Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:53, дипломная работа
Целью исследования является попытка анализа обоснованности бюджетного планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микро-уровнях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений;
- разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней;
- вскрыть возможности оптимизации доходной и расходной частей государственного бюджета;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование при кассовом исполнении бюджетов через РКЦ банков;
- охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы (бюджеты
территорий, как основную финансовую базу органов местного самоуправления) и
вскрыть проблемы бюджетного федерализма;
- изучить условия возможного бюджетного дефицита и методы его
финансирования;
- рассмотреть понятие государственного долга, его размер и ситуацию
с погашением в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….5
1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ В
УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ................…................……………...7
1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской
Федерации………………….………………………………………..7
1.2 Бюджетная классификация и ее роль в кассовом исполнении
государственного бюджета……………………………………………………...13
1.3 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и
проблемы исполнения…………………………………24
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ
СИСТЕМЫ…………………………………………………………………….. 41
2.1 Федеральный бюджет................................................................……...
41
2.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации...........................………52
2.3 Местные бюджеты.....................................................................…54
2.4 Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их
решения…………………………………………………………………56
3. УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА………………………………………………64
безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение
органов государственной власти соответствующего уровня.
Классификация
доходов предусматривает
из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и
способам их получения:
1000000 - налоговые доходы;
2000000 - неналоговые доходы;
3000000 - безвозмездные перечисления;
4000000
- доходы целевых бюджетных
Среди
налоговых доходов наиболее
добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций и
различные акцизы.
В
группу "Налоговые доходы" (1000000)
включаются следующие
1010000 - налоги на прибыль (доход), прирост капитала;
1020000 - налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные
сборы;
1030000 - налоги на совокупный доход;
1040000 - налоги на имущество;
1050000
- платежи за пользование
1060000
- налоги на внешнюю торговлю
и внешнеэкономические
1400000 - прочие налоги, пошлины и сборы.
В
группу "Неналоговые доходы" (2000000)
включаются следующие подгруппы:
2010000 - доходы от имущества, находящегося в государственной и
муниципальной собственности, или от деятельности;
2040000 - доходы от продажи земли и нематериальных активов;
2050000 - поступления капитальных трансфертов из негосударственных
источников;
2060000 - административные платежи и сборы;
2070000 - штрафные санкции, возмещение ущерба;
2080000 - доходы от внешнеэкономической деятельности;
2090000 - прочие неналоговые доходы.
В группу "Безвозмездные перечисления" (3000000) включаются следующие
подгруппы:
3010000 - от нерезидентов;
3020000 - от бюджетов других уровней;
3030000
- от государственных
3040000 - от государственных организаций;
3050000
- от наднациональных
3060000 - средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.
В подгруппу "Доходы целевых бюджетных фондов" (4000000) включаются
следующие целевые бюджетные фонды:
4010000 - дорожные фонды;
4020000 - экологические фонды;
4030000
- Федеральный фонд Министерства
Российской Федерации по
и сборам и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации;
4040000
- Фонд развития таможенной
4050000 - Государственный фонд борьбы с преступностью;
4060000
- Фонд воспроизводства
4080000 - Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
4090000
- Целевой бюджетный фонд
4100000 - Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства
водных биологических ресурсов;
4110000
- Федеральный фонд
Доходы
бюджетов формируются в
законодательством Российской Федерации. В доходах бюджетов могут быть
частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней
бюджетной системы Российской Федерации для целевого финансирования
централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления. Нормативы
централизации доходов утверждаются федеральным законом о федеральном
бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации
о бюджете на очередной финансовый год.
Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации
является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы
Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение
основных функций государства.
Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов
Российской Федерации являются разделы.
Вторым уровнем - подразделы, конкретизирующие направление бюджетных
средств на выполнение функций государства в пределах разделов.
Классификация целевых статей расходов бюджетов образует третий уровень
функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и
отражает финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям
деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов
функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Классификация видов расходов бюджетов образует четвертый уровень
функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и
детализирует направление финансирования расходов бюджетов по целевым
статьям расходов бюджетов
Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации
является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы по
их экономическому содержанию и отражает виды финансовых операций, с помощью
которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во
взаимоотношениях с другими странами.
Экономическая
классификация состоит из
100000 - текущие расходы;
200000 - капитальные расходы;
300000 - предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом
погашения.
Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая
текущее функционирование органов государственной власти, органов местного
самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки
другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и
субвенций на текущее функционирование.
В категорию "Текущие расходы" включаются следующие группы:
110000 -
закупки товаров и оплата
120000 - выплаты процентов;
130000 - субсидии и текущие трансферты;
140000 - оплата услуг по признанию прав собственности за
рубежом.
В свою очередь в группу "Закупки товаров и оплата услуг" (110000)
включаются следующие предметные статьи:
110100 - оплата труда государственных служащих;
110200 - начисления на оплату труда (страховые взносы на
государственное социальное страхование граждан);
110300 -
приобретение предметов
В группу "Выплаты процентов" включаются предметные статьи:
120100 -
выплаты процентов по
государственному внутреннему
120200 -
прочие расходы, связанные с
обслуживанием внутреннего
120400 -
выплаты процентов по
Трансферты населению - бюджетные средства для финансирования
обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций,
других социальных выплат.
Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня
бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу
на условиях долевого финансирования целевых расходов. Субсидия является
важным инструментом государственной политики социального маневрирования и
экономического регулирования. Различают прямые субсидии, направленные на
развитие необходимых отраслей экономики, и косвенные субсидии,
представляющие собой систему льготных налоговых ставок, политику ускоренной
амортизации и т.д.
В группу "Субсидии и текущие трансферты" включаются следующие
предметные статьи:
130100 - субсидии;
130200 - текущие трансферты;
130300 - трансферты населению.
В
свою очередь предметные
отражают наиболее
детальное распределение
Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая
инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов,
предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые
юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой,
средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные
цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и другие
расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при
осуществлении
которых создается или
федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и
муниципальной собственности.
В
категорию "Капитальные
240000 -
капитальные вложения в
250000 - создание государственных запасов и резервов;
260000 -
приобретение земли и
270000 - капитальные трансферты.
В группу "Капитальные вложения в основные фонды" включаются предметные
статьи:
240100 - приобретение оборудования и предметов длительного
пользования;
240200 - капитальное строительство;
240300 - капитальный ремонт.
Группа "Создание государственных запасов и резервов" состоит из
предметной статьи
250100 - приобретение товарно-материальных ценностей для
Информация о работе Бюджет и бюджетная система Российской Федерации