Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 22:14, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение основных аспектов бюджета субъекта РФ и его роль в социально-экономическом развитии региона, проведение сравнительного анализа бюджетной политики с предыдущими годами, выявление значимых пробелов в функционировании бюджетного механизма.
Введение 3
1. Сущность бюджета субъекта РФ и его роль в бюджетной системе РФ 5
2. Доходы бюджета субъекта РФ и пути их укрепления 11
3. Расходы бюджета субъектов РФ и их эффективность 22
Заключение 28
Список использованных источников 29
Приложение 31
Доходная часть бюджета республики на 2009-2011 годы включает три группы доходов: налоговые, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Среди наиболее крупных доходов налог на доходы физических лиц, поступление которого прогнозируется в 2009 году в бюджет республики в объеме 24 миллиардов рублей, в 2010 году - 27,9 миллиарда рублей, в 2011 году - 32,8 миллиарда рублей. Рост по налогу обеспечивается повышением фонда оплаты труда в 2009 году на 20,6% (в 2008 году - 18,6%), в 2010 году - на 18,2%, 2011 году - на 17,4%. Сумма налога в консолидированном бюджете прогнозируется соответственно в 40 миллиардов рублей, 46,5 миллиарда и 54,7 миллиарда рублей.
Поступления по налогу на прибыль в 2009 году прогнозируются в размере 32,6 миллиарда рублей. Налог полностью поступает в бюджет республики. На 2010-2011 годы сумма налога планируется в размере 33,4 и 33,5 миллиарда рублей соответственно.
Сумма налога на имущество организаций в 2009 году прогнозируется в размере 9,2 миллиарда рублей, на 2010 год - 10,1 миллиарда рублей, на 2011 год - 11,1 миллиарда рублей.
Налог
на имущество физических лиц на 2009
год, полностью зачисляемый в
бюджеты муниципальных
Прогноз поступления акцизов на 2009 год в бюджет республики Татарстан составляет 5,9 миллиарда рублей, на 2010 год - 6,1 миллиарда рублей, на 2011 год- 6,2 миллиарда рублей.
Поступление платежей за пользование природными ресурсами в 2009 году в бюджет республики прогнозируется в сумме 4,5 миллиарда рублей. По налогу на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья расчет произведен в соответствии со сценарными условиями, принятыми на федеральном уровне, - в 2009 году цена на нефть марки Urals прогнозируется в размере 95 долларов за баррель при курсе доллара к рублю 24,7 рубля. Прогноз на 2010 год составляет 4,5 миллиарда рублей (90 долларов за баррель, 26 рублей за доллар), на 2011 год - 4,6 миллиарда рублей (88 долларов за баррель, 27,3 рубля за доллар).
Неналоговые доходы прогнозируются на 2009 год в объеме 8,7 миллиарда рублей, включая доходы жилищного фонда в объеме 5 миллиардов рублей. В 2010 году прогнозируется поступление неналоговых доходов в сумме 9 миллиардов рублей, в том числе жилищного фонда 5,3 миллиарда, в 2011 году - 9,3 миллиарда, в том числе жилфонда 5,6 миллиарда рублей.
По распределению межбюджетных трансфертов федерального бюджета в 2009 году республика получит 10,9 миллиарда рублей, в 2010 году - 9,4 миллиарда рублей, в 2011 - 7,2 миллиарда рублей.
Несмотря на то, что возникли определенные трудности в экономической сфере, в консолидированный бюджет республики в первом полугодии 2009 года мобилизовано 63,5 миллиарда рублей. В том числе собственные доходы - 38,1 миллиарда рублей, или 51 процент к уточненному плану, федеральные средства - 25,4 миллиарда рублей.
В бюджет республики поступили собственные доходы в объеме 27,7 миллиарда рублей, это 54 процента к уточненному плану. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года налоговые и неналоговые доходы бюджета республики уменьшились на 12,8 миллиарда рублей, или на 32 процента.
Финансовое положение Российской Федерации во многом определяется состоянием финансов ее субъектов и органов местного самоуправления. При этом фундаментом бюджетной системы РФ являются бюджеты регионов и местные бюджеты, а, не укрепив фундамент, улучшить саму систему невозможно.
Наиболее удачными за весь период экономических реформ были для Республики Карелия последние четыре года.
