Бюджет и бюджетная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:53, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является попытка анализа обоснованности бюджетного планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микро-уровнях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений;

- разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней;

- вскрыть возможности оптимизации доходной и расходной частей государственного бюджета;

- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование при кассовом исполнении бюджетов через РКЦ банков;

- охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы (бюджеты

территорий, как основную финансовую базу органов местного самоуправления) и

вскрыть проблемы бюджетного федерализма;

- изучить условия возможного бюджетного дефицита и методы его

финансирования;

- рассмотреть понятие государственного долга, его размер и ситуацию

с погашением в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….5

1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ В

УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ................…................……………...7

1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской

Федерации………………….………………………………………..7

1.2 Бюджетная классификация и ее роль в кассовом исполнении

государственного бюджета……………………………………………………...13

1.3 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и

проблемы исполнения…………………………………24

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ

СИСТЕМЫ…………………………………………………………………….. 41

2.1 Федеральный бюджет................................................................……...

41

2.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации...........................………52

2.3 Местные бюджеты.....................................................................…54

2.4 Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их

решения…………………………………………………………………56

3. УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА………………………………………………64

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 421.00 Кб (Скачать)

Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как  свод  бюджетов

всех уровней  на соответствующей территории [БК РФ, стр.6].

    Консолидированный  бюджет субъекта РФ  составляют  бюджет самого субъекта

и свод бюджетов находящихся на  его  территории  муниципальных  образований.

Консолидированный бюджет области может быть  представлен  в  виде  следующей

схемы: 

Консолидированный бюджет области 

                       1.Областной             бюджет

                              3.Бюджеты районов

                                   области

                              2.Бюджеты городов

                           областного подчинения,

                          в т.ч. областного центра 

                             3.2.Бюджеты городов

                                  районного

                                 подчинения

                                3.1.Районные

                                   бюджеты

                                 2.3.Бюджеты

                                  городских

                                   районов

                                3.3.Сельские

                          поселковые и пр. бюджеты

                                2.1.Городские

                                   бюджеты 
 
 

               Рис. 1 Схема консолидированного  бюджета области 
 

    Консолидированный   бюджет   РФ   –   это    федеральный    бюджет    и

  консолидированные   бюджеты  всех  субъектов   федерации.  Консолидированные

бюджеты позволяют  получить полное представление обо  всех доходах и  расходах

региона или  страны в целом, они не утверждаются и служат  для аналитических

и статистических целей. 

                         Принципы бюджетной системы 

    Бюджетным  кодексом РФ  в  гл.  5  законодательно  закреплены  следующие

принципы бюджетной  системы Российской Федерации:

единства бюджетной системы Российской Федерации;

разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

самостоятельности бюджетов;

полноты отражения  доходов  и  расходов  бюджетов,  бюджетов  государственных

внебюджетных  фондов;

сбалансированности бюджета;

эффективности и экономности использования  бюджетных средств;

общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

гласности;

достоверности бюджета;

адресности и  целевого характера бюджетных средств.

    Принцип  единства бюджетной системы   означает  единство  правовой  базы,

денежной  системы,   форм   бюджетной   документации,   единство   принципов

бюджетного процесса, санкций за  нарушения  бюджетного  законодательства,  а

также  единый  порядок  финансирования  расходов  бюджета,  единый   порядок

финансирования  расходов бюджетов всех  уровней  бюджетной  системы,  ведения

бухгалтерского  учета средств федерального бюджета,  бюджетов  субъектов  РФ,

местных бюджетов.

    Принцип  разграничения  доходов  и   расходов  между  уровнями  бюджетной

системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или

частично)   и   полномочий   по   осуществлению   расходов    за    органами

государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

    Принцип  самостоятельности бюджетов означает:

    -  право  законодательных  органов   государственной  власти  и   органов

местного самоуправления на каждом уровне  бюджетной  системы  самостоятельно

осуществлять  бюджетный процесс;

    - наличие  собственных источников доходов  бюджета каждого уровня;

    законодательное  закрепление регулирующих доходов   бюджетов,  полномочий

по формированию доходов соответствующих бюджетов;

    -  право   органов   государственной   власти    и   органов   местного

самоуправления  самостоятельно в соответствии с законодательством  определять

направления  расходования  средств  соответствующих  бюджетов  и   источники

финансирования  дефицитов соответствующих бюджетов;

    -  недопустимость  изъятия  доходов,   дополнительно   полученных   при

исполнении  законов  (решений)  о  бюджете,  сумм  превышения  доходов   над

расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

    - недопустимость  компенсации за счет бюджетов  других уровней  потерь  в

доходах и дополнительных  расходов,  возникших  в  ходе  исполнения  законов

(решений) о  бюджете, за исключением установленных  законом случаев.

