Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:53, дипломная работа
Целью исследования является попытка анализа обоснованности бюджетного планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микро-уровнях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений;
- разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней;
- вскрыть возможности оптимизации доходной и расходной частей государственного бюджета;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование при кассовом исполнении бюджетов через РКЦ банков;
- охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы (бюджеты
территорий, как основную финансовую базу органов местного самоуправления) и
вскрыть проблемы бюджетного федерализма;
- изучить условия возможного бюджетного дефицита и методы его
финансирования;
- рассмотреть понятие государственного долга, его размер и ситуацию
с погашением в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….5
1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ В
УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ................…................……………...7
1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской
Федерации………………….………………………………………..7
1.2 Бюджетная классификация и ее роль в кассовом исполнении
государственного бюджета……………………………………………………...13
1.3 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и
проблемы исполнения…………………………………24
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ
СИСТЕМЫ…………………………………………………………………….. 41
2.1 Федеральный бюджет................................................................……...
41
2.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации...........................………52
2.3 Местные бюджеты.....................................................................…54
2.4 Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их
решения…………………………………………………………………56
3. УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА………………………………………………64
средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники (кроме
жизненно необходимых), продукции средств массовой информации.
4. Индексируются специфические ставки акцизов на 12 процентов по всем
подакцизным товарам исходя из прогнозируемого среднего темпа инфляции в
2002 году. Кроме того, отменяются льготы при взимании акциза при реализации
сухого отбензиненного газа за пределы Российской Федерации.
5. С учетом прогнозируемого роста цен проиндексированы специфические
ставки налогообложения по земельному налогу (на 12%), по платежам за
пользование водными объектами (в среднем в 2.1 раза) и лесным фондом (на
12%).
В условиях снижения налогового бремени в 2002 году предусматриваются
продолжить принятие мер по повышению собираемости налоговых доходов за счет
упрощения налоговой системы и улучшения налогового администрирования. Если
в 2001 году уровень собираемости должен повысится по сравнению с прошлым
годом на 2.1 процентный пункт и составить 88.8%, то на предстоящий год
ожидается дальнейший рост этого показателя, величина которого составит 90.6
процента.
В 2002 году продолжится реализация мер по реструктуризации налоговой
задолженности по платежам в федеральный бюджет, которые благоприятно
сказались на финансовом положении плательщиков и доходах бюджета.
Выполнение налогоплательщиками условий реструктуризации согласно
утвержденным графикам погашения реструктурированной задолженности и текущих
платежей позволит обеспечить в 2002 году поступления в федеральный бюджет в
сумме 7.9 млрд.рублей.
Во исполнение Бюджетного послания Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2002
год" в проекте федерального бюджета на 2002 год предусматривается рост
доходов, получаемых от использования федеральной собственности. Для решения
этой задачи предусмотрено создание системы управления государственными
активами, а также
наведения порядка в
находящихся в хозяйственном ведении государственных предприятий и
учреждений. В этих целях в доходах федерального бюджета в 2002 году будут
учтены средства, получаемые министерствами, ведомствами, учреждениями и
организациями в виде арендной платы за пользование федеральным недвижимым
имуществом.
В связи с принимаемыми мерами по совершенствованию налоговой политики в
2002 году произошли
изменения структуры
Российской Федерации. В связи со снижением ставки налога на прибыль
сокращается доходная база бюджетов субъектах Российской Федерации.
В целях формирования доходной базы бюджетов субъектов Российской
Федерации, начиная с 2002 года, предусмотрено передать в полном объеме в
доходы бюджетов регионов доходы от поступления подоходного налога с
физических лиц, платежей за пользование водными объектами и лесным фондом,
налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых. Нормативы
зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых, а
также федеральная ставка налога на прибыль организаций учтены в размерах,
установленных соответствующими главами части второй Налогового кодекса
Российской Федерации. Остальные нормативы распределения налоговых доходов
по уровням бюджетной системы сохранены на уровне действующих в 2001 году.
Бюджетная
политика в следующем году
характеризуется ограничением
непроцентных расходов, доля которых в ВВП предусмотрена в размере 12.46%,
что ниже ожидаемой
оценки текущего года.
В то же время в реальном выражении объем непроцентных расходов возрастет в
следующем году на 5.3%, при этом возрастет доля непроцентных расходов в
расходах бюджета на 1.3 процентный пункт. Уровень непроцентных расходов
консолидированного бюджета в следующем году в сопоставимых условиях будет
снижаться и составит 23.4% ВВП против 24.6% по ожидаемой оценке в т.г. и
24.0% в 2000 году,
что вызвано сокращением
Несмотря
на проведение жесткой
расходная часть федерального бюджета сформирована с учетом необходимости
достижения важнейших
социальных и экономических задач.
