Анализ деятельности налоговой службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 17:30, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых поступлений на примере Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Московской области (МРИ ФНС России № 10 по Московской области), определение факторов, влияющих на объем поступлений в анализируемый период.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
Изучение роли и значения налогов в экономике, уточнение сущностного и финансового содержания категории «налог»;
Выявление структурных особенностей формирования налоговых поступлений в экономике, выявление тенденций усиления фискальной функции налогов;
Анализ структуры и динамики налоговых поступлений;
Анализ экономической природы и причин налоговой задолженности (недоимки);
Определение перспектив совершенствования структуры налоговых поступлений.

Работа содержит 1 файл

ГОТОВЫЙ ДИПЛОМ на печать.doc

— 919.50 Кб (Скачать)

Так, М.В. Кустова утверждает, что действующее законодательство не содержит достаточных оснований для утверждения о возможности возникновения налоговых отношений без участия, выражающего публичную волю субъекта. В частности, она не усматривает налоговую природу отношений, складывающихся между налогоплательщиком и удерживающим налог из его средств работодателем. Содержание объема прав и обязанностей налогоплательщика и выступающего в роли налогового агента работодателя не зависит от их воли и определяется исключительно государством в одностороннем властном порядке. Что особенно важно, налоговый закон не предполагает возможность взаимных требований налогоплательщика и агента именно по поводу соблюдения предписаний налогового закона. Так, налогоплательщик, пишет Кустова, не может понудить налогового агента принять во внимание документы, подтверждающие его право на налоговую льготу. Это уполномочен сделать налоговый орган по требованию налогоплательщика8.

Однако такая точка зрения является спорной. В п. 3 ст. 218 НК РФ установлено, что стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из работодателей (налоговых агентов) источника выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты. При назначении и производстве экспертизы проверяемое лицо имеет право представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта и давать объяснения эксперту (п. 7 ст. 95 НК РФ).

Необходимо учитывать, что, поскольку налоговые отношения выступают формой реализации налогового права, налогово-правовые нормы, определяющие положение участников налогового отношения, реализуются в первую очередь, создавая правовой статус субъектов налогообложения.

  1. В налоговых отношениях одной из сторон, как правило, выступает публично-правовой участник (орган налогового администрирования — специально уполномоченный орган исполнительной власти). А это означает, что, хотя в правовых отношениях подобного рода практически могут участвовать различные субъекты, в них всегда имеется обязательная сторона (публичная).
  2. Налоговые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон. Наличие правомочий, представляемых налогово-правовой нормой, либо возложение ею определенных обязанностей — единственное условие, при соблюдении которого каждый, кто функционирует в сфере налогообложения, может быть инициатором возникновения либо прекращения налогового правоотношения.

Налогоплательщики могут вступать с налоговыми органами в отношения по поводу получения по месту учета бесплатной информации о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения (п.п. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Кроме того, необходимо подчеркнуть возможность возникновения налоговых отношений по инициативе обеих сторон (как правило, это отношения по поводу налогового договора и иные горизонтальные налоговые отношения). В законодательстве возможность существования таких налоговых отношений предусматривается в ст. 64, 65, 66 НК РФ. В настоящее время финансово- экономическая и финансово-правовая наука не рассматривает возможность возникновения налоговых отношений по инициативе обеих сторон.

  1. При возникновении в ходе налогового отношения налогового спора для его разрешения по выбору частноправового субъекта отношений (например, налогоплательщика) применяется административный и (или) судебный порядок.
  2. Налоговое отношение характеризуется наличием принципа, установленного п. 7 ст. 3 НК РФ, «все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика». Отметим, что в литературе высказывается точка зрения о возможности и расширительного толкования п. 7 ст. 3 НК РФ. Согласно этой позиции действие указанной нормы может распространяться и на налоговых агентов, законных представителей налогоплательщика, свидетелей по делу о налоговом правонарушении9. В этом проявляется особое положение частноправового субъекта во властных правоотношениях при наличии дефекта воли законодателя. По сути, это закрепление частноправового принципа «все, что не запрещено — разрешено» в сфере публичных правоотношений.

Рассмотрим структуру и состав налоговых отношений. В финансовой науке любые отношения рассматриваются как общественно-экономические явления, имеющие определенную структуру и состав.

