Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:05, курсовая работа
Целевые ориентиры государства находят отражение в бюджетной политике. Государство определяет содержание и направления своей деятельности, обеспечивая соответствующее финансирование государственного сектора экономики, науки, образования, всей системы государственного управления, здравоохранения, культуры, обороны, правоохранительных органов и т.п. Это находит отражение в официальных документах, являющихся обязательными при составлении бюджета. Например, в России в соответствии с Конституцией РФ Президент РФ в течение года обращается к Федеральному Собранию с двумя посланиями, одно из которых является бюджетным. Не позднее марта года, предшествующего бюдже
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ…………………………………………….………………….
6
1.1 Сущность бюджетной политики в РФ ………………………………. 6
1.2 Виды бюджетной политики…………….……………………..……… 8
1.3 Государственные доходы и методы их мобилизации.…….....……... 11
1.4 Государственные расходы, их экономическое и социальное значение……………………………………………………………………..
1.5. Сбалансированность бюджетов……………………………………….
1.6. Бюджетная политика в ходе экономического цикла………………...
15
20
22
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНАЯ ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ О БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ В 2011-2013..................................................
24
2.1 Основные итоги бюджетной политики в 2009 году и в начале 2010 года …………………………………………………...……………………..
24
2.2 Основные цели и задачи бюджетной политики на 2011-2013 годы и дальнейшую перспективу………………………..…………………………
25
2.3 Основные приоритеты бюджетных расходов………………………. 31
2.4 Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы ……………………………………………..
2.5 Политика в сфере межбюджетных отношений……………………...
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ (2009-2013 ГОДА)»…………
3.1 Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа…………………………………………………………………….
35
38
41
41
3.2 Основные цели и задачи Программы «Научные и научно-
педагогические кадры инновационной России (2009-2013 года)»………
43
3.3 Мероприятия Программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России (2009-2013 года)»………..………………..
3.4 Финансирование программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России (2009-2013 года)»…………………………
3.5. Оценка социально-экономической и экологической эффективности программы……………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………
В связи с этим необходимо разработать механизм мониторинга реализации этих программ и оказания региональным органам власти финансовой помощи с учётом их результатов.
Заслуживает внимания идея укрупнения субсидий, предоставляемых регионам в рамках государственных программ (в сферах совместного ведения). При этом целесообразно на федеральном уровне поставить перед получателями субсидий конкретные цели, контролировать результаты этой работы, а выбор способов их достижения предоставить получателям субсидий.
Необходимо
предусмотреть возможность
Следует создать условия для улучшения финансировании дорожного строительства в субъектах РФ.
Необходимо
со всей серьёзностью подойти к совершенствованию
правового положения
Сложившаяся
в Российской Федерации ситуация
в области воспроизводства и
изменения возрастной структуры
научных и научно-
Принципиальным является отсутствие единой программы, поддерживающей научные исследования молодых ученых в период выбора ими жизненного пути, в первую очередь сразу после защиты кандидатской диссертации. Важнейшим элементом является привлекательность для молодежи карьеры исследователя. Необходимо осуществлять поддержку ученых и научно-педагогических коллективов, которые выполняют двойную роль:
В настоящее время невозможно комплексно и эффективно решить проблемы привлечения молодежи в сферу науки, образования, высоких технологий и закрепления ее в этих сферах, эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающих структурные преобразования государственного сектора науки и высшего образования на федеральном уровне в приемлемые сроки за счет использования рыночных механизмов. Это может быть осуществлено на основе программно-целевого метода, применение которого позволит обеспечить системное решение проблемы, рационально использовать ресурсы. Эффективность программно-целевого метода обусловлена его системным, интегрирующим характером, что позволит сконцентрировать ресурсы на выбранных приоритетных направлениях привлечения талантливой молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, достигнуть положительной динамики обновления кадрового состава этой сферы в установленные сроки реализации Программы.
Вариантами решения проблемы являются:
Основное преимущество первого варианта заключается в отсутствии необходимости формирования нового комплексного механизма и осуществления связанных с этим дополнительных финансовых и организационных затрат.
Основные риски первого варианта заключаются в том, что подобное несистемное выделение средств не обеспечит решения поставленной актуальной задачи. Этот вариант не предполагает исследований и выявления точек роста, координации, систематизации и анализа результативности всей совокупности работ, что не позволит эффективно решить проблему в необходимые сроки.
