Бюджетная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Целевые ориентиры государства находят отражение в бюджетной политике. Государство определяет содержание и направления своей деятельности, обеспечивая соответствующее финансирование государственного сектора экономики, науки, образования, всей системы государственного управления, здравоохранения, культуры, обороны, правоохранительных органов и т.п. Это находит отражение в официальных документах, являющихся обязательными при составлении бюджета. Например, в России в соответствии с Конституцией РФ Президент РФ в течение года обращается к Федеральному Собранию с двумя посланиями, одно из которых является бюджетным. Не позднее марта года, предшествующего бюдже

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ…………………………………………….………………….
6
1.1 Сущность бюджетной политики в РФ ………………………………. 6
1.2 Виды бюджетной политики…………….……………………..……… 8
1.3 Государственные доходы и методы их мобилизации.…….....……... 11
1.4 Государственные расходы, их экономическое и социальное значение……………………………………………………………………..
1.5. Сбалансированность бюджетов……………………………………….
1.6. Бюджетная политика в ходе экономического цикла………………...

15
20
22
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНАЯ ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ О БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ В 2011-2013..................................................
24
2.1 Основные итоги бюджетной политики в 2009 году и в начале 2010 года …………………………………………………...……………………..
24
2.2 Основные цели и задачи бюджетной политики на 2011-2013 годы и дальнейшую перспективу………………………..…………………………
25
2.3 Основные приоритеты бюджетных расходов………………………. 31
2.4 Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы ……………………………………………..
2.5 Политика в сфере межбюджетных отношений……………………...
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ (2009-2013 ГОДА)»…………
3.1 Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа…………………………………………………………………….

35
38

41
41
3.2 Основные цели и задачи Программы «Научные и научно-
педагогические кадры инновационной России (2009-2013 года)»………


43
3.3 Мероприятия Программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России (2009-2013 года)»………..………………..
3.4 Финансирование программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России (2009-2013 года)»…………………………
3.5. Оценка социально-экономической и экологической эффективности программы……………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая М.Ш. БПиП.doc

— 349.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ…………………………………………….………………….  
6
1.1 Сущность бюджетной политики в РФ ………………………………. 6
1.2 Виды бюджетной политики…………….……………………..……… 8
1.3 Государственные доходы и методы их мобилизации.…….....……... 11
1.4 Государственные расходы, их экономическое и социальное значение……………………………………………………………………..

1.5. Сбалансированность  бюджетов……………………………………….

1.6. Бюджетная  политика в ходе экономического  цикла………………...

 
15

20

22

ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНАЯ ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ О БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ В 2011-2013..................................................  
  24
2.1 Основные итоги бюджетной политики в 2009 году и в начале 2010 года …………………………………………………...……………………..  
24
2.2 Основные цели и задачи бюджетной политики на 2011-2013 годы и дальнейшую перспективу………………………..…………………………  
25
2.3 Основные приоритеты бюджетных расходов………………………. 31
2.4 Основные  направления налоговой политики  и формирование доходов бюджетной  системы ……………………………………………..

2.5  Политика  в сфере межбюджетных отношений……………………...

ГЛАВА  3.  АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ  ПРОГРАММЫ «НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ (2009-2013 ГОДА)»…………

3.1 Характеристика  проблемы, на решение которой направлена программа…………………………………………………………………….

 
35

38 
 

41 

41

3.2  Основные цели и задачи Программы  «Научные и научно- 

педагогические  кадры инновационной России (2009-2013 года)»………

 
 
43
3.3  Мероприятия Программы «Научные  и научно-педагогические кадры инновационной России (2009-2013 года)»………..………………..

3.4  Финансирование  программы «Научные и научно-педагогические  кадры инновационной России (2009-2013 года)»…………………………

3.5. Оценка социально-экономической  и экологической эффективности  программы……………………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

 
  47 

  50 

  51

  53

  55

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

     В мировой практике бюджеты государств разрабатываются, утверждаются и исполняются  для достижения определённых целей в развитии бюджетной сферы, то есть обеспечения тех видов деятельности, которые финансируются за счёт бюджетных средств.

       Целевые ориентиры государства  находят отражение в бюджетной  политике. Государство определяет  содержание и направления своей деятельности, обеспечивая соответствующее финансирование государственного сектора экономики, науки, образования, всей системы государственного управления, здравоохранения, культуры, обороны, правоохранительных органов и т.п. Это находит отражение в официальных документах, являющихся обязательными при составлении бюджета. Например, в России в соответствии с Конституцией РФ Президент РФ в течение года обращается к Федеральному Собранию с двумя посланиями, одно из которых является бюджетным. Не позднее марта года, предшествующего бюджетному, Президент РФ обязан обратиться с бюджетным посланием к Федеральному Собранию, в котором определяются приоритеты бюджетной политики. Этот документ является основой для разработки правительством основных направлений бюджетной политики, где определяются сферы приоритетного бюджетного финансирования.

     Бюджетная политики как составная часть  экономической политики  должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий  для повышения её эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.

     Необходимо  ясное понимание последствий реализации любых мер бюджетной политики с точки зрения их влияния на темпы продвижения к достижению поставленных целей.

     В последние годы особое внимание уделяется  повышению доли инвестиционных расходов в структуре расходов бюджета, снижению процентных расходов, связанных с  обслуживанием государственного долга  и его досрочным погашением, повышению эффективности использования бюджетных средств, направляемых на финансирование государственных заказов для удовлетворения потребностей бюджетной сферы.