Под составом каждого конкретного налогового отношения понимается совокупность его участников, т.е. субъектов налоговых отношений10. В соответствии с системным подходом права и обязанности указанных субъектов (налогоплательщиков, налоговых органов и т.д.) в составе налогового отношения выступают в качестве юридических свойств этих участников.

Под структурой налоговых отношений понимается внутреннее строение и взаимосвязь элементов такого экономико-правового отношения. Структуру налоговых правоотношений, как и структуру любых общественных отношений, образуют следующие три элемента:

  1. субъекты отношения — его участники (стороны);
  2. содержание отношения — субъективные права и обязанности указанных субъектов (экономико-правовое поведение);
  3. объект отношения — по поводу чего или ради чего субъекты вступают в экономико-правовую связь в сфере налогообложения (материальные экономические блага и нематериальные неэкономические блага). Примером таких материальных благ могут быть денежные средства в виде сумм налога, сбора, пени, штрафа. Пример неэкономических благ, выступающих объектом налоговых отношений, — публичный правопорядок в сфере налогообложения.

1.4. Система участников налоговых отношений

Рассмотрим виды участников налоговых отношений. К участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, относятся:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК

РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

  1. организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;
  2. федеральная налоговая служба11 и ее подразделения в Российской Федерации;
  3. федеральная таможенная служба12 Российской Федерации и ее подразделения в Российской Федерации;
  4. сборщики налогов и сборов — государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, должностные лица и организации, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием от налогоплательщиков (плательщиков сборов) денежных средств в счет уплаты налогов (сборов) и их перечисление (перевод) в бюджеты;
  5. министерство финансов Российской Федерации, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов, финансовые органы, иные уполномоченные органы — при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных НК РФ;
  6. органы государственных внебюджетных фондов;
  7. органы налоговых расследований13 Российской Федерации и их территориальные подразделения (с оговоркой — при решении вопросов, отнесенных к их компетенции НК РФ);
  8. органы, осуществляющие регистрацию:
  • физических лиц по месту их жительства;
  • актов гражданского состояния физических лиц;
  • прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • транспортных средств;
  • и (или) учет пользователей природными ресурсами.

Органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности, советы адвокатских палат субъектов РФ, органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, осуществляющие частную практику (регистраторы);

10) органы опеки и попечительства, социальные учреждения;

11) процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели);

12) кредитные организации (банки)14.

В зависимости от своего статуса и функций в налоговых отношениях все указанные выше субъекты автор Парыгина В.А. делит на три группы:

  1. субъекты (органы) налогового администрирования: налоговые органы, финансовые органы, органы налоговых расследований, сборщики налогов (сборов) и др.;
  2. лица, осуществляющие информационно-техническое или функциональное обеспечение налогового администрирования: процессуальные лица, налоговые агенты, кредитные организации, регистраторы и т.д.;
  3. фискально-обязанные    лица:     налогоплательщики, плательщики

сборов. 

Рассмотрим следующего участника налоговых отношений – налоговые органы. В соответствии с частью первой НК РФ, введенного в действие с 1 января 1999 года, налоговыми органами в РФ являются Федеральная налоговая служба РФ (ФНС РФ) и ее территориальные подразделения.

В случаях, предусмотренных НК РФ, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы.

Налоговые органы вправе:

  • требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;
  • проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;
  • производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
  • вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
  • приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на их имущество в порядке, предусмотренном НК РФ;
  • осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации (МФ РФ);
  • определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
  • требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
  • взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ;
  • контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
  • требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени;
  • привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
  • вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
  • заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
  • создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ;
  • предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
  • о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;
  • о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;
  • о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите;
  • о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися зависимыми (дочерними) обществами, с соответствующих основных обществ, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ, а также за организациями, являющимися основными обществами, с зависимых (дочерних) обществ, когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных обществ (товариществ);
  • в иных случаях, предусмотренных НК РФ. Налоговые органы обязаны:
  • соблюдать законодательство о налогах и сборах;
  • осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
  • вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
  • бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;
  • осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом;
  • соблюдать налоговую тайну;
  • направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, установленных НК РФ, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным законодательством РФ, НК РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

МФ РФ дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.

Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, дают письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Информация о работе Анализ деятельности налоговой службы