Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:53, дипломная работа
Целью исследования является попытка анализа обоснованности бюджетного планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микро-уровнях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений;
- разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней;
- вскрыть возможности оптимизации доходной и расходной частей государственного бюджета;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование при кассовом исполнении бюджетов через РКЦ банков;
- охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы (бюджеты
территорий, как основную финансовую базу органов местного самоуправления) и
вскрыть проблемы бюджетного федерализма;
- изучить условия возможного бюджетного дефицита и методы его
финансирования;
- рассмотреть понятие государственного долга, его размер и ситуацию
с погашением в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….5
1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ В
УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ................…................……………...7
1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской
Федерации………………….………………………………………..7
1.2 Бюджетная классификация и ее роль в кассовом исполнении
государственного бюджета……………………………………………………...13
1.3 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и
проблемы исполнения…………………………………24
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ
СИСТЕМЫ…………………………………………………………………….. 41
2.1 Федеральный бюджет................................................................……...
41
2.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации...........................………52
2.3 Местные бюджеты.....................................................................…54
2.4 Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их
решения…………………………………………………………………56
3. УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА………………………………………………64
Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов
всех уровней на соответствующей территории [БК РФ, стр.6].
Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта
и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.
Консолидированный бюджет области может быть представлен в виде следующей
схемы:
Консолидированный
бюджет области
1.Областной бюджет
3.Бюджеты районов
2.Бюджеты городов
областного подчинения,
в т.ч. областного центра
3.2.Бюджеты городов
подчинения
поселковые и пр. бюджеты
Рис. 1 Схема консолидированного
бюджета области
Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и
консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные
бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах
региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических
и статистических
целей.
Принципы бюджетной системы
Бюджетным кодексом РФ в гл. 5 законодательно закреплены следующие
принципы бюджетной системы Российской Федерации:
единства бюджетной системы Российской Федерации;
разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
самостоятельности бюджетов;
полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных
внебюджетных фондов;
сбалансированности бюджета;
эффективности и экономности использования бюджетных средств;
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
гласности;
достоверности бюджета;
адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы,
денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов
бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а
также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок
финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения
бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ,
местных бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной
системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или
частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами
государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
-
право законодательных
местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно
осуществлять бюджетный процесс;
- наличие
собственных источников
законодательное
закрепление регулирующих
по формированию
доходов соответствующих
- право органов государственной власти и органов местного
самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять
направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники
финансирования
дефицитов соответствующих
- недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при
исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над
расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
- недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в
доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов
(решений) о
бюджете, за исключением
Принцип
полноты учета бюджетных
государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы
бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные
поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в
обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные
расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств
внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской
Федерации.
Принцип
сбалансированности бюджета
бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета
и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении,
утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из
необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств
означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и
получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения
заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или
достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом
объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все
расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и
поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления
не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением
целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из
бюджетов другого уровня.
Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой
печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации
о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную
открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по
проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри
представительного органа или между исполнительным и представительным
органами государственной власти.
Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза
социально-экономического развития соответствующей территории; и
реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип
адресности и целевого
бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей
с обозначением
направления их на финансирование конкретных
целей.
2. Бюджетная классификация
и ее роль в кассовом
государственного бюджета
Бюджеты всех уровней формируются и исполняются в пределах показателей
единой бюджетной классификации – группировки доходов и расходов с
присвоением объектам классификации группировочных кодов.
Бюджетная классификация – это законодательно устанавливаемая по
однородным признакам группировка доходов и расходов бюджета, а также
источников покрытия его дефицита, используемая для составления и исполнения
бюджетов всех уровней.
Согласно БК РФ [3,гл. 4] бюджетная классификация включает:
классификацию доходов бюджетов РФ;
функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
экономическую классификации расходов бюджетов РФ;
классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального
бюджета;
классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ,
муниципальных образований;
классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных
внешних активов РФ;
ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Бюджетная классификация является единой для всех уровней бюджетной
системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов
всех уровней. «Законодательные органы государственной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного самоуправления могут производить
дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих
принципов построения и единства бюджетной классификации Российской
Федерации» [3, стр. 27].
Классификация доходов основывается на законодательных актах РФ,
определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы
доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по
источникам и способам их получения.
Доходы
бюджета – это денежные
Информация о работе Бюджет и бюджетная система Российской Федерации