Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:05, курсовая работа
Целевые ориентиры государства находят отражение в бюджетной политике. Государство определяет содержание и направления своей деятельности, обеспечивая соответствующее финансирование государственного сектора экономики, науки, образования, всей системы государственного управления, здравоохранения, культуры, обороны, правоохранительных органов и т.п. Это находит отражение в официальных документах, являющихся обязательными при составлении бюджета. Например, в России в соответствии с Конституцией РФ Президент РФ в течение года обращается к Федеральному Собранию с двумя посланиями, одно из которых является бюджетным. Не позднее марта года, предшествующего бюдже
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ…………………………………………….………………….
6
1.1 Сущность бюджетной политики в РФ ………………………………. 6
1.2 Виды бюджетной политики…………….……………………..……… 8
1.3 Государственные доходы и методы их мобилизации.…….....……... 11
1.4 Государственные расходы, их экономическое и социальное значение……………………………………………………………………..
1.5. Сбалансированность бюджетов……………………………………….
1.6. Бюджетная политика в ходе экономического цикла………………...
15
20
22
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНАЯ ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ О БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ В 2011-2013..................................................
24
2.1 Основные итоги бюджетной политики в 2009 году и в начале 2010 года …………………………………………………...……………………..
24
2.2 Основные цели и задачи бюджетной политики на 2011-2013 годы и дальнейшую перспективу………………………..…………………………
25
2.3 Основные приоритеты бюджетных расходов………………………. 31
2.4 Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы ……………………………………………..
2.5 Политика в сфере межбюджетных отношений……………………...
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ (2009-2013 ГОДА)»…………
3.1 Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа…………………………………………………………………….
35
38
41
41
3.2 Основные цели и задачи Программы «Научные и научно-
педагогические кадры инновационной России (2009-2013 года)»………
43
3.3 Мероприятия Программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России (2009-2013 года)»………..………………..
3.4 Финансирование программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России (2009-2013 года)»…………………………
3.5. Оценка социально-экономической и экологической эффективности программы……………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………
Сегодня, когда российской экономике в определённой степени удалось преодолеть кризисные тенденции, необходимо сконцентрироваться на новых задачах. [9, с.3]
2.2
Основные цели и задачи
Бюджетная политика как составная часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения её эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.
Необходимо ясное понимание последствий реализации любых мер бюджетной политики с точки зрения их влияния на темпы продвижения к достижению поставленных целей.
Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.
Исходя из этого, необходимо решение следующих задач:
Предполагается исходить из необходимости сокращения в 2013 году дефицита федерального бюджета не менее чем в два раза по сравнению с уровнем 2009 года.
В среднесрочной перспективе
следует ограничить
Стратегическое планирование остаётся слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствует достоверная оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования) во взаимосвязи с их ролью в достижении поставленных целей государственной политики, а также оценка всех длящихся расходных обязательств.
Предстоит трезво оценить приоритетность стратегических задач, сопоставив их с реальными возможностями. Только комплексный подход к принятию стратегических решений, в полной мере учитывающий уроки кризиса, новые внутренние и внешние условия развития российской экономики. Позволит перераспределить ресурсы в пользу эффективных направлений государственной политики.
В кризисный период задача составления долгосрочных планов финансового развития отошла на второй план. С нормализацией экономической жизни следует вернуться к разработке долгосрочных планов экономического развития, которые должны предусматривать в том числе и сценарии возможного повторного ухудшения экономической конъюнктуры.
Для разработки долгосрочной бюджетной стратегии потребуется расширение горизонта и повышения надёжности экономических прогнозов, которые должны быть основаны на разумных оценках конъюнктурных параметров и макроэкономических показателей, зависящих от бюджетных расходов.
Нужно
ввести чёткие правила оценки объёма
действующих расходных
Практика
занижения при рассмотрении новых
инициатив их финансовой оценки с
последующим ежегодным
Любое предполагаемое новое решение должно быть проанализировано с точки зрения возможностей его финансового обеспечения и вклада в достижение стратегических целей развития страны.
Правительство РФ работает над созданием комплекса взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления. Эти вопросы нашли отражение в программе повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, в основу которой положены программно-целевые принципы деятельности органов исполнительной власти всех уровней, включая расширение их самостоятельности и усиление ответственности за принятые решения. С 2012 года значительная часть федерального бюджета должна быть представлена в виде комплекса долгосрочных государственных программ.
