Бюджетная поддержка малого бизнеса в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать пути поддержки малого бизнеса в современных условиях, проанализировать факторы, влияющие на на бюджетную поддержку малого бизнеса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 Теоретические аспекты бюджетной поддержки малого бизнеса……………5
1.1 Сущность и понятие бюджетной поддержки малого бизнеса………...5
1.2 Формы и методы бюджетной поддержки малого бизнеса…………….9
1.3 Проблемы бюджетной поддержки малого бизнеса в современных….13 условиях
2 Анализ бюджетной поддержки малого предпринимательства……………..19
2.1 Оценка динамики бюджетной поддержки малого бизнеса из федерального бюджета………………………………………………………….19
2.2 Обзор бюджетной поддержки малого бизнеса в РМ…………………24
3 Основные направления совершенствования бюджетной поддержки малого бизнеса…………………………………………………………………………... 26
3.1 Развитие косвенных методов бюджетной поддержки малого бизнеса.26
3.2 Активизация государственного финансирования инновационного малого бизнеса в условиях модернизации отечественной экономики……….33
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………...43

Работа содержит 1 файл

курсовая!!!!.docx

— 92.33 Кб (Скачать)

Одно из основных направлений  Комплексной программы -создание единого  информационного пространства для  предпринимателей, свободный доступ к ресурсам и объединенным массивам деловой информации. В Москве уже  создана сеть деловых интернет-центров. Значительная работа также проведена  по созданию сети оказания информационно-консультационных услуг (уже открыто 27 муниципальных и межрайонных агентств развития бизнеса).

Главные нерешенные проблемы в сфере малого бизнеса, которые  обусловлены в основном несовершенством  федерального законодательства, —  недостаточная нормативно-правовая база, громоздкая налоговая система, многочисленные недостатки упрощенной системы налогообложения, неработающий Федеральный закон о государственной  поддержке малого предпринимательства. Тяжелой проблемой для развития малого бизнеса остается использование  нежилых помещений. Концепция обеспечения  предприятий малого бизнеса нежилыми помещениями, принятая Правительством Москвы, дает основание предполагать, что эта проблема будет решена путем создания деловых центров, производственно-технологических зон, торговых предприятий «в шаговой  доступности».

Новая Программа поддержки  малого бизнеса в Москве предусматривает  такие приоритеты, как поддержка  предприятий малого бизнеса, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального  хозяйства, занятых сбором и переработкой вторичного сырья и действующих  в малой локальной энергетике, а также поддержка предприятий, предоставляющих комплекс сервисных  услуг.

Другой приоритет —  информационное обеспечение малого бизнеса, прежде всего создание единого  информационного центра и развитие межрегионального сотрудничества. В  результате реализации Программы всеми  мерами поддержки должно быть охвачено от 60 до 120 тыс. Путем развития существующих и создания новых предприятий  предполагается увеличить численность  рабочих мест в малом бизнесе  до 2 млн, общий вклад малого бизнеса  в валовой внутренний продукт  увеличится на 30%.

Интересный опыт государственной  поддержки малого бизнеса накоплен в Челябинской области, где, в  отличие от всей России, наблюдается  устойчивый рост числа предприятий  этой сферы. Ежегодно здесь проводятся областные съезды предпринимателей сферы малого бизнеса, создана мощная информационная база, и малые предприятия  обеспечиваются бесплатной информацией  по интересующим их вопросам. Для работников малого бизнеса систематически проводятся семинары и курсы. В целях преодоления  административных барьеров ведутся  специальные книги учета, куда заносится  информация о том, кто, когда и  кого проверял. Хорошо работающим предприятиям предоставляются кредиты банка, а если бизнес-проект такого предприятия  представляется перспективным, сулит  новые рабочие места, то 50% банковской ставки администрация области оплачивает безвозмездно. В результате этих и других мер по поддержке малого бизнес» в Челябинской области, где много крупных металлургических предприятий, 10% доходов бюджета приносит именно деятельность малого бизнеса.

В Воронежской области  организована система трехуровневой  финансовой поддержки малого предпринимательства. В систему вовлечены государственные, коммерческие и некоммерческие организации, оказывающие финансовые услуги предприятиям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям. На верхнем уровне системы действуют коммерческие банки и другие крупные инвесторы, осуществляющие непосредственное кредитование масштабных инвестиционных проектов и  социально значимых программ. Эти  организации взаимодействуют главным  образом с крупнобюджетными предприятиями  малого бизнеса, предоставляющими ликвидное  залоговое обеспечение по кредитам и способным к эффективному освоению капитальных инвестиций.

