Анализ деятельности налоговой службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 17:30, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых поступлений на примере Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Московской области (МРИ ФНС России № 10 по Московской области), определение факторов, влияющих на объем поступлений в анализируемый период.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
Изучение роли и значения налогов в экономике, уточнение сущностного и финансового содержания категории «налог»;
Выявление структурных особенностей формирования налоговых поступлений в экономике, выявление тенденций усиления фискальной функции налогов;
Анализ структуры и динамики налоговых поступлений;
Анализ экономической природы и причин налоговой задолженности (недоимки);
Определение перспектив совершенствования структуры налоговых поступлений.

Работа содержит 1 файл

ГОТОВЫЙ ДИПЛОМ на печать.doc

— 919.50 Кб (Скачать)

Основными производственными подразделениями ФГУП «ГНИВЦ ФНС России» являются: Центр проектирования программного обеспечения, Центры разработки программного обеспечения, Центр проектирования и технического обслуживания ИТКС, Центр тестирования и сопровождения программного обеспечения, Учебно-методический центр, Центр сервисного обслуживания.

Основной      продукцией      ГНИВЦ      ФНС      России являются сертифицированные программные средства, предназначенные для использования в подразделениях центрального аппарата Федеральной Налоговой Службы, Управлениях Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональных и территориальных инспекциях ФНС и во вновь создаваемых налоговых органах.

Эти программные средства используются для автоматизации решения задач налогового администрирования и всестороннего обеспечения деятельности налоговых органов. ГНИВЦ ФНС России разрабатывает также программные средства, обеспечивающие автоматизацию подготовки данных налоговой отчетности налогоплательщиками. Кроме того ГНИВЦ ФНС России осуществляет разработку программных средств для других организаций и ведомств.

Основу информационно обеспечения налоговой системы стала автоматизированная информационная система АИС "Налог", созданная ФГУП «ГНИВЦ ФНС России», которая начала свое существование с 1992 года. С этого времени удалось автоматизировать основные функции налоговых органов, связанные с приемом, хранением и обработкой налоговой информации.

Длительное время процесс автоматизации проводился на основе позадачного подхода, что было оправдано в тех условиях, в которых приходилось функционировать налоговым органам МНС России. Совершенствование компонентов АИС по основным видам обеспечения (информационное, общее программное, техническое и прикладное программное) продолжается и на сегодняшний день.

Основой АИС "Налог" являются:

  • информационное обеспечение для создания которого проведены большие работы в части разработки классификаторов, форм документов, справочников и других компонент, однако требуются комплексные решения по всем компонентам в целом.
  • общее программное обеспечение характерной чертой которого является практически неконтролируемое многообразие, как операционных систем, так и систем управления базами данных. Используются практически все системы, присутствующие на российском рынке, без учета таких показателей как совместимость, надежность в работе, отсутствие «закладных» элементов т.д. Такое положение не может не создавать дополнительных трудностей при интеграции существующих программных систем в рамках АИС "Налог" второй очереди.
  • техническое обеспечение характеризуется большим разнообразием как состава технических средств - от АТ386 до Pentium, так и их конфигурацией - от автономно используемых станций до ЛВС с выделенными серверами различного предназначения.
  • прикладное программное обеспечение которое реализует 
    автоматизируемые функции налоговых органов.

На сегодняшний день наиболее перспективной информационной системой для территориальных налоговых инспекций является система электронной обработки данных - ЭОД, созданная по проекту модернизации налоговых органов. Построенная по модульному принципу, она обеспечивает гибкую масштабируемость функций, возлагаемых на налоговую инспекцию.

Вынесение функции ввода и обработки данных в отдельный системный блок позволяет использовать данное программное обеспечение как для территориальных налоговых инспекций, выполняющих свои функции в существующей сегодня системе налогового администрирования, так и для территориальных налоговых инспекций, ориентированных на центры обработки данных.

Трехуровневая клиент-серверная архитектура системы ЭОД обеспечивает высокую производительность и надежность системы в целом. В качестве системного программного обеспечения в системе ЭОД используются Windows NT Server, система управления БД Microsoft SQL, и Windows NT Work Station в качестве рабочих станций.

Для решения задач учета и хранения программных средств централизованной разработки, их распространения, а также оповещения региональных УМНС о новых поступлениях в Центре сертификации и сопровождения программного обеспечения ГНИВЦ МНС РФ создан Фонд алгоритмов и программ (ФАП).

Пользователями ФАП являются налоговые органы МНС РФ. В состав ФАП входят программные средства общего назначения, программные средства для решения прикладных задач АИС «Налог» и программные средства, разрабатываемые отделами ГНИВЦ МНС РФ и РВЦ МНС РФ, а также приобретаемые у сторонних организаций с правом тиражирования и внедрения в налоговых органах.

Кроме того, в ФАП входят методические и справочные материалы, а также эксплуатационные и программные документы. Поставка программных средств в подразделения МНС, находящихся на хранении в ФАП осуществляется с использованием современных электронных технологий.

Завершая рассмотрение информационной системы обеспечения налоговой системы РФ можно сделать вывод, что единое информационное пространство МНС России складывается из следующих главных компонентов:

  1. информационные ресурсы, содержащие данные, классификаторы и словари, зафиксированные на соответствующих носителях информации;
  2. организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;
  3. средства информационного взаимодействия налоговых органов и должностных лиц, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно - технические средства и организационно - нормативные документы.

На сегодняшний день информационные ресурсы МНС России оцениваются по скромным подсчетам в несколько тысяч гигабайт. Ориентироваться в таком объеме информации могут только высококвалифицированные специалисты в области информационных технологий.

