Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:20, реферат
Валютные отношения возникли в результате расширения торговых отношений между государствами и приобретения денежными единицами стран, участвующих в международных экономических отношениях, статуса валюты. Статус валюты означает признание мировым сообществом денег в качестве всеобщих эквивалентов и придает деньгам дополнительную функцию: деньги становятся товаром, т.е. имеют цену в денежных единицах других стран и могут продаваться и покупаться. Валютные отношения – это все множество экономических и финансовых отношений, возникающих в процессе функционирования валюты.
В соответствии с Кодексом либерализации движения капитала, страны-члены ОЭСР должны предоставлять любые разрешения, необходимые для осуществления капитальных операций и трансфертов, приведенных в перечнях А и Б Приложения А указанного Кодекса (статья 2 «Меры либерализации»). В то же время, страны могут вводить оговорки к своим обязательствам по либерализации движения капитала, которые должны быть включены в Приложение Б Кодекса. Перечень операций движения капитала, подлежащих либерализации в соответствии с нормами Кодекса, приведен в Приложении 3 к настоящей работе.
Необходимость введения оговорок, т.е. ограничений, по текущим невидимым операциям и операциям движения капитала должна быть обоснована странами-членами ОЭСР, также определяются сроки их применения.
Меры, предусмотренные
в Кодексе либерализации
Другой международной организацией, в силу специфики регулируемых вопросов затрагивающей сферу валютно-финансовых отношений, является Всемирная торговая организация (далее – ВТО). Вопросам взаимодействия ВТО с МВФ в регулировании платежей и переводов посвящена Статья XV («Договоренности в отношении валюты») Генерального соглашения по тарифам и торговле (далее – ГАТТ-94), которая определяет, что страны-члены «будут стремиться к сотрудничеству с Международным валютным фондом» с целью проведения «скоординированной политики в отношении валютных вопросов в рамках юрисдикции Фонда».
Учитывая процесс глобализации мировой экономики, а также признавая растущие взаимосвязь и взаимозависимость различных аспектов экономических решений, принимаемых согласно предоставленным полномочиям Международным валютным фондом и Всемирной торговой организацией, в 1996 году между МВФ и ВТО было заключено Соглашение, в рамках которого Фонд в числе прочих положений обязуется информировать ВТО обо всех решениях о введении ограничений на осуществление платежей или переводов по текущим международным операциям; решениях, санкционирующих дискриминационные валютные соглашения и практику множественных валютных курсов; а также о решениях, требующих от страны-члена Фонда осуществление контроля для предотвращения значительного или длительного оттока капитала.
В соответствии со Статьей XV ГАТТ-94, ничто не препятствует членам ВТО применять валютный контроль или валютные ограничения в соответствии со статьями Соглашения о МВФ или со специальным валютным соглашением. Та же статья устанавливает, что страны не должны путем валютных мероприятий подрывать цель положений ГАТТ-94 или путем торговых мероприятий – цель положений Соглашения о МВФ. Это означает, что члены ВТО могут применять ограничения в торговле товарами, влияющие на состояние валютно-финансовой сферы, а также валютные ограничения в рамках, установленных МВФ. Но такие валютные меры не должны применяться образом, фактически приводящим к необоснованному ограничению торговли товарами, а ограничения торговли товарами не должны приводить к дисбалансу в валютно-финансовой сфере. Таким образом, ГАТТ-94 не содержит норм, устанавливающих требования к регулированию платежей и переводов, связанных с внешнеторговой деятельностью, а указывает, что члены ВТО должны следовать принципам и нормам МВФ или специальных валютных соглашений.
Соглашением ВТО, регулирующим платежи и переводы, связанные с торговлей услугами, является Генеральное соглашение по торговле услугами (далее – ГАТС). Статья XI («Платежи и переводы») ГАТС определяет, что члены ВТО не применяют ограничений в отношении международных переводов и платежей по текущим операциям, касающимся его специфических обязательств. Исключение составляют ограничения, вводимые в целях защиты платежного баланса в соответствии со статьей XII ГАТС («Ограничения в целях обеспечения платежного баланса»).
Данное положение развито далее в статье XVI ГАТС («Доступ на рынок»), которая устанавливает, что если член ВТО берет на себя обязательство о доступе услуг, то он обязан не ограничивать соответствующее движение капитала, когда это может препятствовать трансграничной поставке услуги, ее поставке посредством коммерческого присутствия в секторах, по которым приняты обязательства.
Таким образом, ВТО относит
сферу регулирования валютно-
Необходимо подчеркнуть, что на международном уровне, в процессе заключения международных соглашений и договоров государства стремятся ограничить применение именно административно-правовых инструментов валютного регулирования, как наиболее контролируемых со стороны государства и ущемляющих права других стран на свободное осуществление международной экономической деятельности и связанных с ней международных переводов и платежей. Поэтому в отечественных и зарубежных научных публикациях наиболее острую полемику вызывают именно вопросы административно-правового регулирования порядка осуществления международных валютных операций.
