Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 17:30, дипломная работа
Целью работы является анализ состава и структуры налоговых поступлений на примере Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Московской области (МРИ ФНС России № 10 по Московской области), определение факторов, влияющих на объем поступлений в анализируемый период.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
Изучение роли и значения налогов в экономике, уточнение сущностного и финансового содержания категории «налог»;
Выявление структурных особенностей формирования налоговых поступлений в экономике, выявление тенденций усиления фискальной функции налогов;
Анализ структуры и динамики налоговых поступлений;
Анализ экономической природы и причин налоговой задолженности (недоимки);
Определение перспектив совершенствования структуры налоговых поступлений.
Налоговые, таможенные органы и органы внутренних дел несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.
Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами; убытки, причиненные государственными внебюджетными фондами, возмещаются за счет соответствующего внебюджетного фонда.
За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники налоговых органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следующий участник налоговых отношений - налогоплательщики, которыми признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту их нахождения.
Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право получать от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о налогах и сборах; использовать налоговые льготы; получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит; на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов; представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя; присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков; обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц; требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц, и др.
Налогоплательщики несут определенные обязанности, за невыполнение которых установлены налоговые санкции. В обязанности налогоплательщиков входят:
Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством РФ.
В случаях, предусмотренных НК РФ, прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов (сборов) и перечисление их в бюджет могут осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами, должностными лицами и организациями — сборщиками налогов (сборов).
Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов определяются НК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах (сборах).
Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Они обязаны:
Неправомерное неперечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.
Ещё один участник налоговых отношений - взаимозависимые лица.
Взаимозависимыми лицами (ст. 20 НК РФ) для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:
Суд может признать лица взаимозависимыми и по иным основаниям, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).
Взаимозависимость определяется, например, при определении цены сделки: если сделка осуществлялась между взаимозависимыми лицами, то для целей налогообложения принимается рыночная цена.
1.5. Нормативно-правовая база налоговой системы
Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая система не могут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения.
Нормы налогового права в виде статей, пунктов, параграфов и т.д. включаются в нормативно-правовые акты государственных и муниципальных органов. Такие акты, если они содержат правовые нормы, именуются источниками права, внешними формами налогового права.
Источники (формы) налогового права — официально определенные внешние формы, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе налогообложения, т. е. формы внешнего содержания
налогового права — законы и подзаконные акты.
Иерархически выстроенная по юридической силе система нормативно-правовых актов, регулирующих налогообложение (именуемых иначе источниками налогового права), выглядит следующим образом:
Например, в ст. 57 Конституции РФ определяется, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». На основании этой нормы в 1996 г. Конституционный Суд РФ отметил, что «установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться законно установленными».
Рассматриваемую группу источников правового регулирования налоговых правоотношений составляют федеральные законы, направленные в первую очередь на регулирование не налоговых, а иных правоотношений, но содержащие отдельные положения о налогообложении. К таким законам, в частности, относятся: Таможенный кодекс Российской Федерации, ежегодные федеральные законы о бюджете, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»15 и ряд других законов, содержащих правовые нормы, регулирующие налоговые правоотношения.
Важно отметить, что с 2005 г. согласно ст. 4 НК РФ налоговые органы не вправе заниматься нормотворческой деятельностью. Правотворческая функция подзаконного характера в налоговой сфере перешла к Минфину России.
1.6. Система информационного обеспечения налогообложения
Эффективное функционирование налоговой системы возможно только при использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах налоговой службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.
Для решения крупной научно-технической проблем создания, развития и сопровождения автоматизированной информационно - технической системы налоговых органов Российской Федерации в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 11 декабря 1991 года №119-рп было создано Федеральное государственное унитарное предприятие «Главный научно - исследовательский вычислительный центр Федеральной налоговой службы» (далее ФГУП «ГНИВЦ ФНС России»).
Являясь головной организацией в области разработки и создания информационной системы Федеральной налоговой службы ФГУП «ГНИВЦ ФНС России» обеспечивает решение задач по следующим основным направлениям: