Валютное регулирование в различных таможенных режимах

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:20, реферат

Описание работы

Валютные отношения возникли в результате расширения торговых отношений между государствами и приобретения денежными единицами стран, участвующих в международных экономических отношениях, статуса валюты. Статус валюты означает признание мировым сообществом денег в качестве всеобщих эквивалентов и придает деньгам дополнительную функцию: деньги становятся товаром, т.е. имеют цену в денежных единицах других стран и могут продаваться и покупаться. Валютные отношения – это все множество экономических и финансовых отношений, возникающих в процессе функционирования валюты.

Работа содержит 1 файл

Валютное_регулирование_в_раз.там.режимах.doc

— 381.50 Кб (Скачать)

IV этап (1998г. – 2001г.)

Переход к модели жесткого валютного регулирования был  осуществлен в условиях глубокого  кризиса в экономике страны. Кризису в финансовой сфере сопутствовали серьезные проблемы в реальном секторе экономики, стагнация производства, снижение объема валового внутреннего продукта, общая экономическая и политическая нестабильность в стране, всеобщие неплатежи и масштабный отток капитала за рубеж. Внешними сопутствующими кризису факторами стали углубляющийся международный финансовый кризис и новое падение мировых цен на нефть, являющуюся основным источником экспортных доходов страны. Продолжалось сокращение валютных резервов страны, банковская система стала испытывать серьезные трудности.

Кульминацией кризиса  стало официальное признание  Правительством РФ и ЦБ РФ неэффективности  проводившейся политики стабилизации и неспособности страны платить  по своим обязательствам. Заявление  Правительства РФ и Банка России от 17.08.1998 и принятые в соответствии с ним нормативные документы предполагали введение следующих мер:

§         расширение границ валютного коридора с центрального уровня 6,2 руб. за долл. И пределом отклонения ±15% до уровня 6,0 – 9,5 руб. за долл.;

§         приостановление обслуживания государственных краткосрочных облигаций и облигаций федерального займа (ГКО и ОФЗ) со сроками погашения до 31.12.1999 включительно и последующая их реструктуризация;

§         объявление 90-дневного моратория на погашение резидентами основного долга по финансовым кредитам, полученным от нерезидентов РФ на срок более 180 дней, на выплату страховых платежей по кредитам, обеспеченным залогом ценных бумаг, на выплаты по срочным валютным контрактам (поставочные и расчетные форвардные контракты, сделки типа «опцион» и «своп», другие срочные сделки, по которым возникают требования или обязательства в отношении валютных ценностей); а также введение запрета для нерезидентов РФ на вложение средств в рублевые активы со сроком погашения до 1 года включительно. При этом государство заявило о своих намерениях выполнить обязательства по суверенному внешнему долгу.

На валютном рынке  также были предприняты попытки  стабилизировать ситуацию. Сокращение объемов поступления экспортной валютной выручки привело к снижению предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке и вызвало резкие биржевые колебания валютного курса рубля и дезорганизацию механизма курсообразования, приведшие к нарушению функционирования всей платежно-расчетной системы в сфере внешней торговли.. 17 августа 1998г. Было введено требование 100%-го депонирования рублевых средств на торгах с установлением фиксинга по доллару США. Однако уже 27 августа фиксинг был приостановлен. Был отменен валютный коридор (в результате к сентябрю рубль обесценился почти на 50%) и с 6 октября введены две торговые сессии в день: дневная и специальная торговая сессии ММВБ, с целью отделить торговлю иностранной валютой по внешнеторговым сделкам от спекулятивных операций. На специальной торговой сессии экспортеры были обязаны продавать 50% валютной выручки. Указанием ЦБ РФ от 10.11.1998 N407-У «О запрете зачисления средств от продажи иностранной валюты на рублевые счета нерезидентов» банкам было запрещено осуществлять конверсионные операции по покупке у нерезидентов иностранной валюты за валюту Российской Федерации для последующего зачисления рублевых средств на счета нерезидентов типа «С».