    Принцип  полноты учета бюджетных доходов  и расходов  бюджетов,  бюджетов

государственных внебюджетных фондов  означает,  что  все  доходы  и  расходы

бюджетов, внебюджетных  фондов  и  иные  определенные  законом  обязательные

поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных  фондов  в

обязательном  порядке и в полном объеме. Все  государственные и  муниципальные

расходы  подлежат  финансированию  за  счет   бюджетных   средств,   средств

внебюджетных  фондов,  аккумулированных  в  бюджетной   системе   Российской

Федерации.

    Принцип  сбалансированности бюджета означает, что объем  предусмотренных

бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему  доходов  бюджета

и поступлений  из источников финансирования его  дефицита.  При  составлении,

утверждении и  исполнении бюджета уполномоченные органы  должны  исходить  из

необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

    Принцип  эффективности и  экономности  использования  бюджетных  средств

означает, что  при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы  и

получатели бюджетных  средств должны  исходить  из  необходимости  достижения

заданных  результатов  с  использованием  наименьшего  объема  средств   или

достижения наилучшего результата  с  использованием  определенного  бюджетом

объема средств.

    Принцип   общего  (совокупного)  покрытия  расходов  означает,  что  все

расходы  бюджета  должны  покрываться  общей  суммой   доходов   бюджета   и

поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и  поступления

не могут  увязываться  с  определенными  расходами  бюджета  за  исключением

целевых  бюджетных  фондов,  а  также  в  случае  централизации  средств  из

бюджетов другого  уровня.

    Принцип   гласности  означает:  обязательное  опубликование  в  открытой

печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении,  полноту  информации

о  ходе  исполнения  бюджетов,  доступность  иных   сведений;   обязательную

открытость для  общества и СМИ процедур рассмотрения и  принятия  решений  по

проектам бюджетов, в том числе по вопросам,  вызывающим  разногласия  внутри

представительного  органа  или  между  исполнительным   и   представительным

органами государственной  власти.

    Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза

социально-экономического    развития    соответствующей    территории;     и

реалистичность  расчета доходов и расходов бюджета.

    Принцип  адресности и целевого характера  бюджетных средств означает, что

бюджетные средства выделяются в распоряжение  конкретных  бюджетополучателей

с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. 
 
 

        2.   Бюджетная классификация  и ее роль в кассовом исполнении

                          государственного бюджета 

    Бюджеты  всех уровней формируются и  исполняются в  пределах  показателей

единой  бюджетной  классификации  –  группировки  доходов   и   расходов   с

присвоением объектам классификации группировочных кодов.

      Бюджетная  классификация  –  это  законодательно  устанавливаемая  по

однородным  признакам  группировка  доходов  и  расходов  бюджета,  а  также

источников покрытия его дефицита, используемая для составления  и  исполнения

бюджетов всех уровней.

    Согласно  БК РФ [3,гл. 4] бюджетная классификация включает:

классификацию доходов бюджетов РФ;

функциональную  классификацию расходов бюджетов РФ;

экономическую классификации расходов бюджетов РФ;

классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

классификацию  источников  внешнего  финансирования  дефицита   федерального

бюджета;

классификацию видов государственных  внутренних  долгов  РФ,  субъектов  РФ,

муниципальных образований;

классификацию видов государственного внешнего  долга  РФ  и  государственных

внешних активов  РФ;

ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

    Бюджетная  классификация является  единой  для  всех  уровней  бюджетной

системы и используется при составлении, утверждении  и  исполнении  бюджетов

всех  уровней.  «Законодательные  органы  государственной  власти  субъектов

Российской Федерации  и  органы  местного  самоуправления  могут  производить

дальнейшую детализацию  объектов бюджетной классификации,  не  нарушая  общих

принципов  построения  и   единства   бюджетной   классификации   Российской

Федерации» [3, стр. 27].

    Классификация   доходов  основывается  на  законодательных   актах   РФ,

определяющих  источники формирования доходов  бюджетов  всех  уровней.  Группы

доходов состоят  из статей доходов, объединяющих конкретные виды  доходов  по

источникам и  способам их получения.

    Доходы  бюджета – это денежные средства, поступающие в  безвозмездном   и

Информация о работе Бюджет и бюджетная система Российской Федерации