На среднем уровне функционируют  фонды поддержки предпринимательства, лизинговые и франчайзинговые компании, охватывающие своими услугами территорию Воронежской области. Они взаимодействуют с различными предприятиями малого бизнеса, включая микропредприятия. Инвестиционные проекты, поддерживаемые на этом уровне, носят среднесрочный и краткосрочный характер.

На нижнем уровне финансовые услуги предлагаются организациями, ориентированными на работу с определенными группами предпринимателей по отраслевому или  территориальному признаку. Это муниципальные  фонды поддержки малого бизнеса, кредитные кооперативы, бизнес-инкубаторы. Как правило, здесь обслуживаются  небольшие предприятия, которым  выдаются краткосрочные займы, осуществляется беззалоговое микрофинансирование.

Преимущества системы  трехуровневой финансовой поддержки  малого бизнеса заключаются в  том, что все категории его  субъектов получают доступ к финансированию, а инвесторами реализуются все  востребованные виды финансовой поддержки.

В качестве положительного примера можно привести также  Краснодарский край, где развитию малого бизнеса уделяется большое  внимание. Здесь в малом бизнесе  трудится треть населения, занятого в экономике края -- почти 600 тыс. человек. За 2002— 2004 гг. они вдвое нарастили  выпуск товаров и услуг, в результате чего в 2004 г. он превысил 100 млрд руб. При  этом малый бизнес Кубани обеспечивает 14% налоговых поступлений во все уровни бюджетов края и одновременно создает одну треть валового регионального продукта. Таких показателей нет ни у одного региона Российской Федерации.

Эти серьезные успехи обеспечила краевая программа государственной  поддержки малого предпринимательства. Только в 2004 г. банки выдали малым  предприятиям кредитов на сумму 20,0 млрд руб. Руководство края планирует, что  к 2008 г. доля малого бизнеса в валовом  продукте края составит 50—60%, как в  странах с развитой экономикой.

В Краснодарском крае создана  и успешно функционирует развитая инфраструктура поддержки малого предпринимательства:

• десять территориальных  фондов поддержки малого бизнеса;

• 39 центров содействия развитию малого предпринимательства в городах  и районах, в том числе 24 - - на базе торгово-промышленных палат;

• инновационный технопарк  в Краснодаре;

• краевая служба «одного  окна» с территориальными представителями  во всех муниципальных образованиях края. Только в 2004 г. через службу «одного  окна» более 2 000 малых и средних  предприятий получили земельные  участки под свои инвестиционные проекты и вложили в них  более 12 млрд руб.

Определенные надежды  возлагает малый бизнес России на вновь создаваемые особые экономические  зоны (ОЭЗ). Согласно принятому закону зоны могут быть двух видов: промышленно-производственные и технико-внедренческие. Предприниматели, зарегистрированные в особых зонах, на 5 лет освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога. Ввозимые ими импортное оборудование и запасные части для него освобождаются  от таможенных пошлин на все время, пока остаются на территории особой зоны. Помимо того, участники технико-внедренческой  зоны получают возможность платить  единый социальный налог по льготной ставке — 14% вместо обычных 26.

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ бюджетной поддержки малого предпринимательства

 

 

    1. Оценка динамики бюджетной поддержки  малого бизнеса из федерального бюджета

 

Важнейшим фактором успешности хозяйственной деятельности является создание эффективной инвестиционной инфраструктуры и, прежде всего, системы  привлечения материальных и финансовых ресурсов.

В последнее время в  России, несмотря на достигнутую экономическую  стабилизацию и появление большого числа новых малых предприятий, развитие данного сегмента экономики  переживает известную стагнацию, а  число вновь зарегистрированных малых фирм, примерно соответствует  количеству уходящих с рынка.         

Одной из основных причин в  сложившейся ситуации является недостаток финансовых ресурсов, необходимых для  развития малого бизнеса. Причем выход  из этого положения каждое предприятие  вынуждено искать по-своему. Исследование Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (ТПП РФ) показало, что  наиболее доступным источником развития для подавляющего большинства малых  предприятий являются внутренние ресурсы  и лишь четверть из них пользуется внешними источниками. Первое место  среди источников финансирования занимают доходы от собственной деятельности малых предприятий (67%). На втором месте (21%) оказался другой внутренний резерв – личные средства учредителей; на третьем – частный кредит,          которым воспользовались 17,9% малых предприятий. Другие источники финансирования-15%. Так, недостаток средств, для создания компании отмечают около 45% владельцев малого бизнеса. (22, с.127) Основные источники финансирования в настоящее время представлены в таблице 2.1.1.

