Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:22, реферат
Бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств. Государственный бюджет Украины является основным финансовым планом государства, утверждаемым Верховной Радой Украины и имеющим силу Закона. Бюджет строится на принципах целостности, полноты, достоверности, гласности, наглядности и самостоятельности всех бюджетов, которые входят в бюджетную систему Украины.
Бюджетная система Украины состоит из трех звеньев:
- Госбюджет Украины;
- Региональные бюджеты (областные бюджеты);
- Местные бюджеты.
1. Введение.
2. Сущность бюджетной политики в условиях рыночной экономики.
3. Основные направления бюджетной политики на 2011 год.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.
Введение
При переходе к рыночным отношениям существенным образом меняются роль и значение государства в управлении социально-экономическими процессами. В отличие от административно-командных методов управления в условиях рынка государственное вмешательство в экономику должно носить довольно ограниченный характер и быть направлено прежде всего на решение таких глобальных проблем, как обеспечение бесперебойного функционирования рыночного механизма в целом, развитие продуктивных сил, укрепление обороноспособности страны, а также экономическая поддержка и социальная защита наиболее уязвимых слоев населения с помощью рационального распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода страны.
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономических процессов, решения социальных, политических, производственных, экологических задач в условиях рынка выступает бюджетный механизм.
Именно путем бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода государство стремится достичь создания такой структуры общественного производства и народнохозяйственных пропорций, которые адекватны рыночному механизму хозяйствования. С помощью бюджетного механизма возможно влияние государства на развитие таких макроэкономических процессов, как экономический подъем страны, укрепление социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, коренное переоснащение материально-технической базы производства, развитие инновационных процессов, снижение уровня безработицы и увеличение занятости в Украине.
Государственное регулирование экономики может осуществляться на основе изменений приоритетов бюджетной политики, которые все полнее должны переходить от решения оперативных и текущих задач к разработке и последовательной реализации долгосрочных и целевых программ, охватывающих разные сферы общественной деятельности.
Развитие бюджетного механизма в условиях рынка должен происходить в направлении все более эффективного влияния бюджета на хозяйственную конъюнктуру и уровень деловой активности предпринимателей, демонополизацию экономики, развитие его частного сектора, приватизацию производства и др. С помощью таких финансовых рычагов, как налоги, государственные инвестиции, бюджетные кредиты, объемы бюджетного финансирования создаются предпосылки для влияния государства на разные стороны хозяйствования, содействуя ускоренному восстановлению основных производственных фондов, развитию АПК, непроизводственной сферы, инфраструктуры общественного производства, созданию нового механизма финансирования науки, здравоохранения, культуры, совершенствованию государственной системы подготовки и переподготовки кадров, развитию структуры рабочих мест на рынке труда.
Сущность бюджетной политики в условиях рыночной экономики
Как известно, основу финансовой политики составляет бюджетная политика, которая связана прежде всего с формированием и выполнением бюджетов всех уровней, целевых общегосударственных фондов. Государственный бюджет Украины - это главный финансовый план страны, который отображает общественно-экономическое устройство и состояние государства. Экономическая нестабильность и спад производства отрицательно влияют на формирование доходов и финансирование затрат бюджета. Бюджет, его доходная часть прямо связаны с Государственной программой социально-экономического развития Украины на текущий финансовый год. И наоборот, выполнение указанной программы зависит от ее финансового обеспечения. В этом направлении Государственный бюджет выступает основой финансирования общегосударственных программ и оказывает содействие их выполнению. Государственная программа социально-экономического развития Украины и Государственный бюджет Украины занимают особое место, роль и назначение в системе общественно-экономических отношений. Одновременно они нераздельны, взаимозависимы, дополняют друг друга, требуют комплексного подхода при разработке эффективного механизма в процессе выполнения.
Практика развития финансовых отношений еще раз подтверждает это и требует, во-первых, формировать Государственный бюджет Украины и Государственную программу социально-экономического развития Украины на основе единой концепции общественно-экономического развития и в контексте общегосударственной финансово-экономической политики; во-вторых, анализа и оценки социально-экономического состояния регионов и государства и разработки реальных макроэкономических показателей развития на плановый год и перспективу; в-третьих, выполнения Государственного бюджета и Государственной программы социально-экономического развития, которое должно проходить в русле единых подходов, целостного механизма организации финансово-экономических отношений; в-четвертых, соблюдения общих принципов экономического развития и, прежде всего, принципа формирования и выполнения доходов бюджета в счет платежей, которые активно и эффективно влияют на производство, выполнения показателей экономического развития, а не путем расширения количества налогов и сборов, как имеет место сегодня, и использования эмиссионных источников пополнения бюджета; в-пятых, проведения надлежащего, своевременного контроля и повышения уровня ответственности за состояние выполнения доходов бюджета и показателей социально-экономического развития регионов, министерств (ведомств), государства в целом.
Государственное регулирование общественно-экономическими процессами должно сводиться к тому, чтобы ускорить обращение финансовых ресурсов и, прежде всего, путем устранения неоправданной практики движения встречных потоков финансовых ресурсов. Это касается взаимоотношений между бюджетами разных уровней и, что не менее важно, между бюджетами и юридическими лицами. Особого веса приобретают отношения предприятий с бюджетом в сфере уплаты налогов, а также возвращение и возмещение излишне внесенных сумм налогов и сборов в бюджет.
