Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 17:38, курсовая работа
Данная дипломная работа посвящена разработке и внедрению пока еще не очень привычной для российских предприятий технологии управления финансами – бюджетированию.
При написании курсового проекта были поставлены следующие цели: изучение различных методик постановки бюджетирования на предприятии, разработка и внедрения бюджетирования на малом предприятии, специализирующемся на пошиве одежды, оценка эффективности от внедрения бюджетирования.
Актуальность темы обусловлена тем, что на многих российских предприятиях отсутствует какая-либо система планирования. По некоторым данным 90% всех проблем с финансами на российских предприятиях связано с неграмотностью высшего руководства в вопросах управления финансами. Одной из причин является отсутствие у руководителей своевременной, полной и точной информации не только о будущем, но и о настоящем финансовом состоянии компании. С подобной проблемой столкнулись и на рассматриваемом предприятии.
Введение
1. Бюджетирование как инструмент управления предприятием
1.1. Содержание, цели и функции бюджетирования. Роль бюджетирования в системе управления предприятием
1.2. Бюджет в системе планов. Виды бюджетов на предприятии
1.3. Основные этапы постановки бюджетирования на предприятии
2. Характеристика предприятия как объекта исследования
2.1. Общая характеристика предприятия и направления его деятельности
2.2. Структура управления и функции подразделений с характеристикой персонала
2.3. Динамика экономических показателей деятельности предприятия и анализ его финансового состояния
3. Разработка и внедрение бюджетирования на предприятии
3.1. Разработка системы бюджетирования для предприятия с характеристикой видов бюджетов
3.2. Риски и проблемы, возникающие при внедрении системы бюджетирования
3.3. Оценка эффективности от внедрения бюджетирования на предприятии.
Заключение
Литература
Приложения
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Бюджетирование как инструмент управления предприятием
1.1. Содержание, цели и функции бюджетирования. Роль бюджетирования в системе управления предприятием
1.2. Бюджет в системе планов. Виды бюджетов на предприятии
1.3. Основные этапы постановки бюджетирования на предприятии
2. Характеристика предприятия как объекта исследования
2.1. Общая характеристика предприятия и направления его деятельности
2.2. Структура управления и функции подразделений с характеристикой персонала
2.3. Динамика экономических показателей деятельности предприятия и анализ его финансового состояния
3. Разработка и внедрение бюджетирования на предприятии
3.1. Разработка системы бюджетирования для предприятия с характеристикой видов бюджетов
3.2. Риски и проблемы, возникающие при внедрении системы бюджетирования
3.3. Оценка эффективности от внедрения бюджетирования на предприятии.
Заключение
Литература
Приложения
Данная дипломная работа посвящена разработке и внедрению пока еще не очень привычной для российских предприятий технологии управления финансами – бюджетированию.
При написании курсового проекта были поставлены следующие цели: изучение различных методик постановки бюджетирования на предприятии, разработка и внедрения бюджетирования на малом предприятии, специализирующемся на пошиве одежды, оценка эффективности от внедрения бюджетирования.
Актуальность темы обусловлена тем, что на многих российских предприятиях отсутствует какая-либо система планирования. По некоторым данным 90% всех проблем с финансами на российских предприятиях связано с неграмотностью высшего руководства в вопросах управления финансами. Одной из причин является отсутствие у руководителей своевременной, полной и точной информации не только о будущем, но и о настоящем финансовом состоянии компании. С подобной проблемой столкнулись и на рассматриваемом предприятии.
Бюджетирование крайне важно для принятия управленческих решений. К числу основных функций бюджетирования относятся прогнозирование (финансового состояния, ресурсов, доходов и затрат) и проведение сценарного анализа, т.е. оценки различных вариантов финансового положения предприятия в будущем.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе работы рассмотрены содержание, цели, функции бюджетирования и мнения разных авторов по данной теме (дискуссионные вопросы). Рассмотрено место и роль бюджетирования в системе планов предприятия, а также основные этапы постановки бюджетирования.
Вторая глава посвящена описанию деятельности предприятия, характеристике его основных видов деятельности, анализу динамики экономических показателей, проведен анализ финансового состояния. Объектом исследования дипломной работы было выбрано коммерческое предприятие по пошиву одежды из кожи и меха и по пошиву одежды по индивидуальным заказам.
При разработке бюджетирования в третьей главе были поставлены следующие задачи:
В заключении кратко изложены основные выводы и предложения, полное обоснование и аргументация которых изложены в тексте работы.
В настоящее время технологии бюджетирования уделено внимание многих авторов, как практиков, так и теоретиков финансового менеджмента. Данная тема находит свое отражение в трудах зарубежных и российских авторов: Бримсон Дж., Антос Дж., Кондраков Н.П., Иванова М.А., Алексеева М.М., Бухалков М.И., Карпов А.Е., Кондраков Н.П., Иванова М.А., Стояновоа Е.С., Хруцкий В.Е., Гамаюнов В.В., Немировский И.Б., Старожукова И.А.
