Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 06:13, реферат
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный бюджет.
В формировании и
развитии экономической и социальной
структуры общества большую роль
играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках принятой на
каждом историческом этапе политики. Одним
из механизмов, позволяющих государству
проводить экономическую и социальную
политику, является финансовая система
общества и входящий в ее состав - государственный
бюджет.
Бюджет - это форма
образования и расходования фонда денежных
средств, предназначенных для финансового
обеспечения задач и функций государства
и местного самоуправления.
С помощью государственного
бюджета государственные власти
получают финансовые ресурсы для
содержания государственного аппарата,
армии, осуществления социальных мероприятий,
реализации экономических задач, т. е.
для выполнения государством возложенных
на него функций.
Государственный бюджет,
являясь основным финансовым планом
государства, дает органам власти реальную
экономическую возможность
Бюджетное устройство
определяет организацию государственного
бюджета и бюджетной системы
страны, взаимоотношения между ее
отдельными звеньями, правовые основы
функционирования бюджетов, входящих
в бюджетную систему, состав и структуру
бюджетов, процедурные стороны формирования
и использования бюджетных средств и др.
Составляющей частью
бюджетного устройства является бюджетная
система. Бюджетная система государства
- главное звено финансовой системы государства.
Бюджетная
система Российской
Федерации - система, основанная на экономических
отношениях и государственном устройстве
Российской Федерации, регулируемая нормами
права совокупность федерального бюджета,
бюджетов субъектов Российской Федерации,
местных бюджетов и бюджетов государственных
внебюджетных фондов.
В бюджетную систему России, как федеративного государства, входят бюджеты трех уровней, являясь ее самостоятельными частями:
· федеральный бюджет;
· региональные бюджеты субъектов РФ - республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые и областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты;
·
бюджеты местных административно-
Бюджеты, входящие в
бюджетную систему Российской Федерации,
самостоятельны и не включаются друг в
друга, т.е. бюджеты субъектов Российской
Федерации не включаются в федеральный
бюджет, а местные бюджеты не включаются
в региональные бюджеты.
По существу федеральный
бюджет является главным законом
экономической жизни
Бюджет субъекта
Российской Федерации и местный
бюджет - формы образования и
Совершенно обособленным
понятием в структуре бюджетного
устройства России является понятие
консолидированного бюджета.
Консолидированный
бюджет Российской Федерации - это свод
бюджетов всех уровней бюджетной системы
Российской Федерации. Консолидированный
бюджет Российской Федерации включает
федеральный бюджет и консолидированные
бюджеты субъектов Российской Федерации.
В свою очередь консолидированный бюджет
субъекта Российской Федерации включает
бюджет субъекта Российской Федерации
и местные бюджеты.
Консолидированные
бюджеты Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации
не рассматриваются и не утверждаются
законодательными органами власти всех
уровней. Эти бюджеты являются в
первую очередь статистическим сводом
бюджетных показателей, характеризующим
агрегированные данные по доходам и расходам,
источникам поступления средств и направлениям
их использования по территории в целом
Российской Федерации и отдельных субъектов
Российской Федерации.
Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетных и финансовых планировании и прогнозировании (при разработке прогнозов экономического и социального развития государства, территорий используются финансовые показатели, в основе которых показатели консолидированных бюджетов). А также при анализе формирования и использования финансового фонда страны (суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему). Показатели консолидированных бюджетов используются при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий, например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание, образование.
Бюджетный кодекс Российской
Федерации регламентирует следующий
перечень принципов построения и функционирования
бюджетной системы Российской Федерации:
|
продолжение,
начало на стр. 3
|
Обобщая содержание принципов построения бюджетной системы можно сказать, что их реализация должна определяться необходимостью выполнения общегосударственных экономических и социальных программ, а также перераспределением финансовых ресурсов для выравнивания развития регионов.
Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства - бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средства для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, и с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. Следовательно, государственный внебюджетный фонд - это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строго целевое назначение. Они создаются на основе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов. Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными органами в форме закона аналогично закону об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности. Внебюджетные фонды образуются двумя путями:
· выделением из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;
·
формированием внебюджетного фонда с
собственными источниками доходов для
определенных целей.
Специальные внебюджетные
фонды предназначены для
В зависимости от
целевого назначения внебюджетные фонды
делятся на экономические и социальные,
в соответствии с уровнем управления -
на общегосударственные и региональные.
С помощью внебюджетных фондов возможно:
· влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
· обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
· оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;
·
предоставлять займы, в том числе зарубежным
партнерам, включая иностранные государства.
Организация функционирования
внебюджетных фондов находится в
ведении государственных
Ведущая роль принадлежит государственным социальным внебюджетным фондам:
· Пенсионному фонду Российской Федерации;
· Фонду социального страхования Российской Федерации;
· Федеральному фонду обязательного медицинского страхования;
·
Государственному фонду занятости населения
Российской Федерации;
Одновременно с социальными были созданы другие внебюджетные фонды. Крупнейшими из них были:
· дорожные (федеральный и территориальные) фонды;
·
воспроизводства минерально-сырьевой
базы (федеральный и территориальные).
Впоследствии значительная
их часть была консолидирована в
бюджеты.
В состав бюджета
они включатся отдельными разделами,
т.е. в виде целевых бюджетных
фондов.