С принятием новой редакции Закона Украины "О бюджетной системе Украины" находит новое содержание, принципы и направление развития бюджетная политика как подсистема единой финансовой политики. Указанным Законом предусмотрены финансово-правовые нормы, которые определяют бюджетную систему Украины, полномочия, роль и задачи органов власти и управления в бюджетном процессе. Этим Законом очерчены границы функционирования всех звеньев бюджетной системы в сфере закрепления доходов и разграничения затрат.
Вместе с тем есть ряд вопросов, которые до сих пор остаются неурегулированными законодательством. Главной проблемой остается определение оптимальных границ функционирования бюджетов всех уровней и обеспечение его качественного и ритмического выполнения при сохранении ведущей роли Государственного бюджета Украины. Практика формирования бюджетов ставит вопросы относительно передачи части общегосударственных полномочий из финансирования отдельных видов затрат и оставление за Государственным бюджетом затрат и ассигнований, которые имеют общегосударственное значение и ведущую роль в общественно-экономическом процессе. Понятно, что и часть бюджетного финансирования, возложенная сегодня на Государственный бюджет (свыше 70%), должна постепенно сокращаться до 50% затрат сведенного бюджета. Указанное выше требует внесения изменений в систему закрепленных и регулирующих доходов, их перечня, содержания и форм реализации.
Все чаще ставятся вопросы относительно статуса местных налогов и сборов. В бюджетной классификации было бы целесообразно выделить три части доходов: регулирующие, закрепленные и миоценные платежи и сборы. Содержание и роль указанных доходов должна отвечать экономическим преобразованиям и стимулировать развитие общественно-экономических интересов, прежде всего интересов предприятий и отдельных территорий.
Проведению эффективных экономических преобразований в значительной мере вредит непоследовательность в реформировании налоговой системы, ее нестабильность. Использование малоэффективных методов и рычагов государственного влияния подрывает его авторитет и веру в будущее.
Налоговая политика должна направляться на решение таких двух взаимозависимых задач, как обеспечение сбалансированности бюджета и прекращение инфляции, оживление деловой активности и поддержки производства. Рядом с этим общий уровень налогообложения, размеры ставок налогов, количество видов и база для начисления налогов должны быть стабильными не только на протяжении бюджетного года, но и периода реформирования экономики.
По результатам парламентских слушаний по вопросам бюджетной политики на 2011 год, согласно статье 33 Бюджетного кодекса Украины и статье 152 Закона Украины «О Регламенте Верховной Рады Украины» Верховная Рада Украины постановляет:
1. Одобрить основные
направления бюджетной
2. Одобрить Предложения
Верховной Рады Украины к
3. Кабинету Министров Украины подготовить и подать в Верховную Раду Украины проект закона о Государственном бюджете Украины на 2011 год с учетом одобренных Основных направлений бюджетной политики на 2011 год и Предложений Верховной Рады Украины к Основным направлениям бюджетной политики на 2011 год.
Основные направления бюджетной политики на 2011 год разработаны в целях формирования бюджетной политики, которая будет направлена на создание условий для решительного преодоления последствий финансово-экономического кризиса, проведение эффективной налогово-бюджетной политики, переходу к инвестиционно-инновационной модели развития экономики, повышение уровня занятости населения, увеличение размера заработной платы, содействие ценовой и валютно-курсовой стабильности.
Проект Государственного бюджета Украины на 2011 год должен формироваться на реалистичных макропоказателях экономического и социального развития государства с учетом изменения налоговой базы путем ликвидации административных препятствий развития бизнеса и с одновременным привлечением ресурсов и отвечать следующим целям:
создание благоприятных условий для развития производства, стимулирование устойчивого экономического и социального развития государства;
реализация взвешенной долговой политики;
предоставление услуг для удовлетворения общественных потребностей исходя из принципа обеспечения их предоставления с учетом реальных государственных ресурсов;
постепенное повышение социальных стандартов;
проведение реформирования межбюджетных отношений в целях обеспечения стабильного социально-экономического развития регионов;
концентрация ресурсов бюджета на выполнении приоритетных государственных целевых программ, направленных на создание «точек роста»;
создание условий для реализации государственной политики в сфере внешних отношений.
Для достижения указанных целей необходимо выполнить следующие задачи:
относительно предельного размера дефицита (профицита) государственного бюджета в процентах к прогнозируемому годовому объему валового внутреннего продукта
содержание предельного
привлечения кредитов международных финансовых учреждений для реализации проектов экономического и социального развития Украины в пределах, определенных дефицитом бюджета развития;
относительно доли прогнозируемого годового объема валового внутреннего продукта перераспределяется через сводный бюджет
сохранение доли перераспределения валового внутреннего продукта через сводный бюджет на уровне, не превышающем прогнозируемый на 2010 год и не более 30,5 процента, с учетом возможного внесения изменений в акты налогового законодательства и изменения объемов специального фонда бюджета;
относительно предельного объема государственного долга и государственных гарантий
содержание объема государственного долга на экономически безопасном уровне (не более 40 процентов валового внутреннего продукта) путем осуществления государственных заимствований с целью обеспечения экономической и финансовой стабильности;
принятие мер для проведения активных операций, связанных с управлением государственным долгом и ликвидностью единого казначейского счета, в пределах предельного объема государственного долга на конец года;
предоставление гарантий Кабинетом Министров Украины в объеме не более 3% валового внутреннего продукта для реализации инвестиционных и инновационных проектов, направленных, в частности, на развитие экспортного потенциала национальной экономики;
относительно удельного веса объема межбюджетных трансфертов в расходах государственного бюджета и коэффициента выравнивания для местных бюджетов
постепенное увеличение удельного веса межбюджетных трансфертов в расходах общего фонда государственного бюджета;
усиление стимулирующей