     Бюджетная политика также определяет также  стратегию в области доходов  и расходов бюджетов. Существенный акцент в этой политике сместился в сторону роста доходов от продажи энергоресурсов, что отрицательно сказывается на развитии инвестиционного процесса.

     Цель  данной курсовой работы состоит в  рассмотрении теоретических особенностей бюджетной политики Российской Федерации, а также основных направлений развития бюджетной политики на перспективу.

     Достижение  указанных целей предполагает решение  следующих задач:

  • рассмотреть теоретические основы бюджетной политики;
  • изучить основные инструменты проведения бюджетной политики;
  • определить основные направления бюджетной политики Российской Федерации на перспективу.

     Теоретической основой для написания работы являются учебные материалы и  научные статьи следующих авторов: Т.Ч. Ковалёва, А.З. Селезнёв, М.К. Бункина, А.М. Семёнов, В.А. Романовского, С.В. Хурсевича и др.

     Для написания курсовой работы использовалась специальная литература, периодические  издания, методические рекомендации.

     Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. 
 
 

  1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
 
    1. Сущность  бюджетной политики в РФ
 

     Бюджетная политика представляет собой целенаправленное воздействие государства на экономику  путем изменения объема и структуры  государственных расходов, налогообложения и государственной собственности, которые в совокупности являются инструментами ее проведения. Сама же бюджетная политика, основные параметры которой находят свое отражение в бюджете, выступает как инструмент управления государственными финансами.

     Исходя  из целей, которые ставит перед собой  государство, к основным направлениям государственной бюджетной политики относятся:

  • формирование доходной и расходной частей бюджетной системы;
  • контроль за эффективностью, сохранностью и целевым использованием бюджетных средств;
  • управление бюджетным дефицитом (профицитом);
  • управление государственным долгом;
  • регулирование монополий;
  • укрепление системы межбюджетных отношений;
  • обеспечение государственных приоритетов в развитии отдельных видов деятельности, в частности инновационной, предоставление государственных кредитов;
  • регулирование социальных процессов;
  • управление государственной собственностью;
  • регулирование иностранных инвестиций и внешнеэкономической деятельности. [4, с.301]

     Бюджетная политика является действенным средством управления государственными финансами, если она базируется на таких основных принципах, как:

  • принцип объективности. Означает отражение в бюджетной политике объективных процессов, происходящих в экономике, финансах, обществе. Объективная политика - это беспристрастная политика, когда желаемое не выдается за действительное;
  • принцип преемственности. Предусматривает формирование бюджетной политики на предстоящий финансовый год с учетом задач и достижений предшествующего периода. Соблюдение принципа преемственности позволяет обеспечить эффективность управления бюджетной системой;
  • принцип обязательности. Политика любая, в том числе и бюджетная, может считаться действенной, если такая политика обязательна для исполнения, иначе она превращается в пустой политический лозунг, вырождается в политическую трескотню. Реализация принципа обязательности зависит не только от исполнительной, но и, как уже говорилось, от законодательной власти;
  • принцип гласности. Действенность бюджетной политики неразрывно связана с этим принципом. Гласность бюджетной политики означает ее открытость, прозрачность и подконтрольность бюджетных отношений на всех стадиях бюджетного процесса. Население, общественность как налогоплательщики должны быть четко информированы о бюджетной политике государства и о бюджетной политике в субъектах Российской Федерации, должны иметь полное представление, в каком направлении расходуются взимаемые с них налоги.

     Перечисленные выше принципы являются основополагающими  требованиями, которых следует придерживаться при построении рациональной бюджетной политики. [6, с.93] 

1.2 Виды бюджетной политики 

     Содержание  бюджетной политики наиболее полно раскрывается в детализации ее на разноплановые типы, виды и формы реализации на основе соответствующих критериев (рисунок 1).

       

       

     

       

     

     

     

 

Рисунок 1 – Классификация бюджетной политики

  1. По масштабности и долговременности целей и задач различают стратегическую долговременную (на срок от трех и более лет) и тактическую текущую составляющие общей бюджетной политики. Стратегия и тактика должны взаимодополняться. Если тактические цели и задачи постоянно меняются, оставаясь до конца нерешенными, или противоречат общей стратегии, то вряд ли можно ожидать от такой бюджетной политики значимых результатов, экономического и социального эффекта.
  2. В зависимости от приоритетов целевой направленности мер в области управления бюджетным процессом необходимо выделять следующие типы бюджетной политики:
  • доходный;
  • расходный;
  • контрольно-регулирующий;
  • комбинированный.

    Доходный  тип бюджетной политики характеризуется  тем, что в управлении бюджетным процессом и в бюджетном механизме его реализации во главу угла ставится доходная часть бюджетной системы. Планирование, организация и исполнение бюджетов сконцентрированы преимущественно на доходах и ведутся от доходов, под объем которых подстраиваются бюджетные расходы и контрольно-регулирующие задачи.

     Расходный тип бюджетной политики основан  на подчинении доходов бюджета его  расходам. Стратегия и тактика бюджетного планирования, регулирования и контроля сконцентрированы на расходной части бюджетов. В первую очередь определяется объем общественных услуг, выраженных через объем государственных (муниципальных) расходов, а затем под эти показатели подводится соответствующий объем доходных источников с учетом конкретной социально-экономической ситуации в стране и перспектив ее развития. Следует отметить, что эффективность бюджетной политики расходного типа тем выше, чем стабильней экономика страны, когда поиск дополнительных доходных источников составляет второстепенную задачу.

Информация о работе Бюджетная политика