Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:53, дипломная работа
Целью исследования является попытка анализа обоснованности бюджетного планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микро-уровнях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений;
- разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней;
- вскрыть возможности оптимизации доходной и расходной частей государственного бюджета;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование при кассовом исполнении бюджетов через РКЦ банков;
- охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы (бюджеты
территорий, как основную финансовую базу органов местного самоуправления) и
вскрыть проблемы бюджетного федерализма;
- изучить условия возможного бюджетного дефицита и методы его
финансирования;
- рассмотреть понятие государственного долга, его размер и ситуацию
с погашением в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….5
1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ В
УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ................…................……………...7
1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской
Федерации………………….………………………………………..7
1.2 Бюджетная классификация и ее роль в кассовом исполнении
государственного бюджета……………………………………………………...13
1.3 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и
проблемы исполнения…………………………………24
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ
СИСТЕМЫ…………………………………………………………………….. 41
2.1 Федеральный бюджет................................................................……...
41
2.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации...........................………52
2.3 Местные бюджеты.....................................................................…54
2.4 Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их
решения…………………………………………………………………56
3. УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА………………………………………………64
| 3000|Прочие
расходы
|
|
| 3001|Резервные
фонды
|
|
| 3002|Проведение
выборов и референдумов
|
|
| 3003|Бюджетные
кредиты (бюджетные ссуды)
|
|
| 3004|Прочие
расходы, не отнесенные к
|
|
| 3005|Туризм
|
|
| 3100|Целевые
бюджетные фонды
| | |13893900,0 |
| 3109|Фонд
Министерства Российской
|
|энергии
| |Кроме того: Расходы, перечисляемые в Пенсионный фонд| |
|
|в счет поступлений от
* Из них: финансирование ремонтно-восстановительных работ на особо
ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, имеющих
религиозное значение, - 40000,0 тыс. рублей, реставрации замка Шереметьева,
с. Юрино, Республика Марий Эл - 3700,0 тыс. рублей.
** Из них: финансирование
мероприятий по подготовке
- инвалидов к
участию в зимних
Лейк-Сити (США)
- 30000,0 тыс. рублей.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ
2.1 Федеральный бюджет
Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы
Российской Федерации. Федеральный бюджет – это основной финансовый план
государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона.
Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения
национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы,
необходимые для регулирования экономического развития стран и реализации
социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится
с учетом необходимости осуществления избранной социально-экономической
стратегии. Основные направления бюджетной и налоговой
политики на 2002 год и среднесрочную перспективу сформированы в
соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2002
год" и с учетом реализации целей экономической политики, предусматривающих
создание условий для продолжения экономического роста, увеличения реальных
доходов населения, повышения эффективности государственных расходов.
Бюджетная политика на 2002 год построена с учетом задач и приоритетов
экономической
политики на среднесрочную перспективу.
Основными задачами бюджетной политики на 2002 год и среднесрочную
перспективу являются:
- усиление роли налогово-бюджетной политики в качестве инструмента
стимулирования экономического роста;
- повышение устойчивости
от внешнеэкономической конъюнктуры;
-
обеспечение профицита
долговых выплат при соблюдении оригинальных графиков платежей по внешним
обязательствам;
- повышение
качества управления
совершенствование
управление государственным долгом.
Особенностью проекта федерального бюджета на 2002 год является превышение
его доходов над расходами. Профицитная бюджетная политика позволяет с одной
стороны обеспечить проведение согласованных с денежно-кредитной политикой
мер по снижению инфляции в запланированных пределах, с другой стороны -
снизить долговое
бремя государства.
Формирование
расходной части бюджета
оценки внешнеэкономической конъюнктуры цен на товары российского экспорта.
При этом профицит федерального бюджета сформирован за счет дополнительных
доходов, прогнозируемых в условиях более высоких экспортных цен. Таким
образом, в соответствии с Бюджетным Посланием Президента Российской
Федерации дополнительные доходы, зачисляемые в федеральный бюджет и
полученные в результате благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры,
будут направляться на погашение государственного долга.