Положениями статей 18 и 20 Федерального закона РФ от 29.12.1998 №192-ФЗ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» был сокращен срок исполнения текущих валютных операций со 180 до 90 дней, расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ отнесены к валютным операциям, норматив обязательной продажи части валютной выручки от экспорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности увеличен с 50% до 75%, при этом срок ее продажи на внутреннем валютном рынке сокращен с 14 до 7 календарных дней с момента поступления.

Основными задачами системы  валютного регулирования и валютного контроля на данном этапе стали: преодоление валютного кризиса и обеспечение стабилизации валютно-финансового положения страны; восстановление платежеспособности и кредитоспособности страны; противодействие спекулятивному перемещению капитала; обеспечение полноты и своевременности поступления на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров с целью обеспечения стабильного и прогнозируемого предложения валюты на внутреннем валютном рынке. Доминирование административно-правовых инструментов валютного регулирование на данном этапе было обусловлено пониманием того, что в условиях валютно-финансового кризиса и разбалансированности отдельных сегментов валютного рынка управление сферой валютных отношений при помощи только или преимущественно экономических инструментов (таких как валютные интервенции, варьирование учетной ставкой и уровня нормативов отчислений в фонды обязательного резервирования) оказывается недостаточным и не приводит к оперативной корректировке возникших диспропорций в экономике. Введение ряда ограничений на осуществление текущих валютных операций (в том числе ограничение срока осуществления экспортно-импортных операций 90 днями, ограничение в конце 1990-х гг. возможностей нерезидентов переводить фонды с их счетов типа «С») явилось фактически нарушением принятых страной обязательств по ст.VIII Соглашения о МФВ, валюта РФ продолжала оставаться ограниченно конвертируемой.

V этап (2001г. – июль 2006г.)

Начиная с 2001г., в России вновь наметилась тенденция либерализации сферы валютных отношений. Постепенный переход к реализации модели умеренно-либерального валютного регулирования был обусловлен относительной стабилизацией социально-экономического положения в стране, стабильным состоянием внутреннего валютного рынка в 2000г., благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой (высокими ценами на основные статьи товарного экспорта страны – нефть, черные и цветные металлы), все еще действовавшим эффектом девальвации рубля 1998г., повысившим конкурентоспособность российских товаров на мировом рынке. Немаловажными факторами, стимулировавшими постепенное ослабление действовавших валютных ограничений, являлось стремление руководства страны ускорить процесс приведения законодательства России в соответствие с международными требованиями и правилами ВТО, а также отвечать современной тенденции либерализации движения капитала в мире. Основная же цель либерализации виделась в коренном улучшении инвестиционного климата в стране, повышении привлекательности российской экономики для иностранных инвесторов.

Федеральным законом  от 31.05.2001 №72-ФЗ в Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»  было установлено, что без ограничений  осуществляются следующие операции движения капитала: расчеты за экспорт  товаров, указанных в разделах XVI, XVII, XIX ТНВЭД РФ при условии, что срок возврата валютной выручки не превышает 3 года с даты фактического пересечения таможенной границы; расчеты за производимые резидентами за пределами РФ строительные и подрядные работы, сроки платежа за которые превышают 90 дней при условии, что срок возврата валютной выручки не превышает 5 лет с даты заключения договора; переводы физическими лицами – резидентами иностранной валюты на сумму, не превышающую в течение календарного года 75 000 долл. США в целях приобретения физическим лицом прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте; переводы иностранной валюты физическими лицами резидентами РФ, за исключением индивидуальных предпринимателей, переводы из РФ на текущие расходы, кроме осуществления предпринимательской инвестиционной деятельности или приобретения прав на недвижимое имущество, при условии, что эти переводы не могут превышать 2000 долл. США и осуществляются не более одного раза в один операционный день через один уполномоченный банк; переводы из РФ и в РФ иностранной валюты в качестве арендной платы за арендуемые резидентами у нерезидентов или наоборот воздушные или морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, при условии, что предоставление арендатору указанных объектов осуществляется не позднее 180 дней со дня перевода иностранной валюты, независимо от срока аренды.