Основным
преимуществом второго варианта
является реализация механизма государственной
поддержки, управления и координации
работ в области
Основные
риски второго варианта связаны
с длительностью и сложностью
ведомственных согласований, процедур
объективной экспертизы и мониторинга
мероприятий Программы для
Анализ
преимуществ и рисков представленных
вариантов решения проблемы позволяет
сделать вывод о предпочтительности второго
варианта реализации Программы.
Цели
и задачи Программы формировались
с учетом мнений молодых людей о том, что
может способствовать привлечению молодежи
в российскую науку. Опрос выпускников
Московского государственного университета
имени М.В.Ломоносова, а они уже в студенческие
годы получают реальные представления
о научной деятельности, зафиксировал
определенную иерархию приоритетов (рисунок
2).
Рисунок
2 – Иерархия приоритетов мнений молодых
людей
К числу наиболее значимых приоритетов относятся увеличение заработной платы в научной сфере (92,5 процента), оснащение современными приборами и оборудованием (47,5 процента), возможность профессионального и должностного роста (41,4 процента), условия для полноценной реализации научных амбиций (37,8 процента).
Поскольку системная проблема повышения уровня заработной платы не может решаться за счет средств федеральных целевых программ, речь может идти о создании системы мотивации научного труда, включающей возможности выполнения научно-исследовательских работ, обновления основных средств проведения таких исследований, предоставления возможностей для повышения уровня внутрироссийской мобильности научно-педагогических кадров.
Целью Программы является создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:
Программу предполагается реализовать с 2009 по 2013 год.
Целевые индикаторы и показатели Программы ««Научные и научно-педагогические кадры инновационной России (2009-2013гг.)» представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Целевые индикаторы и показатели Программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России»
Ед. измерения | Всего | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012
год |
2013
год | |
Доля исследователей в возрасте 30 - 39 лет (включительно) в общей численности исследователей | процент | 13,8-14,5 | 12,2-12,4 | 12,5-12,9 | 13-13,4 | 13,2-13,8 | 13,8-13,4 |
Доля исследователей в возрасте 30 - 39 лет (включительно) в общей численности исследователей в секторе высшего образования | процент | 21,22 | 17-18 | 18-19 | 19-20 | 20-21 | 21-22 |
Доля
ППС государственных и |
процент |
40-41 | 35-36 |
36-37 |
38-39 |
39-40 |
40-41 |
Доля исследований | процент | 13,5-14,5 | 11,5-12 | 12-12,5 | 12,5-13 | 13-13,5 | 13,5-14,5 |
Продолжение таблицы 1 | |||||||
высшей научной квалификации (кандидаты и доктора наук) в общей численности исследователей в возрасте до 39 лет (включительно) | |||||||
Доля
ППС высшей научной квалификации
(кандидаты и доктора наук) в
общей численности ППС |
процент | 63-64 | 58-59 | 59-60 | 61-62 | 62-63 | 63-64 |
Доля аспирантов и докторантов - участников Программы, представивших диссертации в диссертационный совет (нарастающим итогом) | процент | 80 | 30 | 45 | 60 | 80 | |
Количество студентов, аспирантов, докторантов и молодых исследователей, принимавших участие в предметных олимпиадах, конкурсах научных работ и других мероприятиях, проводимых в области науки и техники в рамках Программы (нарастающим итогом) | процент | 60-65 | 15-17 | 30-34 | 45-51 | 53-58 | 60-65 |
Количество студентов, аспирантов, докторантов и молодых исследователей из организаций - участников Программы, закрепленных в сфере науки, образования и высоких технологий | процент | 2-3 | 4-5 | 6-9 | 9-12 | ||
Доля исследователей в области естественных и технических наук - участников Программы, результаты работы которых в рамках мероприятий Программы опубликованы в высокорейтинговых российских и зарубежных журналах (нарастающим итогом) | процент | 10-12 | 25-30 | 35-40 | 40-45 |
Прекращение
действия Программы наступает в
случае завершения ее реализации, а
досрочное прекращение - в случае
признания неэффективности ее реализации
в соответствии с порядком разработки
и реализации федеральных целевых программ
и межгосударственных целевых программ,
в осуществлении которых участвует Российская
Федерация, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от
26 июня 1995 г. № 594.
