Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие основных аспектов формирования бюджетной системы Российской Федерации, принципы межбюджетных отношений и специфику бюджетов на федеральном, региональном уровнях и бюджетов муниципальных образований.

Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:

- исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации;

- рассмотреть принципы построения бюджетной системы;

- изучить источники формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней, а также рассмотреть расходы бюджетов разных уровней;

- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование;

- исследовать отдельные звенья (уровни) бюджетной системы;

- предложить мероприятия по совершенствованию бюджетной системы Российской Федерации.

Содержание

Введения
1. Принципы бюджетного устройства в Российской Федерации……………..

2. Бюджетное устройство РФ……………………………………………………

2.1. Консолидированный бюджет РФ……………………………………………

2.2. Федеральный бюджет………………………………………………………..

2.3. Региональные бюджеты РФ…………………………………………………….

2.4 Местные бюджеты………………………………………………………………

О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2010 и 2012 годов…
3. Государственные внебюджетные фонды…………………………………………

4. Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их решения……………………………………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………………..

Список использованной литературы………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Бюджетное устройство и бюджетная система РФ.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

По объему и экономическому значению ведущее  положение в доходах территориальных  бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов. Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами территориальных органов власти, но и в повышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет.

Регулирование территориальных  бюджетов. Существующая система регулирования территориальных бюджетов позволяет обеспечить необходимыми средствами территориальные бюджеты независимо от производительности местных источников; создает предпосылки к выравниванию уровней развития отдельных территориальных единиц; стимулирует территориальные органы власти к выполнению планов мобилизации федеральных и региональных налогов.

      К неналоговым доходам относятся:

1)  доходы  от использования или продажи  имущества, находящегося в собственности  субъекта Федерации;

2)  дивиденды  по акциям;

3)  арендная  плата за сданное в аренду имущество;

4)  проценты, полученные от размещения временно  свободных денежных средств в  банках;

5) поступления  от продажи акций, находящихся  в собственности субъекта Федерации;

6)  доходы  от реализации бесхозяйственного  и конфискованного имущества и т. д.;

7)  доходы  от платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями;

8) средства, получаемые в результате применения  мер гражданско-правовой, административной  и уголовной ответственности.

      Отдельную группу бюджетных доходов составляют безвозмездные перечисления, поступающие от нерезидентов международных организаций, правительств иностранных государств, юридических и физических лиц, бюджетов других уровней, в виде дотаций, субвенций, субсидий, трансфертов, средств по взаимным расчетам, возникающим в связи с изменениями в бюджетном и налоговом законодательствах.

      Расходы бюджетов субъектов  Федерации формируются так, чтобы обеспечить субъектам РФ выполнение закрепленных за ними полномочий. В зависимости от экономического содержания расходы делятся на текущие и капитальные.

      Текущие расходы обеспечивают:

    1. текущее функционирование региональных органов государственной власти и бюджетных учреждений регионального уровня;
    2. государственную поддержку отдельных отраслей экономики в соответствии с региональными целевыми нормами;
    3. финансовую помощь муниципальным образованиям;
    4. осуществление международной и внешнеэкономических связей субъектов Федерации;
    5. расходы на обслуживание государственного дома субъектов РФ.

      Капитальные расходы предназначены для инновационной и инвестиционной деятельности в соответствии с инвестиционными программами развития региона.

      Бюджет  субъекта Российской Федерации и  свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

      Республика  Башкортостан один из немногих субъектов  Российской Федерации, обладающий мощным налоговым потенциалом. Республика Башкортостан находится в едином налоговом пространстве Российской Федерации. Региональные и местные налоги устанавливаются и взимаются в соответствии с федеральным налоговым законодательством.

      Наибольший  удельный вес в доходах республиканского бюджета составляют налоговые поступления. Основная доля налоговых доходов приходится на поступления прямых налогов, среди которых важную роль играют поступления платежей по налогу на прибыль, высокая доля которых обусловлена динамичным развитием экономики республики. Имеется тенденция роста налогов на имущество, что отражает процесс постепенного повышения рыночной стоимости объектов недвижимости как производственного, так и непроизводственного назначения, связанного с повышением оценки перспектив экономического развития республики, а также с процессом направления средств предприятий в больших размерах на капитальные вложения.

      Изменения порядка зачисления налога на добавленную стоимость и акцизов в бюджеты субъектов Российской Федерации на федеральном уровне отразились на поступлениях налогов на товары и услуги.

         2.4. Местные бюджеты.

           Местные бюджеты  составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Статья 14 Бюджетного кодекса РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

      Местные бюджеты  -  один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

      Согласно  ст. 15 «Местные бюджеты» БК РФ:

      Каждое  муниципальное образование имеет  собственный бюджет.

      Бюджет  муниципального образования (местный  бюджет) — форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

      Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения  расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

      В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений  могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованьями.

(В ред.  Федерального закона от 26.04.2007 №  63-ФЗ.)

      Экономическая сущность местных бюджетов проявляется  в их назначении. Они выполняют следующие функции:

  • формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
  • распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
  • контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

      Важное  значение имеют местные бюджеты  в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

      Доходная  часть местных  бюджетов

           В настоящее время  Государственной Думой принят в  первом чтении проект Федерального закона N 364858-3 "О внесении изменений и  дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

     Согласно  этому Законопроекту не предполагается существенных изменений состава  местных налогов. Они так и  не становятся определяющими при  формировании доходов местных бюджетов.

     К местным налогам и сборам предполагается относить:

     земельный налог;

     налог на имущество физических лиц;

     торговый  сбор;

     транспортный  налог.

     Как видно, из числа местных налогов  исключен налог на рекламу. Оценивать  это можно по-разному. С одной  стороны, уже неоднократно отмечалось, что налог на рекламу ставит муниципальные образования в заведомо неравные положения: вполне очевидно, что доходы от этого налога в крупных городах будут в разы превышать суммы, собираемые в сельских поселениях. С другой стороны, налог на рекламу в большей степени гарантирует регулярность поступления платежей в местные бюджеты, чем, например, торговый сбор.

      Доходы  от приватизации (собственности, принадлежащей муниципальным образованиям), в том числе:

  • доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;   
  • доходы от продажи земли;   
  • доходы от продажи квартир гражданам.

      Средства  обязательного медицинского страхования,  средства внебюджетных и отраслевых фондов.

      Местные органы власти заинтересованы в собственных  источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет.

      Постоянно увеличивающиеся расходы территориальных  бюджетов при недостаточном росте объема собственных доходов вызывали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществлялось главным образом за счет регулирующих источников, т.е. средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов.

      Расходная часть местных  бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти – разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных мест, влекут расширение расходов местных бюджетов.

      В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

  • содержание органов местного самоуправления;
  • формирование муниципальной собственности и управление ею;
  • организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
  • содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
  • организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
  • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
  • благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
  • организация утилизации и переработки бытовых отходов;
  • содержание мест захоронения,  находящихся  в ведении 
    муниципальных органов;
  • организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • охрана окружающей  природной  среды   на  территориях 
    муниципальных образований;
  • реализация целевых программ,  принимаемых органами 
    местного самоуправления;
  • обслуживание и погашение муниципального долга; 
  • целевое дотирование населения;
  • содержание муниципальных архивов;   
  • проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

      Главным направлением использования средств  местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство — примерно треть всех расходов.

      Одним из главных направлений использования  финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.

      Местным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и в первую очередь учреждений народного образования и здравоохранения. Поэтому в расходах местных бюджетов значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах — от 60 до 80%.

Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система РФ