Система валютного регулирования и валютного контроля является эффективным инструментом реализации экономической политики государства, обеспечивающим стабильность и поэтапность реформирования экономики, сохранение валютных ресурсов страны. Использование достаточно жестких административно-правовых мер валютного регулирования и валютного контроля обусловлено необходимостью стабилизации валютно-финансовой сферы в кризисные периоды развития стран. Применение странами валютных ограничений и валютного контроля характерно для послевоенного периода, когда необходимо восстанавливать экономику, а также для переходного периода, когда требуется смягчить или устранить последствия слишком поспешной либерализации внешнеэкономических отношений.
Основными целями введения валютных ограничений являются:
· сдерживание и перенаправление финансовых потоков на территорию страны и из нее (например, в целях предотвращения инфляционного давления притока капитала или ограничение притока валютной выручки от экспорта сырья);
· ограничение инвестиций с определенными (неблагоприятными по мнению властей) финансовыми характеристиками (например, высокорискованных или краткосрочных активов, активов, влекущих за собой труднопрогнозируемые обязательства);
· предотвращение колебаний и изменений платежного баланса вследствие внешних, неконтролируемых властями событий;
· предотвращение спекулятивных операций с национальной валютой, которые могут стать причиной паники или неустойчивости обменного курса,
· предотвращение неблагоприятных последствий неполной либо неравной информированности участников рынка о состоянии экономики и событиях;
· обеспечение конкурентных преимуществ определенным секторам экономики или национальной экономике на мировом уровне;
· обеспечение стабильности и управляемости обменного курса и инфляции;
· обеспечение стабильности банковской системы, фондовых и финансовых рынков;
· предотвращение определенных, установленных законом операций по соображениям безопасности или этики (например, законодательство о противодействии отмыванию преступных доходов, уклонению от уплаты налогов, финансированию незаконных операций).
После окончания Второй мировой войны ограничения на осуществление валютных операций отсутствовали лишь в США, Швейцарии, Канаде, также некоторые страны Латинской Америки не вводили ограничения под давлением монополий США, которым была необходима свобода перемещения капитала и прибылей в этом регионе. Так, например, основной целью введения ограничений на движение капитала в конце 1940-х гг. во Франции и Японии стало стимулирование инвестиций внутри страны за счет внутренних сбережений, в Германии и Швейцарии – предотвращение роста реального курса национальной валюты, в Великобритании – поддержание устойчивости фунта стерлингов в условиях слабого, неустойчивого платежного баланса.
Новым этапом развития международных валютных отношений в послевоенный период стало закрепление функций межгосударственного валютного регулирования за МВФ. Ссылаясь на статьи Соглашения о МВФ, США пытались добиться от стран-членов отмены валютных ограничений по текущим операциям и введения обратимости валют для содействия экспансии национальных монополий. Однако, переходные положения статьи XIV Соглашения о МВФ позволили многим странам, в том числе Западной Европы и Японии, сохранить валютные ограничения в целях защиты экономики от кризисных потрясений.
Среди валютных ограничений,
активно применявшихся в
Начиная с 1980-х гг., в
связи с существенным ростом объемов
международной торговли, усилением
международного разделения труда, глобализацией
финансовых рынков, становится все
более очевидной тенденция либе
Принимая во внимание тот факт, что системы валютного регулирования всех стран мира в процессе экономического развития претерпевали существенные изменения, необходимо подчеркнуть общую тенденцию постепенного отказа от преимущественного применения административно-правовых инструментов регулирования международных валютных отношений и перехода к доминированию экономических мер, обусловленного, в первую очередь, эффектом глобализации и интернационализации мировой экономики.
2.1. Понятие платежного баланса
Платежный баланс (по МВФ) – это статистический отчет, в котором в систематизированном виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических операциях данной страны с другими странами мира за определенный период времени, показывающий:
1. операции с товарами, услугами, доходами, совершенные какой-либо страной с остальным миром.
2. смену собственности
и другие изменения в
3. односторонние переводы и компенсирующие записи, которые необходимы для балансирования в бухгалтерском смысле тех операций, изменений, которые взаимно не покрываются.
Платежный баланс за определенный период составляется на основе статистических показателей о совершенных за этот период внешнеэкономических сделках и позволяет анализировать изменения в международных экономических отношениях страны, масштабах и характере ее участия в мировом хозяйстве.
В основе составления платежного баланса лежат два принципа:
1. охват всех
(для отделения
2. учет платежей ведется
по принципу двойного счета,
который предполагает ,что любая
международная сделка
К кредиту относятся те сделки, в результате которых происходит отток ценностей и приток валюты в страну (записываются со знаком «+»). Так, продажа самолетов за границу, предоставление услуг иностранным туристам, покупка иностранцами акций отечественных компаний записываются в кредит.
К дебету относятся те сделки, в результате которых страна расходует валюту в обмен на приобретаемые ценности (знак « – »): отражаются, например, импорт автомобилей, покупка лицензий, предоставление долгосрочных займов. Подобные сделки приводят к уменьшению запасов иностранной валюты на счетах резидентов.
Информация о работе Валютное регулирование в различных таможенных режимах