Бюджетная поддержка малого бизнеса в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать пути поддержки малого бизнеса в современных условиях, проанализировать факторы, влияющие на на бюджетную поддержку малого бизнеса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 Теоретические аспекты бюджетной поддержки малого бизнеса……………5
1.1 Сущность и понятие бюджетной поддержки малого бизнеса………...5
1.2 Формы и методы бюджетной поддержки малого бизнеса…………….9
1.3 Проблемы бюджетной поддержки малого бизнеса в современных….13 условиях
2 Анализ бюджетной поддержки малого предпринимательства……………..19
2.1 Оценка динамики бюджетной поддержки малого бизнеса из федерального бюджета………………………………………………………….19
2.2 Обзор бюджетной поддержки малого бизнеса в РМ…………………24
3 Основные направления совершенствования бюджетной поддержки малого бизнеса…………………………………………………………………………... 26
3.1 Развитие косвенных методов бюджетной поддержки малого бизнеса.26
3.2 Активизация государственного финансирования инновационного малого бизнеса в условиях модернизации отечественной экономики……….33
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………...43

Работа содержит 1 файл

курсовая!!!!.docx

— 92.33 Кб (Скачать)

3. Информационная поддержка  — осуществляется в виде создания  федеральных, региональных и муниципальных  информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих субъекты малого и среднего предпринимательства сведениями:

- о реализации федеральных  и муниципальных программ развития  малого бизнеса;

- о количестве субъектов  предпринимательства и их классификации  по видам деятельности;

- об обороте товаров  (работ, услуг) небольших предприятий  и предпринимателей;

- о финансово-экономическом  состоянии субъектов малого и  среднего предпринимательства;

- в области маркетинга  и развития бизнеса.

4. Консультационная поддержка  — осуществляется в виде:

- создания организаций,  образующих инфраструктуру поддержки  субъектов малого и среднего  предпринимательства и оказывающих  консультационные услуги субъектам  малого и среднего предпринимательства,  и обеспечения деятельности таких  организаций;

- компенсации затрат, произведенных  и документально подтвержденных  субъектами малого и среднего  предпринимательства, на оплату  консультационных услуг.

Поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров оказывают органы государственной  власти и местного самоуправления. Она осуществляется путем разработки образовательных программ на основе государственных образовательных  стандартов и создания условий для  повышения профессиональных знаний специалистов, относящихся к социально  незащищенным группам населения, совершенствования  их деловых качеств, подготовки их к  выполнению новых трудовых функций  в области малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, в Законе № 209-ФЗ отдельно определены особенности оказания поддержки по определенным направлениям деятельности:

- поддержка в области  инноваций и промышленного производства  — может осуществляться в виде  создания организаций, оказывающих  поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон, и обеспечения деятельности таких организаций, содействия патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства, создания условий для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства, создания акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов;

- поддержка в области  ремесленной деятельности. Органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации вправе  разрабатывать и утверждать перечни  видов ремесленной деятельности. Поддержка может осуществляться  в виде создания организаций,  образующих инфраструктуру поддержки  субъектов малого и среднего  предпринимательства в области  ремесленной деятельности, в том  числе палат ремесел, центров  ремесел, и обеспечения их деятельности;

- поддержка субъектов,  осуществляющих внешнеэкономическую  деятельность  — может осуществляться  в виде сотрудничества с международными  организациями и иностранными  государствами в области развития  малого и среднего предпринимательства,  содействия в продвижении на  рынки иностранных государств  российских товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также создания благоприятных  условий для российских участников  внешнеэкономической деятельности, создания организаций, образующих  инфраструктуру поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства  и оказывающих поддержку субъектам  малого и среднего предпринимательства,  осуществляющим внешнеэкономическую  деятельность, и обеспечения деятельности  таких организаций, реализации  иных мероприятий по поддержке  субъектов малого и среднего  предпринимательства, осуществляющих  внешнеэкономическую деятельность;

- поддержка субъектов,  осуществляющих сельскохозяйственную  деятельность.

Закон № 209-ФЗ предусматривает  создание инфраструктуры поддержки  субъектов малого и среднего предпринимательства  — системы коммерческих и некоммерческих организаций, которые осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных и иных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, и иные организации.

Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки  субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются в программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Закон предусматривает оказание финансовой помощи субъектам малого и среднего предпринимательства  и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств  местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных  и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства.

Для каждой из категорий  субъектов малого бизнеса федеральными, муниципальными и местными программами  могут быть предусмотрены свои меры поддержки, например гранты на развитие бизнеса, получение на льготных условиях производственных помещений. Кроме  того, малые и микропредприятия могут  в упрощенном порядке вести бухгалтерский  учет. Также они избавлены от необходимости  представлять большинство форм статистической отчетности.

Стимулирование развития малого бизнеса в России на государственном  уровне осуществляется по нескольким направлениям: создается институциональная  среда, реализуются специальные  государственные программы, и особое внимание уделяется кредитованию малого бизнеса государственными банками.

На данный момент уже достаточно развита сеть базовых объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. В регионах России функционируют  более 1350 объектов инфраструктуры, в  том числе 75 региональных и 150 муниципальных  фондов поддержки малого предпринимательства, 52 агентства поддержки малого бизнеса, более 50 бизнес-инкубаторов, более 70 научных  и технологических парков, 30 специализированных лизинговых компаний. В 24 регионах создано 50 инновационно-технологических центров.