Структура доходной части проекта бюджета Республики Карелия по группам доходов бюджетной классификации РФ представлена в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Структура доходной части проекта бюджета Республики Карелия, в млн. руб. [11]
Группы доходов, млн. рублей | Объем поступлений | |||
по проекту закона на 2009 год | на 2008 год | |||
Сумма | Уд. вес | Сумма | Уд. вес | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Доходы | 9940,8 | 59,97% | 6782,1 | 52,23% |
Безвозмездные поступления | 3444,8 | 20,78% | 2756,9 | 21,23% |
в том числе: | ||||
от других бюджетов бюджетной системы | 2154,8 | 13,00% | 2714,7 | 20,90% |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности | 1034,6 | 6,24% | 732,5 | 5,64% |
Всего | 16575 | 100 | 12986,2 | 100,00% |
По группе «Доходы» (налоговые и неналоговые) по проекту закона на 2009 год объем поступлений прогнозируется в сумме 9940,8 млн. рублей. Удельный вес данной группы доходов в прогнозируемом объеме поступлений составляет 59,9 процентов. В структуре доходной части проекта бюджета республики Карелия наибольший удельный вес занимает группа «доходы», далее наибольший удельный вес занимают безвозмездные поступления 20,78%, наименьший вес в структуре доходной части проекта бюджета республики Карелия занимают доходы от предпринимательской деятельности. Объем поступлений в 2008 году на 3588, 8 млн. рулей ниже уровня объема поступлений по проекту закона на 2009 год. Структура осталась на прежнем уровне с незначительными отклонениями.
По группе «Безвозмездные поступления» доходы определены в сумме 3444,8 млн. рублей с ростом к показателю, установленному законом о бюджете республики Карелия на текущий финансовый год на 409,9 млн. рублей (+15 процентов). Удельный вес данной группы доходов в прогнозируемом объеме поступлений составляет 24 процента.
На реализацию федеральной адресной инвестиционной программы в 2007 году выделено за счет субсидий 250 млн. рублей на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и искусственных сооружений на них.
По группе «Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» объем поступлений определен по предложениям главных распорядителей средств бюджета республики Карелия в сумме 1034,6 млн. рублей. Удельный вес данной группы доходов в прогнозируемом объеме поступлений составляет 6,24 процентов.
Особенности расчета прогноза поступлений платежей по основным источникам доходов (налоговых и неналоговых), финансовой помощи из бюджетов других уровней, доходов главных распорядителей средств бюджета республики Карелия от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, изложены в пояснительной записке к проекту бюджета.
Параметры прогноза социально-экономического развития республики Карелия на 2008 год (налогооблагаемая прибыль, фонд заработной платы), соответствуют показателям, используемым в расчетах поступлений налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц [11, с. 34].
Показатели доходной части проекта бюджета республики Карелия на 2008 год по группам доходов соответствуют аналогичным показателям перспективного финансового плана республики Карелия на 2007-2009 годы, одобренного распоряжением Правительства республики Карелия от 11 октября 2007 года №315р-П.
Проектом закона устанавливаются нормативы отчислений федеральных налогов (в части погашения задолженности прошлых лет по отдельным видам налогов), а также отмененных федеральных, региональных налогов и сборов и иных обязательных платежей (в части погашения задолженности прошлых лет) в бюджет республики Карелия, однако поступлений по данным видам доходов не планируется (приложение 3 к проекту закона), что не соответствует положениям статьи 32 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами публично-правовых образований. Расходные обязательства публично-правового образования возникают в результате принятия различных правовых актов, заключения публично-правовыми образованиями договоров и соглашений. Статья 85 БК РФ определяет случаи возникновения расходных обязательств субъекта РФ [1].
Расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году, образуют бюджетные обязательства.
Эффективность
исполнения бюджета является ведущим
показателем качества расходования
государственных средств. Количественно
эффективность бюджетной
Часто проблемы в работе финансовых органов администрации (правительств) субъектов Федерации связаны с необходимостью проведения оценки эффективности финансовых расходов, не обеспеченных доходной базой. Повышению эффективности расходования средств регионального бюджета препятствует также недостаточный уровень менеджмента в общественном секторе.