Исследование ТПП РФ и  анализ ситуации в малом бизнесе, показали, что необходимые средства можно получить за счет ресурсов различных  инвесторов и кредиторов. В частности, такую возможность предоставляют государственные программы поддержки малого предпринимательства, банковские и частные кредиты, лизинг, микрофинансирование и кредитная кооперация (Приложение 2).

Таблица 2.1 Основные источники финансирования малого бизнеса (в% от числа опрошенных)

Источники финансирования

Для пополнения оборотных  средств

Для инвестиций в развитие фирмы

Доходы от деятельности предприятия

92

84

Личные средства учредителей

24

33

Кредиты финансовых учреждений, банков

24

21

Заемные средства у родственников  и друзей

33

17

Финансовая поддержка  местных властей и фондов предпринимательства

8

11

Имущество физических и юридических  лиц

9

9

Ссуды других организаций  и предприятий

9

5

Гранты

2

3

Займы кредитных кооперативов и союзов

1

1


Как видно из таблицы, в  настоящее время государственная  политика в области поддержки  малого бизнеса направлена на создание условий, стимулирующих граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности. По итогам 2007 года объемы выданных кредитов для малого бизнеса (до 2 млн. руб.) достигли порядка 30 млрд. руб., что примерно в 2 раза превышает аналогичный показатель 2006 года. Однако, по мнению Ассоциации российских банков, это всего лишь на 15% удовлетворяет существующий в России спрос на данный финансовый продукт. Общая потребность малого бизнеса в финансовых ресурсах в настоящее время, по оценке МЭРТ РФ, составляет 240 млрд. руб. (26, с.120)

Бюджетные средства, выделяемые на эти цели, используются по следующим  направлениям:

– формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого бизнеса – бизнес – инкубаторов;

– стимулирование деятельности предприятий, производящих товары и  услуги, предназначенные для экспорта;

– развитие системы кредитования малого бизнеса;

– поддержка инновационных  малых предприятий.

Поддержка малого бизнеса  с помощью бизнес-инкубаторов подразумевает создание самостоятельных юридических лиц, которым по результатам конкурса бизнес-проектов предоставляют аренду государственного имущества по льготным ставкам. Бизнес-инкубатор также дает возможность получения льготного консультационного сопровождения предпринимательского проекта, а также бухгалтерского, правового, финансового сопровождения. Максимальный срок пребывания предпринимателя в инкубаторе три года, после чего он обязан освободить место для своих новых коллег. В 2005–2006 гг. Республика Татарстан признана победителем в федеральном конкурсе по созданию бизнес – инкубаторов. В 2006 году были введены три бизнес – инкубатора. Готовится к открытию бизнес-инкубатор в г. Набережные Челны. Кроме того, на участие в федеральном конкурсе готовится проект создания бизнес – инкубатора в г. Чистополе (16, с. 12).

Значительную помощь со стороны  государства получают предприятия  малого бизнеса, производящие товары, работы, услуги, предназначенные для  экспорта. Предприниматели, занятые  в этой сфере производства, а также  крестьянские (фермерские) хозяйства  могут рассчитывать на:

– субсидирование процентной ставки (50% от ставки рефинансирования ЦБ РФ) по кредитам, полученным в российских кредитных организациях;

– компенсацию (50% от суммы) затрат, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований российского законодательства или законодательства страны экспортера (сертификаты, разрешения, лицензии, удостоверения, являющихся необходимыми для экспорта продукции;

– частичную компенсацию (2/3 от суммы) на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом (субсидирование затрат на аренду выставочных площадей).

Развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства  предполагает субсидирование части  процентной ставки (50% ставки рефинансирования ЦБ РФ) по кредитам, полученным в банках организациями потребительской  кооперации, кредитных потребительских  кооперативов граждан, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ) для  реализации программ предоставления займов членам сельскохозяйственных кредитных  кооперативов. За период с 2001 по 2006 год  предоставлено 200 субвенций и субсидий на общую сумму 22, 94 млн. руб. (39, с.60).

Информация о работе Бюджетная поддержка малого бизнеса в современных условиях