Важную роль в стимулировании малого бизнеса призваны сыграть  и меры налогового порядка. Имеется  в виду прежде всего, что система  его налогообложения должна быть щадящей — не тормозящей его развитие. Очевидно, что нынешняя система налогообложения  такому критерию не отвечает. Вместе с  тем снижение налогового бремени  и упрощение налоговой отчетности для малого бизнеса должны сопрягаться  с увеличением доли налогов, уплачиваемых субъектами малого бизнеса, в налоговых  доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов. Очевидно, что  решение таких противоречивых задач  возможно только при максимально  возможном вовлечении предпринимателей в легальный бизнес, увеличении их численности и численности работников на предприятиях малого бизнеса, росте  объемов производства и товарооборота  в них.

Таким образом, системы налогообложения  малого бизнеса могут и должны способствовать его развитию. Вместе с тем стимулирование через этот инструмент воздействия на налогоплательщиков должно быть исключительно адресным, чтобы связанные с этим инструментом стимулирующие возможности не использовались бы для необоснованного занижения  их налоговых обязательств.

 

3.2 Активизация  государственного финансирования  инновационного малого бизнеса  в условиях модернизации отечественной  экономики

 

Инновационная деятельность — это достаточно капиталоемкий  процесс, поэтому фирмы неминуемо  сталкиваются с поиском источников финансирования. Это могут быть собственные  и привлеченные средства,средства бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов. Максимальная эффективность создания, освоения и распространения инноваций, таким образом, зависит от оптимального портфеля инвестиций, поэтому фирмам нередко приходиться комбинировать разные варианты финансирования. Государство тоже, в свою очередь, заинтересовано в осуществлении фирмами и организациями инновационных проектов, поскольку сумма революционных инноваций повышает уровень научно-технического прогресса в стране. Субсидируя создание инноваций в частном секторе, государство косвенным образом решает одну из основных макроэкономических проблем • - ускорение научно-технического прогресса. Одну из форм такой поддержки государства представляют гранты Федерального агентства науки и инноваций по развитию инфраструктуры. Такая форма поддержки дает возможность выиграть конкурс и малой фирме, если ее миссия и видение демонстрируют понимание существа проблем и направлений их конструктивного решения.

Основными субъектами, оказывающими государственную поддержку инновационной  деятельности малых предприятий  в России,являются Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства  и Федеральный фонд развития малых  форм предпринимательства в научно-технической  сфере (ФФРМФПНТС). Первый из них ориентирован главным образом на поддержку  малого бизнеса вообще, доля поддержки  им инновационных проектов составляет не более 10%, второй создан специально для их поддержки и работает исключительно  с инновационным малым предпринимательством.

Основные цели Фонда развития: развитие малого предпринимательства  в научно-технической сфере, создание инновационно-технологических центров, оказание финансовой поддержки высокоэффективным  наукоемким проектам, разрабатываемым  малыми предприятиями.

К его основным задачам  относятся:

• создание и развитие инфраструктуры малого инновационного предпринимательства;

• участие в проведении экспертизы, конкурсном отборе и реализации федеральных, отраслевых, региональных программ и проектов, обеспечивающих демонополизацию создания и освоения новых технологий, насыщение рынка  конкурентоспособными товарами;

• создание новых рабочих  мест;

• освоение и внедрение  новых технологий и ноу-хау с  использованием патентов и лицензий;

• привлечение на конкурентной основе субъектов малого предпринимательства, отечественных и иностранных  инвесторов к реализации государственных  научно-технических программ и заказов.

По многочисленным отзывам  предпринимателей, фонд развития наиболее открыт к сотрудничеству и в среде  предпринимателей пользуется заслуженным  признанием. Он мобилен, активен, гибок  и последователен в реализации своей  стратегии.

Фонд формируется за счет бюджетных средств (1% средств, выделяемых бюджетом на науку) и средств, поступающих  по выданным ранее кредитам. Фонд принципиально поддерживает только те проекты, которые имеют гарантированный (обоснованный) сбыт продукции. Средства на проведение исследований не выделяются — только на расширение рынка, т.металлочерепица Финляндия, металлочерепица монтеррей на коммерциализацию проведенных ранее исследований. Предпочтение отдается проектам, уже заявившим себя на рынке, занявшим определенную нишу и потому ориентированным на расширение рынка, увеличение объемов продаж, создание дилерской сети и т.д.

При финансовом участии Фонда  созданы технопарки в Москве, Санкт-Петербурге, Зеленограде. Учредители выделяют площади, Фонд оплачивает их реконструкцию, создается  инновационно-деловой центр, который  сдает эти площади инновационным  предприятиям на лучших условиях, чем  просто коммерческая аренда. Кроме  аренды, здесь на льготных условиях представляется также набор общих  услуг (факс, телефон, доступ в Интернет, множительные, секретарские, бухгалтерские  и юридические услуги и пр.). Опыт работы таких технопарков показывает правильность стратегии и ее высокую  эффективность. Кроме того, что такие  центры снижают индивидуальные издержки предпринимателей, здесь за счет обмена информацией и опытом между различными предприятиями рождаются новые  проекты, новые решения, схемы сбыта  и т.д. Важно также то, что в  технопарках отсутствуют условия  для теневой деятельности.

Важным источником финансирования инновационного малого бизнеса служит венчурный капитал — долгосрочный рисковый капитал в разных организационных  формах. Известна такая его форма, как инвестиции в акции новых  и быстрорастущих компаний в целях  получения высокой прибыли после регистрации акций этих компаний на фондовой бирже. Есть и традиционная форма, когда крупной компанией средства выделяются на развитие определенной научно-технической идеи с мощным коммерческим потенциалом.

Информация о работе Бюджетная поддержка малого бизнеса в современных условиях