Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:53, дипломная работа
Целью исследования является попытка анализа обоснованности бюджетного планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микро-уровнях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений;
- разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней;
- вскрыть возможности оптимизации доходной и расходной частей государственного бюджета;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование при кассовом исполнении бюджетов через РКЦ банков;
- охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы (бюджеты
территорий, как основную финансовую базу органов местного самоуправления) и
вскрыть проблемы бюджетного федерализма;
- изучить условия возможного бюджетного дефицита и методы его
финансирования;
- рассмотреть понятие государственного долга, его размер и ситуацию
с погашением в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….5
1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ В
УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ................…................……………...7
1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской
Федерации………………….………………………………………..7
1.2 Бюджетная классификация и ее роль в кассовом исполнении
государственного бюджета……………………………………………………...13
1.3 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и
проблемы исполнения…………………………………24
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ
СИСТЕМЫ…………………………………………………………………….. 41
2.1 Федеральный бюджет................................................................……...
41
2.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации...........................………52
2.3 Местные бюджеты.....................................................................…54
2.4 Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их
решения…………………………………………………………………56
3. УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА………………………………………………64
В
соответствии Бюджетным
2002 году резко сокращен перечень федеральных целевых программ,
финансируемых из федерального бюджета. Вместо 133 федеральных целевых
программ, действующих в текущем году, на следующий год в проекте
федерального бюджета учтено 48. Ряд программных мероприятий, не вошедших в
указанный перечень, в 2002 году будут включены в состав смет федеральных
органов исполнительной власти или расходных статей федерального бюджета.
Произведен
качественный пересмотр
стало исключение из состава "Прочих расходов" затрат, связанных с текущим
содержанием государственных заказчиков. В проекте федерального бюджета
применен новый подход к формированию региональных программ. Помимо резкого
сокращения количества региональных программ произведено упорядочение
расходов, имеющих федеральную и региональную значимость. Финансирование
федеральных объектов региональных программ включено в государственную
инвестиционную программу, а объекты, относящиеся к региональной и
муниципальной форме собственности, включены в Фонд развития регионов,
который выделен в специальный подраздел раздела федерального бюджета
"Финансовая помощь субъектам Российской Федерации". Это позволило избежать
дублирования в финансировании объектов за счет разных источников
финансирования и сконцентрировать ресурсы на приоритетных мероприятиях
программ. Причем большая часть программ развития регионов, финансируемых за
счет средств Фонда регионального развития в 2002 году, будет направлена на
финансирование
объектов жилищно-коммунального
Основными
функциями федерального
. перераспределение
. государственное регулирование и стимулирование экономики;
. финансовое обеспечение
. контроль образования и использованием централизованного
фонда денежных средств.
До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР
базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они
занимали более 90% общей суммы доходов бюджета и в основном состояли из
двух платежей - налога с оборота и платежей из прибыли [17,с.155].
В условиях перехода на рыночные механизмы доходы бюджетной системы
претерпели коренные изменения.
Конкретное представление об источниках формирования федерального
бюджета можно получить из анализа основных положений федерального бюджета
на 2002 год. Он был утвержден по расходам в сумме 1947386,3 млн. рублей и
по доходам в размере 2125718,2 исходя из прогнозируемого объема ВВП в сумме
10950 млрд. рублей
и уровня инфляции 12,0%.
|Доходы, млн. |Расходы, млн. |ВВП, млрд. руб. |Инфляция, % |
|руб. |руб. | |(декабрь 2002 к |
| | | |декабрю 2001) |
|2125718,2
|1947386,3 |10950
|12,0
|
Рис. 2 Структура доходов
[pic]
Рис.
3 Структура налоговых доходов
в федеральном бюджете на 2002 год
Основными доходами федерального бюджета являются налоговые, они
составляют 81,21%, а 44,81% от них составляет налог на добавленную
стоимость.