Кроме того, в 2002 году продолжена реализация мер по консолидации
федеральном бюджете государственных ресурсов за счет включения части
поступлений от единого социального налога в сумме 257.5 млрд.руб. или 2.43%
ВВП, направляемых в соответствии с Концепцией пенсионной реформы в бюджет
Пенсионного фонда
на выплату базовой части трудовой
пенсии.
В соответствии
с таким подходом проект
сформирован по доходам в сумме 1995.4 млрд.руб. или 18.8% ВВП, по расходам
- в сумме 1868.9 млрд.руб. или 17.6% ВВП и дефиците в сумме 126.5 млрд.руб
или 1.2% ВВП. Объем непроцентных расходов проекта федерального бюджета
определился в
сумме 1579.1 млрд.руб. или 14.9% ВВП.
В соответствии с проводимой налоговой политикой, направленной на
снижение налогового бремени происходит снижение объема бюджета расширенного
правительства, включающего помимо консолидированного бюджета средства
бюджетов государственных
внебюджетных фондов.
В связи со снижением ресурсной базы консолидированного бюджета уровень
непроцентных расходов в 2002 году несколько снизится в результате
сокращения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации. В то же время,
указанное сокращение будет компенсировано из федерального бюджета за счет
средств, выделяемых в рамках финансовой помощи бюджетам других уровней.
Основными задачами в области налоговой политики в 2002 году являются
снижение налоговой нагрузки на экономику, расширение за счет этого
налогооблагаемой базы бюджета, создание стимулов для вывода доходов из
теневого оборота. Кроме того, предусмотренные в 2002 году меры налоговой
политики направлены на стимулирование внутренних факторов экономического
развития страны, которые в предстоящие годы будут иметь определяющее
воздействие на
рост экономики.
Достижение поставленных
задач предусмотрено
- совершенствования налогового законодательства, повышения стабильности и
прозрачности налоговой системы, расширения налогооблагаемой базы,
сокращения нелегального оборота;
- продолжения снижения налогового бремени, в первую очередь, на
законопослушных налогоплательщиков путем сокращения налоговых льгот, отмены
отдельных видов налогов.
Во исполнение поставленных задач в 2002 году предусмотрено снижение
налогового бремени на 1.8% ВВП, а также создание налоговых механизмов
стимулирования инвестиций, активизации источников внутреннего развития,
снижения зависимости
от внешнеэкономической конъюнктуры.
В этой связи в 2002 году предусмотрены следующие ключевые изменения
налоговой политики:
1. Снижается ставка налога на прибыль организаций с 35 до 24% с
одновременной отменой всех налоговых льгот, что помимо снижения налоговой
нагрузки направлено на развитие предпринимательской деятельности и
инвестиционной активности в стране. Кроме того, предусмотрено снятие
ограничений на отнесение налогоплательщиками на затраты расходов, связанных
с извлечением прибыли, среди которых расходы на рекламу, медицинское и
имущественное страхование, либерализация амортизационной политики и др.
Предусмотрено также включение в затраты расходов организаций на освоение
природных ресурсов, что позволит компенсировать часть отчислений на
воспроизводство минерально-сырьевой базы, остающейся в настоящее время у
предприятий.
Реализация мер по совершенствованию уплаты налога на прибыль позволит
снизить налоговое бремя на налогоплательщиков в размере 197.8 млрд. рублей
или 1.9 процента к ВВП.
2. Вводится
налог на добычу полезных
действующих в настоящее время налога за пользование недрами, отчислений на
воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза на нефть. Это позволит
упростить налоговый контроль, в том числе за трансфертным ценообразованием
в нефтяном секторе экономики, за счет установления специфической ставки на
1 тонну добываемой
нефти, изменяемой в
Изменение порядка налогообложения недропользования при снижении налогового
бремени не приведет к потерям доходов бюджетной системы.
3. Отменяются льготы при уплате налога на добавленную стоимость
связанные с налогообложением работ по строительству жилых домов,
производимых с привлечением средств бюджетов всех уровней при условии, что
такие средства составляют не менее 50% стоимости этих работ, лекарственных
Информация о работе Бюджет и бюджетная система Российской Федерации