюджетов запрещается:

  • сальдировать дефициты бюджетов с профицитами других бюджетов (то есть взаимно сокращать дефициты одних и профициты других бюджетов в составе сводного бюджета);
  • недопустим двойной счет трансфертов, поскольку они проходят в составе доходов одних бюджетов и одновременно как расход в составе вышестоящего бюджета.

     В Бюджетном кодексе дано определение  консолидированного бюджета как свода бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской

Федерации на соответствующей территории.

     Рис. 1. Бюджетная система России. 

     Следует отметить, что консолидированный  бюджет не имеет правовой нагрузки, однако его параметры широко используются в процессе сводного планирования, отчетности, анализа. Консолидированный  бюджет Российской Федерации не утверждается законодательным органом власти.

Советы  министров республик в составе  Российской Федерации, исполнительные органы субъектов Федерации составляют свои консолидированные бюджеты, представляющие собой свод бюджетов соответствующих территорий.

  Федеральный бюджет

Федеральный закон от 02. 12 .2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 и на плановый период 2011 и 2012 годов".

Утверждены  основные характеристики федерального бюджета на 2010 - 2012 годы.

  Бюджет 2010 года спланирован исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 43 187,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 10 процентов. Поступления в доходную часть федерального бюджета 2010 года спланированы в сумме 6 950 млрд. рублей (в 2009 году - 6 731,8 млрд. рублей), в том числе объем нефтегазовых доходов запланирован в сумме 3 194,7 млрд. рублей. При этом расходы федерального бюджета определены в размере 9 886,9 млрд. рублей (в 2009 году - 9 931,4 млрд. рублей). Таким образом, прогнозируемый дефицит федерального бюджета 2010 года установлен на уровне 2 936,9 млрд. рублей.

Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система РФ