Пока же действуют в основном административные методы, все чаще отмечаются случаи скрытого противодействия повышению эффективности расходов бюджета. При этом не определяются подразделения региональных и местных органов власти и управления, ответственные за работу по снижению бюджетных расходов. Нормативная база в недостаточной мере регулирует все этапы расходования денежных средств территориальных бюджетов; нет системы, контролирующей и стимулирующей работу органов государственной власти, местного самоуправления, а также отдельных служащих к проведению более рациональной политики в отношении бюджетных расходов. Информации для разработки и принятия управленческих решений по оптимизации расходов региональных бюджетов также недостаточно.
Когда большинство региональных бюджетов дефицитно, вопрос о том, куда направить средства, неактуален, так как их хватает только на финансирование необходимых потребностей.
Обзоры расходов региональных бюджетов на финансирование отдельных отраслей, проведенные в 2006-2009 гг., показали, что полномочия региональных бюджетов национальной экономики размыты и определение их перечня в полном объеме не представляется возможным. Те услуги, которые финансируются из бюджетов, не имеют описания (паспорта услуги) и качество их не определено, что не позволяет установить величину затрат на их предоставление. Если неизвестно, что должно финансироваться, то неясно, что действительно необходимо, а от чего можно отказаться, сократив нерационально производимые расходы.
В условиях нехватки доходов продолжается привлечение заемных средств на финансирование текущих расходов региональных бюджетов, что в мировой практике считается неприемлемым. Декларации региональных органов государственной власти о прекращении этой практики не выполняются.
Не соблюдается зависимость между количеством сотрудников, величиной бюджетного финансирования и численностью обслуживаемого населения, да и сама численность сотрудников государственного (муниципального) сектора превышает разумную. При составлении региональных бюджетов часто не прогнозируется численность потребителей бюджетных услуг по отраслям.
Одной из очевидных форм неэффективного расходования бюджетных средств на региональном уровне является часто неоправданное и завышенное предоставление региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления гарантий и поручительств коммерческим предприятиям, а также предоставление индивидуальных налоговых льгот, что можно рассматривать как скрытое субсидирование данных предприятий за счет бюджетных средств.
Проанализируем общую структуру расходной части бюджета республики Татарстан за 2006-2009 годы (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Анализ общей структуры расходной части бюджета РТ
в 2006-2009 гг. [25]
млн.рублей
№ п/п | Статья расходов бюджета РТ | 2006 | Доля,
% |
2007 | Доля,
% |
2008 | Доля,
% |
2009 | Доля,
% |
1 | Общегосударствен-ные вопросы | 6 454,5 | 9,96% | 3 243,9 | 5,22% | 5 274,6 | 7,75% | 12 065,8 | 12,10% |
2 | Национальная оборона | 13,8 | 0,02% | 16,5 | 0,03% | 18,3 | 0,03% | 20,9 | 0,02% |
3 | Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 2 546,7 | 3,93% | 2 693,7 | 4,33% | 3 782,0 | 5,56% | 3 732,3 | 3,74% |
4 | Национальная экономика | 13 085,3 | 20,2% | 13 944,9 | 22,4% | 12 400,2 | 18,2% | 18 417,3 | 18,5% |
5 | Жилищно-коммунальное хозяйство | 5 450,4 | 8,41% | 4 435,7 | 7,14% | 5 165,0 | 7,59% | 4 889,6 | 4,90% |
6 | Охрана окружающей среды | 389,9 | 0,60% | 428,5 | 0,69% | 1 855,5 | 2,73% | 407,0 | 0,41% |
7 | Образование | 4 310,9 | 6,65% | 4 202,2 | 6,76% | 3 772,9 | 5,54% | 5 987,2 | 6,00% |
8 | Культура, кинематография и СМИ | 1 952,5 | 3,01% | 1 661,1 | 2,67% | 2 071,1 | 3,04% | 2 443,2 | 2,45% |
9 | Здравоохранение и спорт | 7 396,3 | 11,42% | 4 666,3 | 7,51% | 9 877,4 | 14,51% | 7 567,6 | 7,59% |
10 | Социальная политика | 4 585,3 | 7,08% | 6 479,2 | 10,42% | 9 059,2 | 13,31% | 12 882,4 | 12,91% |
11 | Межбюджетные трансферты | 18 600,6 | 28,71% | 20 386,8 | 32,80% | 14 783,7 | 21,72% | 31 335,0 | 31,41% |
12 | ИТОГО | 64 786,1 | 100% | 62 158,9 | 100% | 68 059,9 | 100% | 99 748,4 | 100% |