Бюджет и бюджетная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:53, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является попытка анализа обоснованности бюджетного планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микро-уровнях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений;

- разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней;

- вскрыть возможности оптимизации доходной и расходной частей государственного бюджета;

- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование при кассовом исполнении бюджетов через РКЦ банков;

- охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы (бюджеты

территорий, как основную финансовую базу органов местного самоуправления) и

вскрыть проблемы бюджетного федерализма;

- изучить условия возможного бюджетного дефицита и методы его

финансирования;

- рассмотреть понятие государственного долга, его размер и ситуацию

с погашением в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….5

1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ В

УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ................…................……………...7

1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской

Федерации………………….………………………………………..7

1.2 Бюджетная классификация и ее роль в кассовом исполнении

государственного бюджета……………………………………………………...13

1.3 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и

проблемы исполнения…………………………………24

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ

СИСТЕМЫ…………………………………………………………………….. 41

2.1 Федеральный бюджет................................................................……...

41

2.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации...........................………52

2.3 Местные бюджеты.....................................................................…54

2.4 Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их

решения…………………………………………………………………56

3. УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА………………………………………………64

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 421.00 Кб (Скачать)

средств,  изделий  медицинского  назначения  и  медицинской  техники  (кроме

жизненно необходимых), продукции средств массовой информации.

    4. Индексируются  специфические ставки акцизов  на 12 процентов  по  всем

подакцизным товарам  исходя из  прогнозируемого  среднего  темпа  инфляции  в

2002 году. Кроме  того, отменяются льготы при взимании акциза при  реализации

сухого отбензиненного газа за пределы Российской Федерации.

    5. С  учетом прогнозируемого роста   цен  проиндексированы  специфические

ставки налогообложения  по  земельному  налогу  (на  12%),  по  платежам  за

пользование водными объектами (в среднем в 2.1 раза)  и  лесным  фондом  (на

12%).

    В  условиях снижения налогового  бремени в  2002  году  предусматриваются

продолжить принятие мер по повышению собираемости налоговых  доходов за  счет

упрощения налоговой  системы и улучшения налогового  администрирования.  Если

в 2001 году уровень  собираемости должен повысится  по  сравнению  с  прошлым

годом на 2.1 процентный пункт и  составить  88.8%,  то  на  предстоящий  год

ожидается дальнейший рост этого показателя, величина которого составит  90.6

процента.

    В  2002 году продолжится реализация  мер  по  реструктуризации  налоговой

задолженности  по  платежам  в  федеральный  бюджет,  которые   благоприятно

сказались  на  финансовом  положении   плательщиков   и   доходах   бюджета.

Выполнение    налогоплательщиками    условий    реструктуризации    согласно

утвержденным  графикам погашения реструктурированной  задолженности и  текущих

платежей позволит обеспечить в 2002 году поступления в  федеральный бюджет  в

сумме 7.9 млрд.рублей. 

Во  исполнение   Бюджетного   послания   Президента   Российской   Федерации

Федеральному  Собранию Российской Федерации "О  бюджетной  политике  на  2002

год" в проекте  федерального  бюджета  на  2002  год  предусматривается  рост

доходов, получаемых от использования федеральной собственности. Для  решения

этой  задачи  предусмотрено  создание  системы  управления  государственными

активами, а также  наведения порядка в использовании  объектов  недвижимости,

находящихся  в   хозяйственном   ведении   государственных   предприятий   и

учреждений. В  этих целях в доходах федерального бюджета в  2002  году  будут

учтены средства,  получаемые  министерствами,  ведомствами,  учреждениями  и

организациями в виде арендной платы за  пользование  федеральным  недвижимым

имуществом. 

В связи с  принимаемыми мерами  по  совершенствованию  налоговой  политики  в

2002 году произошли  изменения  структуры  доходной  базы  бюджетной  системы

Российской  Федерации.  В  связи  со  снижением  ставки  налога  на  прибыль

сокращается доходная база бюджетов субъектах Российской Федерации.

    В   целях  формирования  доходной  базы  бюджетов  субъектов   Российской

Федерации, начиная  с 2002 года, предусмотрено передать  в  полном  объеме  в

доходы  бюджетов  регионов  доходы  от  поступления  подоходного  налога   с

физических лиц, платежей за пользование водными  объектами и  лесным  фондом,

налога  на  добычу  общераспространенных  полезных   ископаемых.   Нормативы

зачисления в  федеральный бюджет налога  на  добычу  полезных  ископаемых,  а

также федеральная  ставка налога на прибыль организаций  учтены  в  размерах,

установленных  соответствующими  главами  части  второй  Налогового  кодекса

Российской Федерации. Остальные нормативы  распределения  налоговых  доходов

по уровням бюджетной системы сохранены на уровне действующих в 2001 году.

    Бюджетная  политика в следующем году  характеризуется ограничением уровня

непроцентных  расходов, доля которых в ВВП предусмотрена  в  размере  12.46%,

что ниже ожидаемой  оценки текущего года. 

В то же время  в реальном выражении объем непроцентных расходов  возрастет  в

следующем году на 5.3%, при этом  возрастет  доля  непроцентных  расходов  в

расходах бюджета  на 1.3  процентный  пункт.  Уровень  непроцентных  расходов

консолидированного бюджета в следующем году в сопоставимых  условиях  будет

снижаться и  составит 23.4% ВВП против 24.6% по ожидаемой  оценке  в  т.г.  и

24.0% в 2000 году, что вызвано сокращением доходной  базы бюджетов регионов.