В 2002 году определены следующие приоритетные направления бюджетной
политики:
Реализация судебной реформы:
В рамках реформирования судебной системы предусматриваются
дополнительные ассигнования в сумме 860 млн. руб. на увеличение штатной
численности судей (250 ед.), работников аппаратов арбитражных судов в
количестве 1000 ед. работников аппаратов судов; увеличение численности
помощников судей в судах общей юрисдикции в количестве 2785 ед.; увеличение
численности мировых судей в количестве 2097 ед.; введение суда присяжных
заседателей в 83 субъектах Российской Федерации. Кроме того, предусмотрено
направить дополнительные средства на текущий и капитальный ремонт зданий
арбитражных судов и судов общей юрисдикции, индексацию заработной платы
судей, пожизненное содержание судей и другие мероприятия.
Реализация военной реформы.
В расходах федерального бюджета на 2002 год учтены средства на
проведение первого
этапа реформы денежного
приравнивания денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним
отдельных категорий к денежному содержанию государственных служащих,
предусматривающего повышение окладов по воинской должности (должностного
оклада) до уровня должностных окладов государственных служащих с 1 июля
2002 года. Второй этап мероприятий - приравнивание окладов по воинскому
званию к ежемесячным надбавкам за квалификационные разряды соответствующих
категорий федеральных государственных служащих предполагается осуществить с
1 января 2004 года.
Этапность реформирования денежного довольствия позволит равномерно
распределить нагрузку на федеральный бюджет в период 2002-2004 годов и
обеспечить финансовыми ресурсами реализацию мероприятий, утвержденных
Советом Безопасности
Российской Федерации.
Формирование расходов на текущее содержание "силового" блока
предусматривает сокращение численности личного состава министерств и
ведомств, не только в рамках принятых решений, но и с учетом
дополнительного сокращения численности военнослужащих. В целях обеспечения
сбалансированной бюджетной политики в 2003 и среднесрочной перспективе в
2002 году учтено дополнительное сокращение численности, ранее
предусмотренное на 2003-2004 годы.
Масштабы такого сокращения предполагают одновременно финансовое
обеспечение мер социальной защиты увольняемых военнослужащих и приравненных
к ним лиц. В связи с этим расходы на реализацию военной реформы в 2002 году
предусмотрены в сумме 16.4 млрд.руб., что в 3.9 раза превышает уровень
текущего года. Увеличатся также расходы на выплаты пенсий военнослужащим и
иным приравненным к ним категориям на 15 млрд.руб. в связи с
реформированием системы денежного довольствия и на 2.8 млрд.руб. - в связи
с сокращением
численности.
Реализация социальной реформы.
Бюджетная политика в социальной сфере будет направлена на обеспечение
финансовыми ресурсами базовых услуг, прежде всего, образования и
здравоохранения; сокращение социального неравенства на основе
перераспределения социальных расходов государства в пользу наиболее
уязвимых групп населения.
Ключевым элементом социальной реформы в 2002 году является повышение
роста денежных доходов населения и уменьшения их дифференциации на основе
увеличения оплаты труда, улучшения пенсионного обеспечения в ходе
осуществления пенсионной реформы и усиления адресности социальной поддержки
населения.
В качестве этапа реализации социальной реформы в 2002 году
предусматривается осуществить индексацию заработной платы работникам
бюджетной сферы, оплачиваемых по ETC. Предусмотренные изменения в системе
оплаты труда работникам бюджетных организаций позволят в среднем в 1.89
раза увеличить тарифную часть фонда оплаты труда работникам бюджетной
сферы, оплачиваемых
по ETC.
Проведение в 2002 году социальной и пенсионной реформ позволит установить
одинаковый, по состоянию на 1 января 2002 года, уровень ставки первого
разряда ETC и базовой части трудовой пенсии, сблизив при этом соотношение
прожиточного минимума пенсионера и базовой части трудовой пенсии с
соотношением прожиточного минимума трудоспособного населения и ставки 1
разряда ETC. В перспективе это позволит индексировать уровень базовой
пенсии и ставки 1 разряда ETC только в соответствии с уровнем инфляции.
В
2002 году предусматривается
пенсионной реформы. В этой связи в предстоящем году предусматривается
зачисление в доходы федерального бюджета части единого социального налога,
и направление указанных средств в бюджет Пенсионного фонда на выплату
базовой части трудовой пенсии. Объем зачисляемых в федеральный бюджет и
выплачиваемых
из него средств составит в 2002 году
257.5 млрд. рублей.
Формирование федеральных целевых программ.
Информация о работе Бюджет и бюджетная система Российской Федерации