Бюджет и бюджетная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:53, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является попытка анализа обоснованности бюджетного планирования и финансирования государственного бюджета на макро- и микро-уровнях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации в условиях рыночных отношений;

- разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней;

- вскрыть возможности оптимизации доходной и расходной частей государственного бюджета;

- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование при кассовом исполнении бюджетов через РКЦ банков;

- охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы (бюджеты

территорий, как основную финансовую базу органов местного самоуправления) и

вскрыть проблемы бюджетного федерализма;

- изучить условия возможного бюджетного дефицита и методы его

финансирования;

- рассмотреть понятие государственного долга, его размер и ситуацию

с погашением в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….5

1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ В

УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ................…................……………...7

1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской

Федерации………………….………………………………………..7

1.2 Бюджетная классификация и ее роль в кассовом исполнении

государственного бюджета……………………………………………………...13

1.3 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и

проблемы исполнения…………………………………24

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ

СИСТЕМЫ…………………………………………………………………….. 41

2.1 Федеральный бюджет................................................................……...

41

2.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации...........................………52

2.3 Местные бюджеты.....................................................................…54

2.4 Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их

решения…………………………………………………………………56

3. УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА………………………………………………64

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 421.00 Кб (Скачать)

увеличивать   налоги,   либо   сокращать   государственные   расходы,   либо

использовать  сочетание этих двух мер. Но  эти  меры  являются  сдерживающими

по своему характеру: каждая из них ещё больше  сокращает  совокупный  спрос,

что приводит к  дальнейшему снижению общественного  производства.

    В  противоположном случае,  при  профиците  государственного  бюджета  в

условиях  инфляционных  процессов  и  роста  доходов,  чтобы  не   допустить

превышения доходов  над расходами, правительство должно либо снизить  налоги,

либо увеличить  расходы, либо сделать и то и  другое  одновременно.  В  таком

случае   сбалансированность   бюджета   достигается   ценой    раскручивания

инфляционной  спирали.

    Второй  подход  предполагает  достижение  сбалансированности  бюджета   в

течение  экономического  цикла,  при  этом  он  не  должен   балансироваться

ежегодно. В данном случае допускаются годовые дефициты и профициты  бюджета,

а  фискальная  политика   используется   одновременно   как   инструмент   и

антициклического  регулирования,  и  балансирования  бюджета  в  долгосрочном

периоде.  Логическое  обоснование   этой   концепции   выглядит   просто   и

привлекательно. Для того чтобы  противостоять  спаду,  правительство  должно

снизить налоги и увеличить расходы,  сознательно  вызывая  дефицит.  В  ходе

последующего подъема и проявления  инфляции  необходимо  повысить  налоги  и

урезать государственные  расходы. Возникающее на  этой  основе  положительное

сальдо бюджета  может быть использовано на покрытие  государственного  долга,

возникшего   в   период   спада.   Таким   образом,   правительство    может

сбалансировать  бюджет не на ежегодной основе, а  в период в несколько лет.

    Сторонники  этой  концепции  считают,  что   надо  стремиться  к  балансу

бюджета  в  течение  всего  цикла  деловой  активности.   С   точки   зрения

кейнсианцев, этого  можно достичь с помощью продуманной  фискальной  политики.

Монетаристы  предлагают  придерживаться  рациональной   политики   денежного

обращения. Защитники  этой теории считают что бюджет  выступает  инструментом

антициклической политики.

    Однако, ключевой проблемой такого  подхода,  несмотря  на  его  внешнюю

привлекательность, является его явная упрощенность. Дело в том, что  подъемы

и спады  в  экономическом  цикле  неодинаковы  по  глубине  и  длительности.

Длительный  и  глубокий  спад  может  сменяться  краткосрочным  и  небольшим

подъемом  и  наоборот.  И  в  том,  и  в  другом  случае  будет  наблюдаться

циклическая разбалансированность государственного бюджета.

    Третий  подход  к  регулированию   государственного  бюджета  связан   с

концепцией функциональных финансов, суть  которой  сводится  к  тому,  чтобы

фискальная   политика   рассматривалась   лишь   в   качестве    инструмента

экономической политики сбалансированного развития народного  хозяйства.  При

этом  вопрос  о  ежегодной  или  циклической  сбалансированности  бюджета  –

второстепенный.   Основной   целью   государственных    финансов    является

макроэкономическая    стабильность,    а    сбалансированность    госбюджета

рассматривается как один из составляющих  элементов  такой  стабильности.  В

соответствии  с  этим  подходом,  развитие  экономики  может  сопровождаться

бюджетными    дефицитами    или     профицитами.     Предполагается,     что

макроэкономическая   стабильность   и   экономический   рост   автоматически

оказывают положительное  воздействие на  преодоление  бюджетного  дефицита  и

сокращение государственного долга. 
 

                          Виды бюджетного дефицита 
 

    Характер  бюджетного сальдо – дефицит  или  излишек  –  определяется  со-

стоянием экономики  в целом. При данном  объеме  государственных  расходов  и

данной  ставке  налогообложения  бюджетное  сальдо  зависит   от   масштабов

национального  производства.  Чем  больше  объем  производства,   тем   выше

налоговые поступления. В то же время правительственные  расходы (на  оборону,

социальные нужды, управление) мало зависят  от  уровня  дохода  [5,  с.279].

Таким  образом,  при  низком  уровне  дохода  будет наблюдаться   бюджетный

дефицит, при  высоком – бюджетный излишек  [5, с.279].

     Это  можно наглядно продемонстрировать  на следующем графике: 
 
 

           T, G

                                            сбалансированный 

бюджет 

                                 бюджетный   Т

      дефицит 
 
 

                                                    G

      E 
 

                                 бюджетный

      излишек 

      QE    ВНП 

    T –  государственные расходы, G – налоговые  поступления.

    При  ВНП, равном QE , бюджет  сбалансирован,  при  ВНП,  меньшем  QE   ,

бюджет будет  сводиться с дефицитом (G>T); при  ВНП, большем QE   ,  возникает

излишек (G


Информация о работе Бюджет и бюджетная система Российской Федерации