Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 19:55, реферат
Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.
При наличии бюджетного
профицита его дефляционное влияние
зависит от того, как он будет
ликвидироваться. Возможно погашение
задолженности государства, но, выкупая
свои долговые обязательства, правительство
передает свои избыточные налоговые
поступления обратно на денежный
рынок, вызывая падение ставки процента
и стимулируя инвестиции и потребление.
С другой стороны, правительство
может просто изъять избыточные суммы.
Это означает, что правительство
приостанавливает любое их дальнейшее
использование. И таким образом,
эти средства уже не окажут никакого
инфляционного воздействия. Именно
поэтому считается, что полное изъятие
дефицитного бюджетного излишка
более сдерживающая мера, нежели использование
этих средств для погашения
3. Основные направления бюджетной политики на перспективу
Всего за три года
значительный профицит сменится практически
сбалансированным бюджетом. Период 2008—2010
гг. в России с макроэкономической
точки зрения во многих отношениях
обещает стать переломным. Он будет
характеризоваться как
Во-первых, как ожидается, быстрый рост цен на мировых рынках сырья сменится их снижением. Цены на нефть по прогнозам, снизятся до 50 дол./бар. к 2010 г.
Во-вторых, отставание добычи и экспорта углеводородов от роста российской экономики примет хронический характер.
Несмотря на это, взрывное расширение притока иностранного капитала вызовет дальнейшее реальное укрепление рубля, сокращающее удельный вес экспортноориентированных отраслей в ВВП. В итоге размеры нефтегазового комплекса, включая добычу, переработку и транспортировку, стабилизируются на уровне 210—220 млрд. дол., а его доля в ВВП будет быстро падать: с 23% в 2006 г. До 13% в 2010 г. Соответственно, расчетная величина природной ренты в нефтегазовом секторе сократится почти вдвое — с 19,1% ВВП в 2006 г. до 10,6% ВВП в 2010 г., как и изъятие нефтегазовой ренты в бюджетную систему (см. График).[16]
Резкое сокращение
удельного веса нефтегазового комплекса
повлечет за собой значительное падение
суммарных бюджетных доходов. Это
объясняется проведенным в ходе
налоговой реформы
Сокращение нефтегазовых поступлений не может быть компенсировано за счет других источников, так что суммарные доходы федерального и расширенного бюджета в 2008—2010 гг. снизятся на 5,4% ВВП.
Драматическое падение нефтегазовых доходов бюджета будет сопровождаться противоречивыми изменениями в управлении ими.
Преобразование
Если в 2007 г. сбережение
нефтегазовых поступлений достигало
7,5% ВВП, то в 2008—2010 гг. оно составит
менее 1% ВВП. Сочетание роста расходов
федерального бюджета со снижением
доходов приведет к быстрому —
всего за три года — переходу
от значительного профицита (7,4% ВВП)
к практически
Основное увеличение расходов связано с увеличением госинвестиций, формированием государственных корпораций, капитализацией институтов развития и пр. За этим стоит намерение стимулировать развитие несырьевых секторов через расширение базы роста экономики и пополнение бюджета. Имея в виду низкую результативность госинвестиций в прошлом, сейчас взят курс на их реализацию в рамках частно-государственного партнерства (ЧГП). Тем не менее, остаются опасения, что дополнительные расходы, ослабив долгосрочную макроэкономическую стабильность, не решат поставленных задач. Ряд международных исследований выявил, что государственные инвестиции и другие меры поддержки ускоряют рост экономики, если качество государственных институтов сравнительно высокое, но не дают эффекта при их низком качестве, что характерно в настоящее время для России.
