Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 19:55, реферат
Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.
Государственные расходы
— это часть финансовых отношений,
обусловленная использованием централизованных
и децентрализованных доходов государства.
Специфика государственных
Г осударственные расходы состоят из прямых расходов государства, осуществляемых через систему бюджетных и внебюджетных фондов, и расходов государственных предприятий, организаций, учреждений. И те, и другие расходы производятся в целях расширения производства (путем финансирования капитальных вложений и оборотных средств), образования общественных фондов социального назначения и удовлетворения других потребностей государства. Поскольку в различных системах хозяйствования (рыночной и административно-командной) и даже на разных этапах развития экономики роль государства, его функции и сфера деятельности меняются, то соответственно этому преобразовываются структура и объем производимых государством расходов.
По мере перехода к рынку и развития многообразных форм собственности экономическая функция государства претерпела изменения, но за государством всегда останется роль координатора экономических процессов, выполнение которой будет осуществляться с помощью экономических методов, а в некоторых случаях путем прямого вмешательства в воспроизводственный процесс.
Использование экономических,
в том числе финансовых методов,
позволили государству
Специфическим видом государственных расходов в условиях рыночной экономики являются затраты на инвестиции в действующие или вновь создаваемые предприятия, нередко осуществляемые на долевых началах. Создаваемая за счет государственных инвестиций собственность передается специальным органам управления государственным имуществом.
Государственные расходы в области экономики имеют важное народнохозяйственное значение: они способствуют структурной перестройке общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, модернизации предприятий и техническому переоснащению всех отраслей экономики. Активную роль государственные расходы играют в осуществлении инвестиционной политики, проведении природоохранных мероприятий, распространении экологически чистых технологий.
Постепенно растут
государственные расходы, обусловленные
выполнением социальной функции
государства. Необходимость обеспечения
основных социальных прав трудящихся,
потребность в государственном
регулировании социальных процессов
вызывает рост соответствующих
Расходы государства, обусловленные его социальной деятельностью, имеют огромное значение. Формируемые с их помощью фонды социального назначения влияют на рост реальных доходов населения, повышают материальный и культурный уровень жизни народа. За счет социальных расходов государства финансируются мероприятия, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы, переквалификацию работников, выплачиваются пособия по безработице и т.д.
Важную экономическую и социальную роль играют государственные расходы, осуществляемые непосредственно государственными предприятиями, объединениями, организациями. Расходы государственных предприятий охватывают два вида затрат:
во-первых, связанных с хозяйственной деятельностью предприятий - текущей и инвестиционной;
во-вторых, обусловленных
социальными запросами
Первый вид затрат
необходим для обеспечения
Выполняя разнообразные
функции, государство несет расходы
не только по финансированию экономики
и социально-культурных мероприятий,
но и на содержание управленческих
структур. Расходы, связанные с выполнением
государственным аппаратом
В последнее время
существенные изменения претерпевают
военные расходы, обусловленные
выполнением оборонной функции
государства. В силу происходящей во
всем мире разрядки напряженности военная
функция постепенно будет играть
все более подчиненную роль. И
как следствие этого в
Объектом государственных расходов выступают мобилизованные в распоряжение государства и его предприятий доходы, что свидетельствует о тесной количественной взаимосвязи понятий «государственные доходы» и «государственные расходы».
Совокупность конкретных
видов государственных
• целевое направление средств;
• безвозвратность расходования государственных ресурсов;
• соблюдение режима экономии.
Целевое направление средств означает, что государственные расходы осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования, предусмотренными в финансовых планах. Основными целевыми направлениями государственных расходов в коммерческой сфере деятельности являются капитальные вложения и финансирование оборотных средств, в некоммерческой - заработная плата, затраты на текущее содержание, капитальные вложения и т. д.
Принцип безвозвратности расходования государственных ресурсов означает, что средства, использованные на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нyждaютcя в обязательном их возмещении. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается, например, от использования кредитных средств. Однако следование принципу безвозвратности не означает, что можно быть безразличным к конечному итогу использования государственных финансовых ресурсов. Порядок и условия их инвестирования в различные виды затрат должны быть такими, чтобы способствовать развитию экономики и культуры, повышению производительности труда и росту национального дохода, а в конечном итоге приводить к общему увеличению государственных финансовых ресурсов.
Достижению наибольшей результативности в процессе осуществления государственных расходов отвечает такой принцип их организации, как соблюдение режима экономии. Он может быть охарактеризован как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с сокращением расходов, но обязательно предполагает наиболее целесообразное их осуществление.
Ф инансирование государственных расходов осуществляется в разных формах:
• самофинансирования;
• бюджетного финансирования;
• кредитного обеспечения.
Самофинансирование используется для покрытия расходов государственных предприятий за счет их собственных финансовых ресурсов.
Бюджетное финансирование применяется для обеспечения затрат, имеющих общегосударственное значение.
Кредитное обеспечение
применяется, с одной стороны, государственными
предприятиями, получающими банковские
ссуды для покрытия своих текущих
и инвестиционных затрат, а с другой
стороны, государственными структурами
разного уровня управления, прибегающими
к заимствованию денежных средств
на финансовом рынке в форме государственного
кредита. Рациональное соотношение
между названными формами финансового
обеспечения государственных
2.4. Сбалансированность бюджетов
Теоретически государственные
расходы и доходы должны быть равны.
Но, поскольку, они представляют различные
стороны деятельности государства,
зависят от разных факторов, решают
различные задачи, по-разному влияют
на ЧНП, доходы и занятость, качественно
характеризуют различные
Бюджет обычно рассматривается
как закон, потому что незначительные
колебания в государственных
расходах могут приводить к
2.5. Бюджетная политика в ходе экономического цикла
Фундаментальная цель
бюджетной политики состоит в
том, чтобы ликвидировать
И наоборот, если в
экономике имеет место
При наличии бюджетного дефицита его стимулирующее воздействие на экономику будет зависеть от методов финансирования дефицита. Существуют два основных метода: займы у населения или выпуск новых денег. Рассмотрим первый метод: если правительство выходит на денежный рынок и размещает там свои займы, то оно вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые средства. Этот дополнительный спрос приводит к росту уровня процентной ставки. Таким образом, правительство будет выталкивать некоторые расходы частных инвесторов и чувствительные к величине процента потребительские расходы. Второй же метод позволяет избежать выталкивания частных инвестиций. И, следовательно, считается, что создание новых денег является по своему характеру более стимулирующим способом финансирования дефицита.