В августе 2001г. Норматив обязательной продажи части валютной выручки от экспорта был снижен с 75% до 50%, в апреле 2004г. – до 25%, в  ноябре 2004г. – до10%, в марте 2006г. – до 0%.

Параллельно с наметившейся тенденцией либерализации сферы  валютных отношений в стране начинает формироваться нормативно-правовая база осуществления контроля за движением  незаконно полученного капитала. С 1 февраля 2002 года вступил в силу Федеральный закон Российской федерации «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». К основным мерам противодействия отмыванию отнесены обязательные процедуры внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации. Еще в октябре 2001 года в целях выявления фактов, связанных с отмыванием криминальных доходов, создан федеральный орган исполнительной власти (уполномоченный орган), наделенный соответствующими полномочиями – Комитет по финансовому мониторингу при Министерстве финансов России (в настоящее время – Федеральная служба финансового мониторинга). Предваряя принятие нормативного документа уровня закона, в мае 1999 г. Было принято решение о подписании Россией Конвенции Совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности». В феврале 2001 г. Банк России направил для использования в работе кредитных организаций Вольфсбергские принципы (Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковской секторе); в ноябре 2001 г. – рекомендации по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля (подготовленные на базе рекомендаций FATF и Базельского комитета по банковскому надзору).

Современные тенденции  развития мировой экономики, стремление России активно участвовать и  в некоторой степени влиять на международные экономические отношения, а также позиция Президента РФ, считавшего необходимым принятие более  либерального законодательства о валютном регулировании в свете стабилизации экономического положения в стране и необходимости повышения инвестиционной привлекательности экономики, стали предпосылками разработки нового ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Новый федеральный закон РФ от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и  валютном контроле» закрепил основные принципы регулирования валютных отношений  в стране: приоритет экономических  мер в реализации государственной  политики в области валютного регулирования; исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; единство внешней и внутренней валютной политики РФ; единство системы валютного регулирования и валютного контроля; обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Правительству РФ и Банку России были оставлены лишь два инструмента  регулирования рынка, которые можно  было использовать в кризисных ситуациях – в случае «существенной угрозы для платежного баланса страны»: режим специального счета и обязательное резервирование (депонирование) сроком от двух месяцев и 100% суммы валютной операции до одного года и 20% суммы валютной операции. Специальный счет представлял собой банковский счет в уполномоченном банке, открываемый для осуществления по нему поименованных в Законе валютных операций. Резервирование предполагало внесение резидентами и нерезидентами на отдельный беспроцентный счет в уполномоченном банке определенной доли от суммы валютной операции на срок,  определяемый органами валютного регулирования.

Датой окончания использования  ЦБ РФ и Правительством РФ таких  инструментов как резервирование и  использование специального счета  было определено 1 января 2007г., однако фактически нормы закона, касающиеся применения указанных инструментов, утратили силу с июля 2006г.

VI этап (с июля 2006г. По настоящее время) 

Момент перехода к  реализации либеральной модели валютного  регулирования был определен  конкретной датой – 1 января 2007г. И прописан в статье 26 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» 2003г., однако фактически уже с июля 2006г. Были сняты ограничения на осуществление валютных операций движения капитала, что позволило говорить о формальном переходе к полной конвертируемости рубля – и по текущим, и по капитальным валютным операциям. Экономическими предпосылками досрочной отмены требований о резервировании и использовании специальных счетов стали устойчивое состояние российской экономики, профицит государственного бюджета, высокий уровень золотовалютных резервов и систематическое превышение предложения иностранной валюты над спросом на нее на внутреннем валютном рынке. Однако, при этом необходимо учитывать, что обозначенные положительные тенденции сформировались в экономике преимущественно за счет благоприятной ценовой конъюнктуры на основные статьи российского экспорта, а именно нефть. Не исключена также и политическая составляющая в решении о досрочной отмене ограничений – в июле 2006г. В Санкт-Петербурге прошла встреча стран «большой восьмерки».


Информация о работе Валютное регулирование в различных таможенных режимах