Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 17:30, дипломная работа
Целью работы является анализ состава и структуры налоговых поступлений на примере Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Московской области (МРИ ФНС России № 10 по Московской области), определение факторов, влияющих на объем поступлений в анализируемый период.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
Изучение роли и значения налогов в экономике, уточнение сущностного и финансового содержания категории «налог»;
Выявление структурных особенностей формирования налоговых поступлений в экономике, выявление тенденций усиления фискальной функции налогов;
Анализ структуры и динамики налоговых поступлений;
Анализ экономической природы и причин налоговой задолженности (недоимки);
Определение перспектив совершенствования структуры налоговых поступлений.
Автор Ряховский Д. И.5 выделяет следующие взаимосвязанные элементы (подсистемы) налоговой системы:
Мне ближе мнение автора Парыгиной В. А.6, которая пишет: «налоговая система Российской Федерации является совокупностью:
Рис. № 1 «Основные элементы налоговой системы»
Важно отметить, что в вопросе о принципах построения и функционирования налоговой системы авторы, работающие над этой темой более единодушны. Так, к основным принципам построения и функционирования налоговой системы в литературе относят следующие организационные и функциональные принципы налогообложения:
1.2. Система налогов и сборов Российской Федерации
Понятие «система» означает, что налоги и сборы Российской федерации представляю собой целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной связи (координации, функциональной зависимости и т.д.)
Система налогов и сборов Российской Федерации представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов – совокупность взимаемых в нашей стране налогов и сборов федерального, регионального и местного уровней, взимание которых предусмотрено российским налоговым законодательством. Одновременно сама система налогов и сборов является элементом более высокого порядка – налоговой системы Российской Федерации.
Система налогов и сборов Российской Федерации напрямую связана с бюджетным устройством страны и предопределена ее государственным устройством. Как известно, в соответствии со ст. 1 Конституции РФ наша страна является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Бюджетная система России включает три уровня: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).
Соответственно система налогов и сборов Российской Федерации состоит их трех уровней, трех подсистем более низкого порядка. Поэтому взимаемые в установленном порядке в Российской Федерации налоги и сборы объединяются в три подсистемы.
В зависимости от принадлежности в одной из этих подсистем налоги и сборы Российской Федерации делятся на три вида:
Основное отличие этих видов налогов с сборов заключается в том на какой территории эти налоговые платежи вводятся и взимаются.
Федеральные налоги и сборы должны устанавливаться Налоговым кодексом Российской Федерации (установленные в специальных законах до его введения, т.е. до 1 января 1999 года продолжают взиматься, поскольку это не противоречит части первой НК РФ) и обязательны к уплате на территории всей страны.
Региональные налоги и сборы (налоги и сборы субъектов РФ) вводятся представительными (законодательными) органами власти субъектов РФ и взимаются на территории соответствующего субъекта Федерации, в котором введен данный налог или сбор.
Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся на соответствующей территории представительным органом местного самоуправления и обязательны к уплате на территории этого муниципального образования.
Перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов содержится в ст. 13, 14 и 15 части первой НК РФ. В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2004 года № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» указанные статьи введены в действие с 1 января 2005 года.
С этой же даты утратил силу Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2118-1 «Об основах налоговой системы Российской Федерации», которым до 1 января 2005 года был установлен перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
Ранее состав налогов и сборов Российской Федерации был нестабилен. Так, начиная с 1991 года, в частности, отменены: налог на доходы банков, налог на доходы от страховой деятельности, налог с биржевой деятельности, специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержи важнейших отраслей народного хозяйства и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей, транспортный налог.
К числу налогов, которые за это же время наоборот были дополнительно введены, относятся:
В Российской Федерации существует следующий перечень федеральных налогов и сборов:
Устанавливая региональный налог, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения:
Кроме того, они могут в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками. Другие элементы налогообложения — налоговую базу, объект налогообложения и т.д. — устанавливает федеральный законодатель.
Не могут устанавливаться региональные налоги, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ (отсутствующие в перечне, содержащемся в ст. 14 НК РФ).
В ст. 14 НК РФ приведен следующий перечень региональных налогов:
Устанавливая местные налоги, представительные органы муниципальных образований, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в нормативных правовых актах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, определяют:
Кроме того, они могут в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками. Другие элементы налогообложения — налоговую базу, объект налогообложения и т.д. — устанавливает федеральный законодатель.
В действующем законодательстве содержится прямой запрет на взимание местных налогов, не предусмотренных НК РФ (отсутствующих в перечне, содержащемся в ст. 15 НК РФ).
В ст. 15 НК РФ содержится такой перечень местных налогов:
1.3. Система налоговых правоотношений
Экономико-правовые отношения, возникающие и развивающиеся в сфере налогообложения, в юридической науке, как правило, определяются как специальный вид общественных отношений, урегулированных нормами налогового права, — налоговые отношения.
Налоговые отношения — это охраняемые государством общественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, имеющие экономическую основу, которые представляют собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права.
Налоговые отношения бывают следующих видов:
Налоговые отношения имеют несколько существенных признаков, отличающих их от иных видов отношений.
Имущественно - организационные налоговые отношения возникают в процессе налогового администрирования и направлены на обеспечение эффективности налогообложения. Таким образом, можно утверждать, что по отношению к имущественным налоговым отношениям они носят вспомогательный, обеспечительный характер. Примером таких имущественно - организационных налоговых отношений могут выступать отношения по установлению и введению налогов и сборов, по поводу постановки на налоговый учет налогоплательщиков, осуществлению налогового контроля, защиты прав налогоплательщиков и т.д.