Достижение цели и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий Программы, которые формируются Министерством образования и науки Российской Федерации при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций с учетом следующих положений:
Мероприятия
Программы «Научные и научно-педагогические
кадры инновационной России» представлены
в таблице 2.
Таблица
2 – Мероприятия Программы «
Направление | Мероприятия | Цель |
|
1.1. Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров | Достижение
научных результатов мирового уровня
по широкому спектру научных исследований,
закрепление в сфере науки
и образования научных и |
|
Достижение научных результатов мирового уровня в ходе совместных научных исследований молодых кандидатов наук, аспирантов и студентов и опытных исследователей старших поколений, а также закрепление в сфере науки и образования научных и научно-педагогических кадров | |
|
Достижение высоких научных результатов и закрепление научных и научно-педагогических кадров в сфере науки, образования и высоких технологий. | |
1.4.Развитие внутрироссийской мобильности научных и научно-педагогических кадров путем выполнения научных исследований молодыми учеными и преподавателями в научно-образовательных центрах. | Является повышение
уровня квалификации научных и научно- | |
1.5.Проведение
научных исследований |
Является развитие устойчивого и эффективного взаимодействия с российскими учеными, работающими за рубежом, на постоянной и временной основе, закрепление их в российской науке и образовании, использование их опыта, навыков и знаний для развития отечественной системы науки, образования и высоких технологий. | |
1.6.Научно-методическое
обеспечение
повышения эффективности воспроизводства и закрепления научных и научно-педагогических кадров |
Является выполнение научных исследований по обоснованию проектов нормативных и методических документов. | |
2.Обеспечение привлечения молодежи в | 2.1. Организация и проведение всероссийских и | Является эффективное освоение молодыми исследователями и преподавателями лучших научных и методических отечественных и мировых достижений. |
Продолжение таблицы 2 | ||
сферу
науки, образования и высоких технологий,
а также закрепления ее в этой сфере
за счет развитой инфраструктуры |
международных молодежных научных конференций и школ | |
2.2. Организация
и проведение всероссийских и
международных молодежных |
Является выявление талантов и способностей студентов, аспирантов и молодых исследователей к научной деятельности. | |
2.3. Развитие
информационной инфраструктуры
подготовки и закрепления |
Является создание специализированных интернет-порталов и баз данных о состоянии кадрового потенциала в сфере науки, образования и высоких технологий, подготовке научных и научно-педагогических кадров, в том числе с целью формирования кадрового резерва для указанной сферы, а также о мероприятиях по поддержке молодых исследователей, студентов, аспирантов. | |
2.4. Обеспечение
развития системы
научно-технического творчества молодежи |
Является содействие активизации традиционной системы выявления, поощрения и поддержки научно-технического творчества талантливой учащейся молодежи. | |
2.5. Оснащение
вузов, лидирующих
в подготовке научных
и научно-педагогических кадров для
научных организаций и |
Является приведение учебно-исследовательской базы российских вузов в соответствие с современными требованиями подготовки ученых и специалистов для организаций оборонно-промышленного комплекса и предприятий высокотехнологичных секторов экономики. | |
2.6.Информационное
обеспечение
реализации Программы |
Является повышение качества и объема научно-популярной информации о современных проблемах науки и сферы высоких технологий в средствах массовой информации и сети Интернет, профессиональная ориентация подростков и студенчества в указанных областях. | |
3.Инвестиции, обеспечивающие государственную систему | 3.1.Строительство общежитий | Является создание
в ряде государственных учреждений
высшего профессионального |
Продолжение таблицы 2 | ||
подготовки
научных и научно- |
инфраструктуры путем строительства жилищного фонда (общежитий) для временного проживания студентов и молодых ученых, а также преподавателей и ученых, приглашенных для проведения работ в научно-образовательных центрах, что позволит поддерживать их мобильность. | |
4.
Обеспечение управления программы |
4.1. Организационно-техническое
и информационное сопровождение конкурсных процедур и реализации государственного заказа |
Предусматривает
финансирование в установленном
порядке сопровождения процедур
размещения и реализации государственного
заказа по Программе, включая информационное
обеспечение государственных |
4.2. Аналитическое
обеспечение реализации |
Предусматривает выполнение проектов научно-технической направленности по обеспечению мониторинга реализации Программы, оценке уровня достижения цели и решения задач Программы, иных научно-исследовательских проектов в целях подготовки аналитических материалов для органов управления Программой в соответствии с их компетенцией. |