Международный опыт
также свидетельствует, что ЧГП
могут внести существенный вклад
в развитие инфраструктуры, однако
в ряде случаев ослабляют
Расчеты показывают, что и после 2010 г. тенденция сокращения бюджетных доходов сохранится. Если взять за основу прогноз средней цены на нефть Агентства энергетической информации США — примерно 45 дол./бар. в 2011—2020 гг. (в пересчете на марку «Юралс»), то доходы федерального бюджета могут снизиться к 2020 г. до 16,5% ВВП, в том числе не-нефтегазовых доходов — до 13,4% ВВП. На величину нефтегазового дефицита с 2008 г. установлено жесткое ограничение — он не может превышать 4,7% ВВП, то есть чистые заимствования не должны превосходить 1% ВВП. Прогнозируемая предельная величина расходов стабилизируется тогда на уровне около 18% ВВП. Таким образом, после 2010 г. предстоит перейти от этапа быстрого наращивания бюджетных расходов к этапу их постепенного сокращения. При этом следует учитывать растущие потребности финансовой поддержки пенсионной системы. Хотя ей не грозит формальная невозможность выполнить свои обязательства, однако с социальной точки зрения слишком большой разрыв между уровнем трудовых пенсий и зарплаты неприемлем.
Это соотношение в
последние годы падало: с 32,0% в 2002 г.
до 25,8% в 2007 г. Для предотвращения чрезмерного
дальнейшего падения
Расчеты показывают, что для поддержания данного соотношения хотя бы на уровне 2007 г. в 2020 г. потребуется дальнейшее увеличение трансфертов Пенсионному фонду еще на 2,2% ВВП.
Приведенные оценки
ясно говорят об острой необходимости
перехода от «экстенсивной» к «интенсивной»
политике госрасходов. На экстенсивный
характер последних тенденций указывает
не только быстрое наращивание расходов,
но и, например, содержание национальных
проектов в здравоохранении и
образовании, где выделение дополнительных
ресурсов не сопровождалось заметным
прогрессом в проведении реформ. Между
тем дополнительные ресурсы без
улучшения институциональной
Задача-максимум состоит в том, чтобы не просто сдержать дальнейшее увеличение бюджетных расходов, но и довести накопления фонда будущих поколений до размеров, позволяющих решать проблемы пенсионной системы за счет инвестиционного дохода от размещения фонда.
Если не будет решена
задача повышения эффективности
госсектора, то останутся два равно
непривлекательных варианта. Ограничения
на суммарные расходы будут вести
к постепенной деградации социальной
сферы. Чтобы этого не допустить,
власти могут отказаться от установленных
жестких бюджетных правил, увеличив
заимствования и используя
Таким образом, правительство
стоит перед серьезным вызовом.
В случае успеха макроэкономические
и социальные условия для развития
будут оставаться благоприятными, неспособность
же привести качество работы госсектора
в соответствие с повышенными
требованиями поставит под сомнение
перспективы дальнейшего
Заключение
Таким образом, исходя из проделанной мною работы можно сделать следующие выводы:
Бюджетная политика – это система форм и методов мобилизации финансовых ресурсов бюджета деятельность органов власти различных уровней по составлению, рассмотрению и исполнению бюджетов деятельность органов власти в области организации и использования бюджета, состоящая в разработке концепции его развитии, принципов и форм его организации.
Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале предшествующего года.
На протяжении всего
периода реформ цели, которые ставились
перед бюджетной политикой в
Российской Федерации значительно
были достигнуты: сформирована и функционирует
трехуровневая бюджетная
В нынешнем году, как и в предыдущем, были определены основные задачи бюджетной политики, которые рассчитаны также и на среднесрочную перспективу в числе которых является:
повышение благосостояния
населения и обеспечение
ориентация бюджетной
политики на перспективу, исходя из четкого
понимания возможностей федерального
бюджета и приоритетов в
создание стабилизационного
фонда для снижения в среднесрочной
перспективе зависимости
продолжение работы по совершенствованию налоговой системы и последовательному снижению налогового бремени;
повышение уровня налогового администрирования, в том числе на основе внедрения информационных технологий;
более рациональная организация работы налоговых инспекций, сведение к минимуму временных затрат налогоплательщиков по ведению налогового учета, подготовку и сдачу налоговой отчетности, особенно в малом предпринимательстве;
повышение эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов;
финансирование подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в основном на федеральном уровне;
модернизация системы обязательного медицинского страхования населения;
комплектование российской армии, предусматривающее замещение призыва на воинскую службу системой комплектования по контракту;
принятие мер по максимальному сосредоточению всех средств бюджетной системы в учреждениях Банка России;
создание системы
четкого и стабильного
При планировании бюджетной
политики государство должно исходить
из необходимости обеспечения