Для первых двух подразделов первой главы в основном использовалась учебная литература, научные и популярные статьи по финансовому менеджменту, бухгалтерскому и управленческому учету. Для последнего подраздела первой главы и для третьей главы работы была использована специальная литература, посвященная теории и практике бюджетирования.
Роль бюджетирования в
Понятие процесса бюджетирования
носит неоднозначный и
В литературе по финансовому менеджменту существуют следующие определения бюджетирования:
Процесс бюджетирования является составной частью финансового планирования, т. е. процесса определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов. [15]
Система бюджетирования – это система учета для принятия управленческих решений, основанная на фактически полученных результатах в предыдущем году в сопоставлении с планом на следующий период планирования. [9]
Бюджетирование представляет собой балансирование потоков доходов и расходов фирмы в целом и основных ее структурных звеньев. [4]
Бюджетирование (внутрифирменное финансовое планирование) – это, с одной стороны, процесс составления финансовых планов и смет, а с другой – управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений. [16]
Бюджетирование – это
Основным назначением
Цели бюджетирования, а также его роль в общей системе финансового планирования наиболее полно характеризуются функциями бюджета (по Стояновой Е.С.):
При этом в каждой компании могут быть свои функции бюджетирования в зависимости, как от объекта финансового планирования, так и от системы финансовых и нефинансовых целей. В каждой компании в качестве управленческой технологии бюджетирование может преследовать свои собственные цели и использовать свои собственные средства, свой собственный инструментарий, тем не менее, существует общая (принципиальная) схема бюджетирования (рис. 1).
Конкретно функции бюджетирования
проявляются в системе
Наряду с целями и функциями следует выделить также объекты бюджетирования, поскольку выделение тех или иных объектов определяет в дальнейшем финансовую структуру предприятия и набор его бюджетов. Классификация объектов бюджетирования вопрос дискуссионный. Некоторые авторов объекты бюджетирования как таковые не выделяют, а рассматривают в качестве объекта предприятие в целом. Классификация объектов бюджетирования различных авторов представлена в табл. 1.
Таблица 1
Классификация объектов бюджетирования
Авторы |
Объекты бюджетирования |
1) Карпов А.Е. |
1) группа компаний; |
2) компания; | |
3) бизнес-процессы; | |
4) проекты; | |
5) подразделения. | |
1) Хруцкий В.Е., Гамаюнов В.В. |
1) холдинг; |
2) компания; | |
3) бизнес; | |
4) структурные подразделения: -места возникновения затрат; -центры финансового учета; -центры финансовой ответственности. | |
3) Стоянова Е. С.; 4) Кондраков Н. П., Иванова М. А. |
Рассматривают в качестве объекта предприятие в целом |
Для принятия управленческих решений считаю целесообразным выделять внутри предприятия (как основного объекта бюджетирования) дополнительные объекты бюджетирования. В данном случае классификация Хруцкого В. Е. и Гамаюнова В. В., во первых, является наиболее приемлемой для практического применения, во вторых, авторы в своей работе подробно описали принцип разделения подразделений на центры финансовой ответственности, финансового учета и места возникновения затрат.
Холдинг – группа компаний. Бюджетирование для группы компаний позволяет оценить эффективность ведения хозяйственной деятельности по холдингу в целом, но в данном случае нет возможности проследить, какая компания работает наиболее эффективно.
Компания – обязательный объект бюджетирования в независимости от того, является ли она независимым предприятием или входит в холдинг.
Бизнес - бизнес как вид (сфера) хозяйственной деятельности является основным объектом бюджетирования, более важным, чем само предприятие или компания. В одной компании одновременно может существовать несколько видов бизнесов, взаимосвязанных друг с другом технологически, организационно и финансово.
Структурные подразделения – объекты бюджетирования, различающиеся технологией и организацией бюджетного процесса:
- места возникновения затрат (МВЗ) – не несут ответственности за доходы, а отвечают только за регулируемые или контролируемые затраты (на уровень которых руководители МВЗ могут повлиять);
- центры финансового учета – возможность контролировать и влиять на доходы и некоторые виды затрат (ЦФУ);
- центры финансовой ответственности – несут ответственность за все финансовые результаты. Как правило, они имеют полную бюджетную схему (ЦФО).
1.2. Бюджет в системе планов. Виды бюджетов
Система планов – это результат процесса планирования. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. По сути, план – это набор инструкций для менеджеров, описывающих, какую роль каждая часть организации должна играть в процессе достижения целей фирмы
Процесс планирования сложен и разнообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов, которую можно разделить на следующие элементы.
- Общефирменные планы текущей деятельности, так называемые «хозяйственные планы», или «планы прибыли», рассчитываются на один год. С помощью планов текущей деятельности товары и услуги производятся и поставляются на рынок;
- Текущие планы подразделений, в том числе бюджетные, дополняют общефирменные планы текущей деятельности.