Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 19:55, реферат
Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.
В соответствии с
намеченными целями, формируются
задачи, которые определяют стратегические
направления и ориентиры
концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;
снижение налоговой нагрузки на экономику;
упорядочивание
создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.[8]
Бюджетная политика
является ядром экономической политики
государства и отражает все его
финансовые взаимоотношения с
От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан.
Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.
Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет (возможный бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства).
На основе категории
бюджетного потенциала следует оценивать
возможности реализации функций
государства, включая функции
Бюджетная политика
государства как часть
На протяжении всего
периода реформ цели, которые ставились
перед бюджетной политикой
Но для дальнейшего
совершенствования бюджетной
реалистичности, т.е. исключения ошибок в прогнозировании социально-экономического развития;
ответственности государства за безусловное выполнение взятых на себя обязательств;
жесткости бюджетов, превращения их в действенный инструмент финансового оздоровления экономики;
увеличения доходов,
причем не за счет роста налогового
бремени, а за счет легализации
усиления результативности бюджетной политики в достижении определенных параметров в экономике.[10]
Согласно Бюджетному
кодексу РФ Бюджетное послание Президента
РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной
политике на очередной год является
неотъемлемым элементом процедуры
подготовки федерального бюджета. Бюджетное
послание задает стратегические и краткосрочные
ориентиры бюджетной политики, согласованные
с общими целями и задачами экономической
политики государства, которые являются
определяющими в среднесрочном
бюджетном планировании и при
составлении проекта
2.2.
Государственные доходы и
При функционировании
государственных финансов возникают
два тесно взаимосвязанных
мобилизация финансовых ресурсов в распоряжение государственных структур;
использование их на
различные государственные
Первый из этих процессов находит свое выражение в понятии государственных доходов, второй - государственных расходов.
Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий. При этом аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к разряду централизованных, а остающиеся в распоряжении государственных предприятий - децентрализованных.[11]
Централизованные
государственные доходы формируются
в основном за счет налоговых поступлений,
доходов от внешнеэкономической
деятельности, платежей населения. Децентрализованные
- образуются из денежных доходов и
накоплений самих предприятий. Деление
государственных доходов на централизованные
и децентрализованные призвано показать
соотношение источников удовлетворения
общегосударственных и
В составе централизованных
государственных доходов
К централизованным
государственным доходам помимо
бюджетных относят ресурсы
Объектом денежных
отношений, составляющих содержание понятия
государственных доходов, выступает
стоимость общественного
Главным источником
формирования государственных доходов
является национальный доход. Но иногда,
особенно в периоды наступления
чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных
стихийных бедствий и т.п.) в качестве
источника государственных
Все источники государственных доходов можно разделить на две группы: внутренние и внешние.
К внутренним - относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций. К внешним - относится национальный доход, а в исключительных случаях и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репационных платежей.
Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства.
В условиях рыночной
экономики основными методами мобилизации
государственных доходов
Совокупность всех
видов государственных доходов,
формируемых разными методами, образует
систему государственных
Налоги имеют фискальное,
экономическое и социальное значение.
Обеспечивая органы государственной
власти необходимыми источниками денежных
средств, налоги выполняют свою фискальную
роль. Вместе с тем механизм исчисления
налогов, применяемые налоговые
льготы могут положительно влиять на
развитие общественного производства,
совершенствование его
Вторым по фискальному
значению доходом являются государственные
займы. Они используются не только для
покрытия бюджетного дефицита, но и
для обеспечения различных
Займы находят применение
в разных звеньях государственных
финансов: федеральном, республиканском
и местном бюджете; при формировании
внебюджетных фондов; в составе привлеченных
средств государственных
Между налогами и
государственными займами существует
тесная связь, определяемая тем, что
финансовой базой погашения займов
выступают налоги. Растущие расходы
государства, связанные с погашением
займов и выплатой процентов по ним,
обусловливают необходимость
Третьим методом мобилизации
государственных доходов
2.3.
Государственные расходы, их