Бюджет и бюджетная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:53, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является попытка анализа обоснованности бюджетного планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микро-уровнях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений;

- разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней;

- вскрыть возможности оптимизации доходной и расходной частей государственного бюджета;

- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование при кассовом исполнении бюджетов через РКЦ банков;

- охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы (бюджеты

территорий, как основную финансовую базу органов местного самоуправления) и

вскрыть проблемы бюджетного федерализма;

- изучить условия возможного бюджетного дефицита и методы его

финансирования;

- рассмотреть понятие государственного долга, его размер и ситуацию

с погашением в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….5

1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ В

УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ................…................……………...7

1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской

Федерации………………….………………………………………..7

1.2 Бюджетная классификация и ее роль в кассовом исполнении

государственного бюджета……………………………………………………...13

1.3 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и

проблемы исполнения…………………………………24

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ

СИСТЕМЫ…………………………………………………………………….. 41

2.1 Федеральный бюджет................................................................……...

41

2.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации...........................………52

2.3 Местные бюджеты.....................................................................…54

2.4 Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их

решения…………………………………………………………………56

3. УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА………………………………………………64

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 421.00 Кб (Скачать)

безвозвратном порядке  в  соответствии   законодательством   в  распоряжение

органов государственной  власти соответствующего уровня.

    Классификация  доходов предусматривает следующие  группы, которые состоят

из статей доходов, объединяющих конкретные  виды  доходов  по  источникам  и

способам их получения:

    1000000 - налоговые доходы;

    2000000 - неналоговые доходы;

    3000000 - безвозмездные перечисления;

    4000000 - доходы целевых бюджетных фондов

    Среди  налоговых доходов наиболее значительное  место занимают  налог  на

добавленную  стоимость,  налог  на  прибыль  предприятий  и  организаций   и

различные акцизы.

    В  группу "Налоговые доходы" (1000000) включаются следующие подгруппы:

    1010000 - налоги на прибыль (доход), прирост  капитала;

    1020000 - налоги на товары и  услуги,  лицензионные  и  регистрационные

сборы;

    1030000 - налоги на совокупный доход;

    1040000 - налоги на имущество;

    1050000 - платежи за пользование природными  ресурсами;

    1060000 - налоги на внешнюю торговлю  и внешнеэкономические операции;

    1400000 - прочие налоги, пошлины и сборы.

    В  группу "Неналоговые доходы" (2000000) включаются следующие подгруппы: 

    2010000  -  доходы  от  имущества,  находящегося  в  государственной  и

муниципальной собственности, или от деятельности;

    2040000 - доходы от продажи земли и  нематериальных активов;

    2050000 -  поступления  капитальных  трансфертов  из  негосударственных

источников;

    2060000 - административные платежи и  сборы;

    2070000 - штрафные санкции, возмещение  ущерба;

    2080000 - доходы от внешнеэкономической  деятельности;

    2090000 - прочие неналоговые доходы.

    В  группу "Безвозмездные перечисления"  (3000000)  включаются  следующие

подгруппы:

    3010000 - от нерезидентов;

    3020000 - от бюджетов других уровней;

    3030000 - от государственных внебюджетных  фондов;

    3040000 - от государственных организаций;

    3050000 - от наднациональных организаций;

    3060000 - средства, передаваемые в целевые  бюджетные фонды.

    В  подгруппу "Доходы  целевых   бюджетных  фондов"  (4000000)  включаются

следующие целевые  бюджетные фонды:

    4010000 - дорожные фонды;

    4020000 - экологические фонды;

    4030000 - Федеральный фонд Министерства  Российской Федерации по налогам

и сборам и Федеральной  службы налоговой полиции Российской Федерации;

    4040000 - Фонд развития таможенной системы  Российской Федерации;

    4050000 - Государственный фонд борьбы  с преступностью;

    4060000 - Фонд воспроизводства минерально-сырьевой  базы;

    4080000 - Фонд Министерства Российской  Федерации по атомной энергии;

    4090000 - Целевой бюджетный фонд содействия  военной реформе;

    4100000 -  Фонд  управления,  изучения,  сохранения  и  воспроизводства

водных биологических  ресурсов;

     4110000 - Федеральный фонд восстановления  и охраны водных объектов.

    Доходы  бюджетов формируются в  соответствии  с  бюджетным  и  налоговым

законодательством  Российской  Федерации.  В  доходах  бюджетов  могут  быть

частично  централизованы  доходы,  зачисляемые  в  бюджеты  других   уровней

бюджетной  системы  Российской   Федерации   для   целевого   финансирования

централизованных  мероприятий, а также безвозмездные перечисления.  Нормативы

централизации  доходов  утверждаются  федеральным  законом   о   федеральном

бюджете на очередной  финансовый год, законом субъекта  Российской  Федерации

о бюджете на очередной финансовый год.

    Функциональная классификация  расходов  бюджетов  Российской  Федерации

является группировкой  расходов  бюджетов  всех  уровней  бюджетной  системы

Российской Федерации  и отражает направление бюджетных  средств на  выполнение

основных функций  государства.