На
повышение доступности и
Практическая реализация этих решений позволит, наконец, уйти от платы только за сам факт существования учреждения, вне зависимости от результатов его работы.
Правительство РФ, региональные и местные администрации обязаны обеспечить планомерное введение новых принципов деятельности государственных и муниципальных учреждений, её реальную отдачу для граждан.
Нужно начинать работу по постепенному сворачиванию вынужденных антикризисных мер. В период кризиса государство оказало серьёзную поддержку многим отраслям экономики и конкретным предприятиям, различные меры этой поддержки продолжают осуществляться и сегодня. Однако государственная поддержка на прежних льготных условиях не может предоставляться длительное время.
Государство не должно
В ближайшие три года необходимо обеспечить комплексный подход к формированию инновационной системы и инвестиционной среды в целом, создать условия для полного цикла развития инноваций, в том числе путём обеспечения макроэкономической стабильности, защиты конкуренции и прав собственности, устранения административных барьеров.
Одновременно
необходимо разработать и реализовать
на практике конкретные механизмы внедрения
и поддержки инновационных
Проектный подход к реализации модернизационной стратегии должен найти отражение в деятельности инновационного центра «Сколково», в отношении которого необходимо в кратчайшие сроки обеспечить создание особого правового режима осуществления научной, предпринимательской и иной деятельности, максимально облегчающего условия реализации инновационных разработок для участников этого проекта.
В тоже время поддержка инноваций не должна ограничиваться осуществлением отдельных проектов. Каждая государственная программа должна соответствовать требованиям к созданию инновационной среды, включая развитие человеческого капитала, формирование государственного спроса на инновационную продукцию, улучшение инвестиционного климата.
Необходимо повысить эффективность использования государственных инвестиций. Наряду с задачами, за решение которых полностью отвечает государство, они должны стать катализатором для вложений средств частного сектора в те сферы и проекты, где одновременно с использованием бюджетных средств возможно и целесообразно привлечение внебюджетных ресурсов. При этом стоит более интенсивно использовать механизмы государственно-частного партнёрства.
Следует
активнее проводить приватизацию федерального
имущества, в том числе за счёт
крупных инвестиционно
Для
повышения
Никакая модернизация не возможна без квалифицированных специалистов, талантливых учёных, без качественного образования и постоянного профессионального обучения.
Необходимо стремиться к росту научного потенциала нашей страны, накоплению объектов интеллектуальной собственности, обеспечению в этих целях преемственности поколений в сфере научных исследований и технологических разработок, привлечения и закрепления в ней молодёжи.
Помимо
развития собственных научных школ,
следует уделять внимание привлечению
высококвалифицированных
Серьёзное внимание должно быть уделено как образованию, так и улучшению здоровья граждан, формированию здорового образа жизни, созданию условий для повышения трудовой и творческой активности.
В
рамках формируемых государственных
программ должна быть продолжена работа
по приоритетным национальным проектам,
механизмы реализации которых доказали
свою эффективность. [13, с.4]
2.3
Основные приоритеты бюджетных
расходов
При формировании расходов федерального бюджета на 2011-2013 годы предполагается особое внимание уделить следующим ключевым вопросам
Государство
обеспечит безусловное
В то же время система социальной защиты населения должна быть переориентирована на поддержку семей с доходами ниже прожиточного минимума, в том числе региональных особенностей. В связи с этим считаю возможным расширение полномочий субъектов РФ при формировании и применении инструментов социальной политики.
Серьёзные долгосрочные проблемы стоят перед пенсионной системой. Согласно демографическим прогнозам в ближайшие 20 лет нас ждёт значительное сокращение численности населения трудоспособного возраста и увеличение численности населения старшего возраста.
Необходимо разработать ясную программу долгосрочного развития пенсионной системы, обеспечивающую социально приемлемый уровень пенсий по сравнению с заработной платой (по крайней мере, в пределах величины, на которую начисляются социальные взносы) и в тоже время исключающую как дальнейшее повышение ставки социальных взносов, так и рост дефицита пенсионной системы.