Одним из путей решения проблемы является разработка прикладного программного обеспечения как информационной услуги (IT-услуги). Именно за таким программным обеспечением будущее информационного обеспечения налоговой системы нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖРАЙОННОЙ ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ № 10 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Организация работы Межрайонной ИФНС России № 10 по Московской области

Результаты деятельности налоговой инспекции складываются из результатов работы ее сотрудников – налоговых инспекторов. От того, насколько четко и эффективно организован их труд, взаимодействие между ними зависит эффективность работы всей налоговой системы.

Говоря в  этом разделе о налоговых инспекторах, мы будем иметь в виду сотрудников  инспекции, занимающих должности главных  государственных налоговых инспекторов, старших государственных налоговых  инспекторов, государственных налоговых  инспекторов, специалистов 1 категории. Между этими должностями установлены различия в требованиях по уровню образования, стажу работы, характеру выполняемой работы. В тоже время, в главном, работа сотрудников на этих должностях похожа. Все сотрудники, занимающие эти должности непосредственно работают с налогоплательщиками и лично осуществляют налоговый контроль за их деятельностью по одному из основных направлений этого контроля. Поэтому, основные правила организации работы всех сотрудников, занимающих эти должности практически одинаковы.

В своей работе налоговый инспектор руководствуется  Конституцией Российской Федерации, Налоговым  кодексом Российской Федерации, другими  действующими  законодательными и  нормативными актами, указаниями ФНС  России, и управления ФНС России по субъекту федерации. Эти документы определяют общие правовые основы работы всех сотрудников налоговых органов России, в том числе и конкретного налогового инспектора, их права, обязанности и ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

Положение о конкретной инспекции ФНС, в котором работает налоговый инспектор, устанавливает пределы компетенции инспекции, в рамках которых он обязан действовать. Кроме того. Положением об инспекции определяется права и обязанности руководителя инспекции, организация взаимодействия между подразделениями инспекции и порядок назначения на должности сотрудников инспекции. Положение об отделе инспекции, в котором работает налоговый инспектор, четко характеризует направление налогового контроля и виды работ, которыми занимаются сотрудники отдела. Положением об отделе определены полномочия начальника отдела и порядок взаимодействия и взаимозаменяемости между его сотрудниками.

Профессиональная  служебная деятельность налогового инспектора осуществляется в соответствии с должностным регламентом.

В должностной  регламент включаются:

  • квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к налоговому инспектору, а также к его образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности;
  • должностные обязанности, права и ответственность налогового инспектора за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом налогового органа, задачами и функциями структурного подразделения налогового органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;
  • перечень вопросов, по которым налоговый инспектор вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
  • перечень вопросов, по которым налоговый инспектор вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
  • сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;
  • порядок служебного взаимодействия налогового инспектора в связи с исполнением им должностных обязанностей с другими сотрудниками налогового органа, сотрудниками иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;
  • перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом налогового органа;
  • показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности налогового инспектора.

Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности налогового инспектора.

Результаты  исполнения налоговым инспектором должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении налогового инспектора.

Примерные должностные регламенты утверждаются ФНС России. Должностной регламент  для конкретного налогового инспектора разрабатывается начальником соответствующего отдела совместно с Отделом обеспечения деятельности инспекции на основе примерного должностного регламента и с учетом особенностей каждого участка работы и утверждается руководителем инспекции. Каждый сотрудник, при поступлении на работу и при назначении на новую должность знакомится со своим должностным регламентом под роспись. Невыполнение требований, изложенных в должностном регламенте, является основанием для привлечения сотрудника к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Кроме перечисленных  выше документов, налоговый инспектор руководствуется в своей деятельности приказами и распоряжениями руководителя инспекции, его заместителя, начальника отдела и своего непосредственного руководителя. К важным документам, регламентирующим действия налогового инспектора, относятся Правила внутреннего трудового распорядка инспекции, Положение о премировании сотрудников инспекции, Положение по обеспечению внутриобъектного режима, Инструкция об организации делопроизводства в инспекции и другие аналогичные документы. При поступлении на работу в налоговую инспекцию, при переходе на новую должность налоговый инспектор обязан изучить вышеперечисленные документы и строить свою работу в соответствии с ними.

Работа налогового инспектора происходит в условиях постоянного  количественного и качественного роста нагрузки.

Количественный  рост определяется опережающим ростом числа налогоплательщиков по сравнению  с ростом численности инспекции.

Качественный  рост вызван тем, что в последние  годы в инспекции появились принципиально новые участки работы. К ним можно отнести ведение государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, контроль за прохождением налоговых платежей через банки, участие в процедурах банкротства, контроль за оборотом алкогольной продукции и обращением наличных денег, составление объемной и трудоемкой отчетности о работе инспекции. Другие участки претерпели серьезные изменения и стали намного более ресурсоемкими, это - взыскание недоимок, наложение и взыскание финансовых и административных санкций, обеспечение доказательственной базы выявленных в ходе налоговых проверок правонарушений и т.д.

В результате роста  нагрузки сокращается и время, которое  налоговый инспектор может уделить  каждому конкретному налогоплательщику.

В тоже время, рост нагрузки не рассматривается как фактор, оправдывающий невыполнение инспекцией возложенных на нее функций. Руководитель налоговой инспекции отвечает за результаты ее деятельности перед вышестоящим налоговым органом. Начальники отделов и сотрудники инспекции несут ответственность перед руководителем своей инспекции. Сбор налогов – это коллективная, а не индивидуальная работа, однако, каждый сотрудник инспекции несет персональную ответственность за качественное и своевременное выполнение своих обязанностей, вне зависимости от нагрузки. Соответственно, все сотрудники инспекции обязаны думать о том, как организовать свою работу таким образом, чтобы достичь поставленной цели, поскольку общие результаты в большой степени зависят от результатов каждого сотрудника, от организации его работы.

Информация о работе Анализ деятельности налоговой службы