    Несмотря  на проведение жесткой бюджетной политики  в предстоящем году

расходная часть  федерального бюджета  сформирована  с  учетом  необходимости

достижения важнейших  социальных и экономических задач. 

В  2002  году  определены  следующие  приоритетные   направления   бюджетной

политики: 

Реализация судебной реформы:

    В   рамках   реформирования    судебной    системы    предусматриваются

дополнительные  ассигнования в сумме 860  млн.  руб.  на  увеличение  штатной

численности судей  (250  ед.),  работников  аппаратов  арбитражных  судов  в

количестве 1000  ед.  работников  аппаратов  судов;  увеличение  численности

помощников судей  в судах общей юрисдикции в  количестве 2785 ед.;  увеличение

численности мировых  судей в количестве 2097  ед.;  введение  суда  присяжных

заседателей в 83 субъектах Российской Федерации. Кроме  того,  предусмотрено

направить дополнительные средства на текущий  и  капитальный  ремонт  зданий

арбитражных судов  и судов  общей  юрисдикции,  индексацию  заработной  платы

судей, пожизненное  содержание судей и другие мероприятия.

    Реализация  военной реформы.

     В  расходах  федерального  бюджета   на  2002  год  учтены  средства  на

проведение первого  этапа реформы денежного довольствия  по условиям и  срокам

приравнивания денежного довольствия  военнослужащих  и  приравненных  к  ним

отдельных  категорий  к  денежному  содержанию   государственных   служащих,

предусматривающего  повышение окладов  по  воинской  должности  (должностного

оклада) до уровня должностных окладов  государственных  служащих  с  1  июля

2002 года. Второй этап мероприятий  -  приравнивание  окладов  по  воинскому

званию к ежемесячным  надбавкам за квалификационные  разряды  соответствующих

категорий федеральных  государственных служащих предполагается осуществить  с

1 января 2004 года.

    Этапность   реформирования  денежного  довольствия  позволит  равномерно

распределить  нагрузку на федеральный  бюджет  в  период  2002-2004  годов  и

обеспечить  финансовыми  ресурсами  реализацию   мероприятий,   утвержденных

Советом Безопасности Российской Федерации. 

Формирование   расходов   на    текущее    содержание    "силового"    блока

предусматривает  сокращение  численности  личного  состава   министерств   и

ведомств,  не  только  в  рамках   принятых   решений,   но   и   с   учетом

дополнительного сокращения численности военнослужащих. В  целях  обеспечения

сбалансированной  бюджетной политики в 2003  и  среднесрочной  перспективе  в

2002   году   учтено   дополнительное    сокращение    численности,    ранее

предусмотренное на 2003-2004 годы.

    Масштабы  такого  сокращения   предполагают   одновременно   финансовое

обеспечение мер  социальной защиты увольняемых военнослужащих и  приравненных

к ним лиц. В  связи с этим расходы на реализацию военной реформы в 2002  году

предусмотрены в сумме 16.4 млрд.руб.,  что  в  3.9  раза  превышает  уровень

текущего года. Увеличатся также расходы на выплаты  пенсий  военнослужащим  и

иным  приравненным  к  ним  категориям   на   15   млрд.руб.   в   связи   с

реформированием системы денежного довольствия и на 2.8 млрд.руб. -  в  связи

с сокращением  численности. 

Реализация социальной реформы.

    Бюджетная  политика в социальной сфере  будет направлена  на  обеспечение

финансовыми  ресурсами  базовых   услуг,   прежде   всего,   образования   и

здравоохранения;    сокращение    социального    неравенства    на    основе

перераспределения  социальных  расходов  государства   в   пользу   наиболее

уязвимых групп  населения.

    Ключевым  элементом социальной реформы  в 2002  году  является  повышение

роста денежных доходов населения и уменьшения их  дифференциации  на  основе

увеличения  оплаты  труда,  улучшения   пенсионного   обеспечения   в   ходе

осуществления пенсионной реформы и усиления адресности социальной  поддержки

населения. 

В   качестве   этапа   реализации   социальной   реформы   в    2002    году

предусматривается  осуществить  индексацию   заработной   платы   работникам

бюджетной сферы, оплачиваемых по ETC. Предусмотренные  изменения  в  системе

оплаты труда  работникам бюджетных организаций  позволят  в  среднем  в  1.89

раза увеличить  тарифную  часть  фонда  оплаты  труда  работникам  бюджетной

сферы, оплачиваемых по ETC. 

Проведение в 2002 году социальной и пенсионной  реформ  позволит  установить

одинаковый, по состоянию на 1  января  2002  года,  уровень  ставки  первого

разряда ETC и  базовой части трудовой пенсии, сблизив  при  этом  соотношение

прожиточного  минимума  пенсионера  и  базовой  части  трудовой   пенсии   с

соотношением  прожиточного минимума  трудоспособного  населения и ставки  1

разряда ETC.  В  перспективе  это  позволит  индексировать  уровень  базовой

пенсии и ставки 1 разряда ETC только в соответствии с  уровнем инфляции.

    В  2002 году предусматривается  осуществить   первый  шаг  по  реализации

пенсионной реформы.  В  этой  связи  в  предстоящем  году  предусматривается

зачисление в  доходы федерального бюджета части  единого  социального  налога,

и направление  указанных  средств  в  бюджет  Пенсионного  фонда  на  выплату

базовой части  трудовой пенсии. Объем зачисляемых в федеральный бюджет  и

выплачиваемых из него средств составит в 2002 году 257.5 млрд. рублей. 

Формирование  федеральных целевых программ.

Информация о работе Бюджет и бюджетная система Российской Федерации