    Первым   уровнем   функциональной   классификации   расходов   бюджетов

Российской Федерации  являются разделы.

    Вторым  уровнем -  подразделы,  конкретизирующие  направление  бюджетных

средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

    Классификация целевых статей расходов бюджетов образует третий  уровень

функциональной  классификации  расходов  бюджетов  Российской  Федерации   и

отражает  финансирование  расходов  бюджетов  по   конкретным   направлениям

деятельности  главных распорядителей средств бюджетов в пределах  подразделов

функциональной  классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

    Классификация   видов  расходов  бюджетов  образует  четвертый   уровень

функциональной  классификации  расходов  бюджетов  Российской  Федерации   и

детализирует  направление  финансирования  расходов  бюджетов   по   целевым

статьям расходов бюджетов

    Экономическая   классификация  расходов  бюджетов  Российской  Федерации

является группировкой расходов бюджетов всех уровней  бюджетной  системы по

их экономическому содержанию и отражает виды финансовых операций, с  помощью

которых государство  выполняет свои функции  как  внутри  страны,  так  и  во

взаимоотношениях  с другими странами.

    Экономическая  классификация состоит из следующих категорий расходов:

    100000 - текущие расходы;

    200000 - капитальные расходы;

    300000  -  предоставление   кредитов   (бюджетных  ссуд)   за   вычетом

погашения.

    Текущие  расходы бюджетов  -  часть   расходов  бюджетов,  обеспечивающая

текущее функционирование органов государственной  власти,  органов  местного

самоуправления, бюджетных  учреждений,  оказание  государственной  поддержки

другим бюджетам и отдельным отраслям экономики  в форме дотаций,  субсидий  и

субвенций на текущее  функционирование.

    В  категорию "Текущие расходы"  включаются следующие группы:

    110000 - закупки товаров и оплата услуг;

    120000 - выплаты процентов;

    130000 - субсидии и текущие трансферты;

    140000  -  оплата   услуг    по   признанию   прав   собственности   за

рубежом.

    В  свою очередь в группу  "Закупки   товаров  и  оплата  услуг"  (110000)

включаются следующие  предметные статьи:

    110100 - оплата труда государственных  служащих;

    110200  -   начисления   на   оплату   труда   (страховые   взносы   на

государственное социальное страхование граждан);

    110300 - приобретение предметов снабжения  и расходных материалов;

    В  группу "Выплаты процентов"  включаются предметные статьи:

    120100 - выплаты   процентов  по  государственному внутреннему долгу;

    120200 - прочие расходы, связанные с  обслуживанием внутреннего долга;

    120400 - выплаты процентов по государственному  внешнему долгу.

    Трансферты  населению   -   бюджетные   средства   для   финансирования

обязательных  выплат  населению: пенсий,  стипендий,  пособий,  компенсаций,

других социальных выплат.

    Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые  бюджету  другого  уровня

бюджетной системы  Российской Федерации, физическому  или  юридическому  лицу

на условиях долевого  финансирования  целевых  расходов.  Субсидия  является

важным инструментом государственной политики  социального  маневрирования  и

экономического  регулирования. Различают  прямые  субсидии,  направленные  на

развитие   необходимых   отраслей   экономики,   и    косвенные    субсидии,

представляющие  собой систему льготных налоговых  ставок, политику  ускоренной

амортизации и  т.д.

    В   группу  "Субсидии  и  текущие   трансферты"   включаются   следующие

предметные статьи:

    130100 - субсидии;

    130200 - текущие трансферты;

    130300 - трансферты населению.

    В  свою очередь предметные статьи  подразделяются на  подстатьи,  которые

отражают наиболее детальное распределение расходов бюджетов.

    Капитальные  расходы бюджетов - часть расходов  бюджетов,  обеспечивающая

инновационную и инвестиционную  деятельность,  включающая  статьи  расходов,

предназначенные  для  инвестиций  в  действующие   или   вновь   создаваемые

юридические лица в соответствии с  утвержденной  инвестиционной  программой,

средства, предоставляемые в качестве бюджетных  кредитов  на  инвестиционные

цели юридическим  лицам, расходы на проведение капитального ремонта и  другие

расходы,   связанные   с   расширенным   воспроизводством,   расходы,    при

осуществлении которых создается или увеличивается имущество,  находящееся  в

федеральной собственности, собственности субъектов  Российской  Федерации  и

муниципальной собственности.

    В  категорию "Капитальные расходы"  включаются следующие группы:

    240000 - капитальные вложения в основные  фонды;

    250000 - создание государственных запасов и резервов;

    260000 - приобретение земли и нематериальных  активов;

    270000 - капитальные трансферты.

    В  группу "Капитальные вложения  в основные фонды" включаются  предметные

статьи:

    240100  -  приобретение   оборудования    и    предметов    длительного

пользования;

    240200 - капитальное строительство;

    240300 - капитальный ремонт.

    Группа  "Создание  государственных   запасов  и  резервов"  состоит   из

предметной статьи

    250100    -    приобретение    товарно-материальных    ценностей    для

Информация о работе Бюджет и бюджетная система Российской Федерации