Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:46, курсовая работа
Цель работы – исследовать пути поддержки малого бизнеса в современных условиях, проанализировать факторы, влияющие на на бюджетную поддержку малого бизнеса.
Введение…………………………………………………………………………3
1 Теоретические аспекты бюджетной поддержки малого бизнеса……………5
1.1 Сущность и понятие бюджетной поддержки малого бизнеса………...5
1.2 Формы и методы бюджетной поддержки малого бизнеса…………….9
1.3 Проблемы бюджетной поддержки малого бизнеса в современных….13 условиях
2 Анализ бюджетной поддержки малого предпринимательства……………..19
2.1 Оценка динамики бюджетной поддержки малого бизнеса из федерального бюджета………………………………………………………….19
2.2 Обзор бюджетной поддержки малого бизнеса в РМ…………………24
3 Основные направления совершенствования бюджетной поддержки малого бизнеса…………………………………………………………………………... 26
3.1 Развитие косвенных методов бюджетной поддержки малого бизнеса.26
3.2 Активизация государственного финансирования инновационного малого бизнеса в условиях модернизации отечественной экономики……….33
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………...43
Одно из основных направлений Комплексной программы -создание единого информационного пространства для предпринимателей, свободный доступ к ресурсам и объединенным массивам деловой информации. В Москве уже создана сеть деловых интернет-центров. Значительная работа также проведена по созданию сети оказания информационно-консультационных услуг (уже открыто 27 муниципальных и межрайонных агентств развития бизнеса).
Главные нерешенные проблемы
в сфере малого бизнеса, которые
обусловлены в основном несовершенством
федерального законодательства, —
недостаточная нормативно-
Новая Программа поддержки малого бизнеса в Москве предусматривает такие приоритеты, как поддержка предприятий малого бизнеса, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, занятых сбором и переработкой вторичного сырья и действующих в малой локальной энергетике, а также поддержка предприятий, предоставляющих комплекс сервисных услуг.
Другой приоритет — информационное обеспечение малого бизнеса, прежде всего создание единого информационного центра и развитие межрегионального сотрудничества. В результате реализации Программы всеми мерами поддержки должно быть охвачено от 60 до 120 тыс. Путем развития существующих и создания новых предприятий предполагается увеличить численность рабочих мест в малом бизнесе до 2 млн, общий вклад малого бизнеса в валовой внутренний продукт увеличится на 30%.
Интересный опыт государственной поддержки малого бизнеса накоплен в Челябинской области, где, в отличие от всей России, наблюдается устойчивый рост числа предприятий этой сферы. Ежегодно здесь проводятся областные съезды предпринимателей сферы малого бизнеса, создана мощная информационная база, и малые предприятия обеспечиваются бесплатной информацией по интересующим их вопросам. Для работников малого бизнеса систематически проводятся семинары и курсы. В целях преодоления административных барьеров ведутся специальные книги учета, куда заносится информация о том, кто, когда и кого проверял. Хорошо работающим предприятиям предоставляются кредиты банка, а если бизнес-проект такого предприятия представляется перспективным, сулит новые рабочие места, то 50% банковской ставки администрация области оплачивает безвозмездно. В результате этих и других мер по поддержке малого бизнес» в Челябинской области, где много крупных металлургических предприятий, 10% доходов бюджета приносит именно деятельность малого бизнеса.
В Воронежской области
организована система трехуровневой
финансовой поддержки малого предпринимательства.
В систему вовлечены
На среднем уровне функционируют
фонды поддержки
На нижнем уровне финансовые услуги предлагаются организациями, ориентированными на работу с определенными группами предпринимателей по отраслевому или территориальному признаку. Это муниципальные фонды поддержки малого бизнеса, кредитные кооперативы, бизнес-инкубаторы. Как правило, здесь обслуживаются небольшие предприятия, которым выдаются краткосрочные займы, осуществляется беззалоговое микрофинансирование.
Преимущества системы трехуровневой финансовой поддержки малого бизнеса заключаются в том, что все категории его субъектов получают доступ к финансированию, а инвесторами реализуются все востребованные виды финансовой поддержки.
В качестве положительного примера можно привести также Краснодарский край, где развитию малого бизнеса уделяется большое внимание. Здесь в малом бизнесе трудится треть населения, занятого в экономике края -- почти 600 тыс. человек. За 2002— 2004 гг. они вдвое нарастили выпуск товаров и услуг, в результате чего в 2004 г. он превысил 100 млрд руб. При этом малый бизнес Кубани обеспечивает 14% налоговых поступлений во все уровни бюджетов края и одновременно создает одну треть валового регионального продукта. Таких показателей нет ни у одного региона Российской Федерации.
