Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 19:55, реферат
Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.
Бюджетная политика в РФ
Курсовая работа по предмету: Финансы
Исполнитель Боровенский Петр Алексеевич
Новосибирский государственный аграрный университет
Колпашево 2008 г.
Введение
Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.
Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.
Так как наиболее
важными направлениями
Государственный бюджет,
являясь основным финансовым планом
государства, главным средством
аккумулирования финансовых средств,
дает политической власти реальную возможность
осуществления властных полномочий,
дает государству реальную экономическую
и политическую власть. С одной
стороны, бюджет, являясь всего лишь
комплексом документов, разрабатываемых
одной ветвью власти и утверждаемых
другой, выполняет довольно утилитарную
функцию - фиксирует избранный
Однако именно бюджет,
показывая размеры необходимых
государству финансовых ресурсов и
реально имеющихся резервов, определяет
налоговый климат страны, именно бюджет,
фиксируя конкретные направления расходования
средств, процентное соотношение расходов
по отраслям и территориям, является
конкретным выражением экономической
политики государства. Через бюджет
происходит перераспределение
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении теоретических особенностей бюджетной политики Российской Федерации, а также основных направлений развития бюджетной политики на перспективу.
Задачи работы диктуются поставленной целью:
дать понятие бюджетной системы Российской Федерации;
рассмотреть теоретические основы бюджетной политики;
определить основные направления бюджетной политики Российской Федерации на перспективу.
Теоретической основой для написания работы являются учебные материалы и научные статьи следующих авторов: Ю.Н. Вавилова, Е.Т. Гурвича, А.Н. Дворковича, Г.А. Поляка, В.А. Романовского, С.В. Хурсевича и др.
Для написания курсовой работы использовалась специальная литература, периодические издания, методические рекомендации.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1. Бюджетная система Российской Федерации
1.1. Понятие бюджетной системы: уровни, классификация, принципы
Государственный бюджет, как основная составляющая бюджетной системы – это подлежащая перераспределению часть национального дохода; бюджет организован в виде баланса доходов и расходов за отчетный период.[1] Бюджетный же кодекс РФ предлагает следующее определение бюджета: бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.[2]
Бюджетную систему
страны (региона) принято подразделять
на уровни. Это связано с существенными
различиями между органами власти,
которым соответствуют эти
Бюджетная система
Российской Федерации состоит из
бюджетов трех уровней: первый уровень
– федеральный бюджет и бюджеты
государственных внебюджетных фондов;
второй уровень – бюджеты субъектов
Российской Федерации и бюджеты
территориальных
Бюджетная классификация
РФ является группировкой доходов и
расходов бюджетов всех уровней, а также
источников финансирования дефицитов
этих бюджетов. Она включает в себя:
классификацию доходов бюджетов
РФ, функциональную классификацию расходов
бюджетов РФ, экономическую классификацию
расходов бюджетов РФ, классификацию
источников внутреннего финансирования
дефицитов бюджетов РФ, классификацию
источников внешнего финансирования дефицита
федерального бюджета, классификацию
видов государственных
Кроме того, существуют
некоторые принципы, на которых основана
бюджетная система РФ: принцип
единства бюджетной системы РФ, принцип
разграничения доходов и
1.2. Бюджетный процесс в Российской Ф едерации
Участниками бюджетного
процесса являются: Президент РФ; органы
законодательной (представительной) власти;
органы исполнительной власти; органы
денежно-кредитного регулирования; органы
государственного и муниципального
финансового контроля; государственные
внебюджетные фонды; главные распорядители
и распорядители бюджетных
Составлению проектов
бюджетов предшествуют разработка прогнозов
социально-экономического развития РФ,
а также подготовка сводных финансовых
балансов, на основании которых органы
исполнительной власти осуществляют разработку
проектов бюджетов. К сведениям, необходимым
для составления проектов бюджетов,
относятся сведения о: действующем
налоговом законодательстве; нормативах
отчислений от собственных и регулирующих
доходов бюджетов других уровней
бюджетной системы РФ; предполагаемых
объемах финансовой помощи, предоставляемой
из бюджетов других уровней бюджетной
системы РФ; видах и объемах
расходов, передаваемых с одного уровня
бюджетной системы РФ на другой;
нормативах финансовых затрат на предоставление
государственных или
В свою очередь, составление бюджета основывается на: Бюджетном послании Президента РФ; прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год; основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год; прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год; плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.
Прогноз социально-экономического развития территории разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года и тенденции развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует составлению проекта бюджета. Его изменение в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета. Основными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются: объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год и темп роста ВВП в очередном финансовом году; уровень инфляции (темп роста цен) (декабрь будущего года к декабрю текущего года).
Для обеспечения необходимой
степени конфиденциальности рассмотрения
отдельных разделов и подразделов
расходов федерального бюджета и
источников финансирования дефицита федерального
бюджета государственная дума утверждает
персональный состав рабочих групп,
члены которых несут
Федеральный закон
о федеральном бюджете на очередной
финансовый год не вступает в силу
до начала очередного финансового года
в случае непринятия государственной
думой проекта указанного закона
до 1 декабря текущего года, а также
в случае невступления в силу указанного
закона по другим причинам до 1 января
очередного года. В таких случаях
государственная дума может принять
федеральный закон о
1.3. Исполнение бюджетов
Исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета.
Исполнение бюджетов по доходам предусматривает: перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета; распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих налогов; возврат излишне уплаченных сумм доходов; учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.
Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10 процентов возможно принятие решения о введении режима сокращения расходов бюджета. Если же сокращение расходов бюджета происходит более чем на 10 процентов, то орган исполнительной власти представляет представительному органу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете.[6]
Доходы, фактически полученные
при исполнении бюджета сверх
утвержденных законом о бюджете,
направляются органом, исполняющим
бюджет, на уменьшение размера дефицита
бюджета и выплаты, сокращающие
долговые обязательства бюджета, без
внесения изменений и дополнений
в закон о бюджете. В случае
необходимости направить
Отчетность об исполнении
бюджета может быть оперативной,
ежеквартальной, полугодовой и годовой.
Сбор, свод, составление и представление
отчетности об исполнении бюджета осуществляются
уполномоченным исполнительным органом.
В установленном порядке
2. Теоретические основы бюджетной политики
2.1.
Основные понятия и задачи
бюджетной политики в
Б юджетная политика государства это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.
Бюджетная политика
предполагает определение целей
и задач в области