2.2 Бюджеты субъектов Российской
Федерации
Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень
бюджетной системы. Бюджет субъекта РФ – это форма образования и
расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и
функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ [3, ст.15]. Бюджеты
субъектов РФ – один из главных каналов доведения до населения конечных
результатов производства. Из этих бюджетов в значительной мере
финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь
местной, легкой и пищевой промышленности; коммунального хозяйства; развитие
транспорта и связи. Важное значение имеют бюджеты субъектов в осуществлении
общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении
государственных средств на содержание и развитие социальной инфрастуктуры
общества.
В
основе распределения
уровнями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности бюджетов, их
государственной поддержки, территориального формирования источников их
доходов. Исходя из этих принципов, доходы бюджетов субъектов РФ формируются
за счет собственных и регулирующих источников доходов.
Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства,
принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью или в твердо
фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет,
минуя вышестоящие.
К
регулирующим доходам
передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования
(сбалансирования) их расходов и доходов.
Федеральный
закон о федеральном бюджете
на каждый год содержит
регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.
С 1994 года в России в качестве регулирующих доходов бюджетов субъектов
Российской Федерации стали использовать средства, полученные из Фонда
финансовой поддержки регионов. Финансовая помощь из этого Фонда оказывается
регионам, поучившим статус «региона, нуждающегося в поддержке», или
«региона, особо нуждающегося в поддержке».
Статус «региона, нуждающегося в поддержке» предоставляется регионам, у
которых душевой бюджетный доход в планируемом году меньше среднедушевого
бюджетного дохода по всем регионам РФ.
Статус «региона, особо нуждающегося в поддержке», предоставляется тем
регионам, у которых объем бюджетных доходов меньше объема прогнозируемых в
планируемом году бюджетных расходов.
С учетом этих двух статусов Фонд делится на две части, из которых
соответственно выделяются средства регионам, нуждающимся в поддержке, и
регионам, особо нуждающимся в поддержке. Выделение регионам средств из
указанных частей Федерального фонда финансовой поддержки регионов согласно
их статусу производится на основании установленной доли каждого региона в
общем объеме средств соответствующей части этого дохода
Преимущества
этого способа регулирования
средства субъектам выделяются на основе единой для всех бюджетов методики,
учитывающей бюджетные доходы, численность населения, проживающего на
соответствующей территории. Благодаря этому выделение средств субъектам
федерации осуществляется на объективной основе – общей для всех регионов
формуле расчета выделения средств из общего фонда финансовой поддержки
Объем Федерального фонда финансовой поддержки регионов на 2002 год
составил.
2.3 Местные бюджеты
Местные
бюджеты составляют третий
Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования
(местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств,
предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам
ведения местного самоуправления. На местные орга- ны власти возложена
важная задача по осуществлению социальной политики государства.
Финансирование мероприятий по социальному обслуживанию населения в
значительной части проводится за счет местных бюджетов.
Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов
отражаются на расходной части местных бюджетов. Возрастание расходов
связано с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-
коммунального и культурно-бытового назначения, на благоустройство
территорий, с новым строительством. Также в последние годы широко
практикуется передача раз- личных ведомственных объектов, таких как жильё,
социально-культурные учреждения, организации бытового обслуживания в
муниципальную собственность, что ведет к значительному увеличению бюджетных
расходов.
Следует отметить, что структура расходов отдельных видов местных
бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности
его органам власти различных территориальных образований. Так, городским
органам подчинена значительная часть предприятий местной промышленности,
жилищно-бытового хозяйства, транспорта, поэтому удельный вес ассигнований
на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и
превышает 40%. В ведении же районных, поселковых и сельских органов власти
находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах
подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-
культурных мероприятий, оно составляет порядка 60-80% расходов.
Доходы местных бюджетов, также как и доходы бюджетов субъектов
федерации состоят из собственных и регулирующих. Общую схему собственных и
Информация о работе Бюджет и бюджетная система Российской Федерации