Эти серьезные успехи обеспечила
краевая программа
В Краснодарском крае создана
и успешно функционирует
• десять территориальных фондов поддержки малого бизнеса;
• 39 центров содействия развитию малого предпринимательства в городах и районах, в том числе 24 - - на базе торгово-промышленных палат;
• инновационный технопарк в Краснодаре;
• краевая служба «одного окна» с территориальными представителями во всех муниципальных образованиях края. Только в 2004 г. через службу «одного окна» более 2 000 малых и средних предприятий получили земельные участки под свои инвестиционные проекты и вложили в них более 12 млрд руб.
Определенные надежды
возлагает малый бизнес России на
вновь создаваемые особые экономические
зоны (ОЭЗ). Согласно принятому закону
зоны могут быть двух видов: промышленно-производственные
и технико-внедренческие. Предприниматели,
зарегистрированные в особых зонах,
на 5 лет освобождаются от уплаты
налога на имущество и земельного
налога. Ввозимые ими импортное оборудование
и запасные части для него освобождаются
от таможенных пошлин на все время,
пока остаются на территории особой зоны.
Помимо того, участники технико-
Важнейшим фактором успешности хозяйственной деятельности является создание эффективной инвестиционной инфраструктуры и, прежде всего, системы привлечения материальных и финансовых ресурсов.
В последнее время в России, несмотря на достигнутую экономическую стабилизацию и появление большого числа новых малых предприятий, развитие данного сегмента экономики переживает известную стагнацию, а число вновь зарегистрированных малых фирм, примерно соответствует количеству уходящих с рынка.
Одной из основных причин в
сложившейся ситуации является недостаток
финансовых ресурсов, необходимых для
развития малого бизнеса. Причем выход
из этого положения каждое предприятие
вынуждено искать по-своему. Исследование
Торгово-промышленной палаты Российской
Федерации (ТПП РФ) показало, что
наиболее доступным источником развития
для подавляющего большинства малых
предприятий являются внутренние ресурсы
и лишь четверть из них пользуется
внешними источниками. Первое место
среди источников финансирования занимают
доходы от собственной деятельности
малых предприятий (67%). На втором месте
(21%) оказался другой внутренний резерв
– личные средства учредителей; на
третьем – частный кредит,
Исследование ТПП РФ и анализ ситуации в малом бизнесе, показали, что необходимые средства можно получить за счет ресурсов различных инвесторов и кредиторов. В частности, такую возможность предоставляют государственные программы поддержки малого предпринимательства, банковские и частные кредиты, лизинг, микрофинансирование и кредитная кооперация (Приложение 2).
Таблица 2.1 Основные источники финансирования малого бизнеса (в% от числа опрошенных)
Источники финансирования |
Для пополнения оборотных средств |
Для инвестиций в развитие фирмы |
Доходы от деятельности предприятия |
92 |
84 |
Личные средства учредителей |
24 |
33 |
Кредиты финансовых учреждений, банков |
24 |
21 |
Заемные средства у родственников и друзей |
33 |
17 |
Финансовая поддержка местных властей и фондов предпринимательства |
8 |
11 |
Имущество физических и юридических лиц |
9 |
9 |
Ссуды других организаций и предприятий |
9 |
5 |
Гранты |
2 |
3 |
Займы кредитных кооперативов и союзов |
1 |
1 |
Как видно из таблицы, в
настоящее время
Бюджетные средства, выделяемые на эти цели, используются по следующим направлениям:
– формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого бизнеса – бизнес – инкубаторов;
– стимулирование деятельности предприятий, производящих товары и услуги, предназначенные для экспорта;
– развитие системы кредитования малого бизнеса;
– поддержка инновационных малых предприятий.
Поддержка малого бизнеса
с помощью бизнес-инкубаторов
Значительную помощь со стороны государства получают предприятия малого бизнеса, производящие товары, работы, услуги, предназначенные для экспорта. Предприниматели, занятые в этой сфере производства, а также крестьянские (фермерские) хозяйства могут рассчитывать на:
– субсидирование процентной ставки (50% от ставки рефинансирования ЦБ РФ) по кредитам, полученным в российских кредитных организациях;
– компенсацию (50% от суммы) затрат, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований российского законодательства или законодательства страны экспортера (сертификаты, разрешения, лицензии, удостоверения, являющихся необходимыми для экспорта продукции;
– частичную компенсацию (2/3 от суммы) на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом (субсидирование затрат на аренду выставочных площадей).
Развитие системы кредитования
субъектов малого предпринимательства
предполагает субсидирование части
процентной ставки (50% ставки рефинансирования
ЦБ РФ) по кредитам, полученным в банках
организациями потребительской
кооперации, кредитных потребительских
кооперативов граждан, сельскохозяйственных
кредитных потребительских
Информация о работе Бюджетная поддержка малого бизнеса в современных условиях