Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:20, реферат
Валютные отношения возникли в результате расширения торговых отношений между государствами и приобретения денежными единицами стран, участвующих в международных экономических отношениях, статуса валюты. Статус валюты означает признание мировым сообществом денег в качестве всеобщих эквивалентов и придает деньгам дополнительную функцию: деньги становятся товаром, т.е. имеют цену в денежных единицах других стран и могут продаваться и покупаться. Валютные отношения – это все множество экономических и финансовых отношений, возникающих в процессе функционирования валюты.
4. структура импорта,
т.е. соотношение объемов
5. сравнительное соотношение
доли страны в мировом
6. движение капитала: объемы ввоза в страну и вывоза из страны капитала (легального и нелегального).
7. объем внешнего долга (абсолютная величина и доля в ВВП (ВНП).
8. уровень процентных ставок
9. золотовалютные резервы страны (активы ЦБ в иностранной валюте, используемые для поддержания стабильности национальной денежной единицы).
Регулирование экономики и проведение экономической политики является одной из важнейших функций государства и в рыночной, и в централизованно управляемой экономике. При этом масштабы и характер государственного вмешательства в экономику должны базироваться на принципах необходимости, эффективности и разумной достаточности. Государственное регулирование валютных отношений в странах с формирующимися рыночными отношениями является одним из наиболее оперативных и эффективных механизмов защиты экономики от неизбежного воздействия внешних негативных факторов. Значение государственного вмешательства в экономику в такой ситуации трудно переоценить: именно на государственном уровне определяется степень допустимой открытости экономики, характер и масштаб зависимости страны от внешних факторов, и, в конечном итоге, пороговые значения критериев экономической безопасности страны, выход за пределы которых может привести к утрате страной способности управлять экономическими процессами, протекающими в ней.
Валютная политика является составляющей
экономической политики государства
в целом. Мы можем назвать валютную
политику вторичной по отношению
к внешнеэкономической и
Являясь частью экономической политики,
валютная политика страны способствует
решению перспективных и
Валютная политика – это составная часть экономической политики государства, в целом, а также внешнеэкономической и денежно-кредитной политики, в частности; представляет собой совокупность экономических, правовых и организационных мероприятий, осуществляемых государством в сфере валютных отношений и денежного обращения в соответствии с текущими и стратегическими целями государственного регулирования экономики, а также согласно принятым страной международным и межгосударственным соглашениям. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством и валютными соглашениями между государствами.
Основные цели валютной политики непосредственно определяются целями экономической политики государства и могут включать достижение и поддержание устойчивого экономического роста, сдерживание роста безработицы и инфляции, поддержание равновесия платежного баланса. Задачи валютной политики конкретизируются на каждом историческом этапе развития страны и зависят от сложившейся конъюнктуры и стоящих перед государством проблем:
· поддержание стабильности национальной валюты;
· достижение и поддержание полной или частичной конвертируемости национальной валюты;
· преодоление валютного кризиса и обеспечение стабилизации валютно-финансового положения страны;
· восстановление платежеспособности и кредитоспособности страны;
· повышение привлекательности национальной экономики для иностранных инвесторов и внутренних производителей;
· противодействие нелегальному вывозу капитала за границу;
· либерализация порядка осуществления валютных операций и др.
Выделяют следующие формы реализации валютной политики: дисконтная, девизная политика, регулирование степени конвертируемости национальной валюты (посредством валютных ограничений), девальвация и ревальвация, регулирование режима валютного курса, диверсификация валютных резервов.
Дисконтная (или учетная) политика – это изменение учетной ставки центрального банка, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капитала, с одной стороны, и динамику внутренних кредитов денежной массы, цен, совокупного спроса, с другой стороны. Учетная ставка центрального банка – сумма процента за время выставления векселя центральному банку до срока его погашения. Результатом учетной политики является денежная эмиссия, поэтому в странах с развивающимися рынками часто используется иная форма маневрирования процентной ставкой центрального банка, получившая названия «ставка рефинансирования». Банки, взявшие кредит в центральном банке по ставке рефинансирования, стремясь получить более высокий доход в более сжатые сроки, зачастую направляют его на финансовый рынок, а не в реальное производство. При пассивном платежном балансе в условиях относительно свободного передвижения капиталов повышение учетной ставки может стимулировать приток капиталов из стран, где установлена более низкая процентная ставка, и сдерживать вывоз национальных капиталов, что способствует улучшению состояния платежного баланса и повышению курса национальной валюты. Понижая официальную учетную ставку, центральный банк рассчитывает на отток национальных и иностранных капиталов в целях уменьшения активного сальдо платежного баланса и снижения курса национальной валюты.
Девизная политика – метод воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи государственными органами иностранной валюты. Девизная политика осуществляется в форме валютных интервенций, т.е. вмешательства центрального банка в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты. Валютная интервенция осуществляется в основном за счет золотовалютных резервов. Для повышения курса национальный валюты Банк продает иностранную валюту, увеличивая ее предложение. Скупая иностранную валюту, Центральный банк уменьшает ее предложение и тем самым понижает курс национальной валюты. Промежуточной целью валютной интервенции является поддержание курса национальной валюты. Также она может быть связана с необходимостью сглаживания краткосрочных валютных колебаний и выплатами по внешним долгам.
Регулирование государством степени конвертируемости национальной валюты отражается в объеме прав резидентов и нерезидентов обменивать национальную валюту на иностранную и использовать иностранную валюту в сделках с реальными и финансовыми активами. С точки зрения типов международных операций, отражаемых в счетах платежного баланса, конвертируемость может быть полной (при отсутствии ограничений на осуществление валютных операций), по текущим операциям и по операциям, связанным с движением капитала. С позиций наличия ограничений на осуществление валютных операций определенными категориями субъектов валютных отношений, выделяют внутреннюю и внешнюю конвертируемость валюты. Исходя из этого, национальная валюта считается полностью конвертируемой или обратимой (в странах, где полностью отменены валютные ограничения для резидентов и нерезидентов), частично или ограниченно конвертируемой (в стране действует ряд валютных ограничений для резидентов и/или нерезидентов), или замкнутой (неконвертируемой).
Девальвация – это снижение курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте или международным счетным валютным единицам. Девальвация приводит к снижению жизненного уровня населения, вызывает обострение конкурентной борьбы между странами. Ревальвация – это повышение курса национальной валюты по отношению к иностранной. Одним из следствий проведения ревальвации является повышение безработицы в тех отраслях, которые не выдерживают конкуренции с более дешевыми иностранными товарами.
Регулирование режима валютного курса является объектом национального и межгосударственного регулирования. В мире существует немало видов режимов валютных курсов, варьирующихся по способам фиксации и включающих фиксированные, смешанные (например, целевая зона, валютный коридор, ползущая фиксация), плавающие валютные курсы.
Диверсификация валютных резервов – политика государств, банков, транснациональных корпораций, направленная на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют с целью обеспечить международные расчеты, проведение валютных интервенций, снизить риски валютных потерь.
Основные положения
и правила в сфере регулировани
Международной организацией, созданной в июле 1944 года для регулирования международных валютно-кредитных отношений, является Международный валютный фонд (далее – МВФ). Официальные цели функционирования МВФ закреплены в Статьях Соглашения о Международном валютном фонде и включают:
§ способствование международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере в рамках постоянно действующего учреждения;
§ содействие расширению и сбалансированному росту международной торговли, способствующего развитию и поддержанию высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развитию производственных ресурсов всех стран-членов, как основных целей экономической политики;
§ поддержание стабильности валют и упорядоченных отношений в валютной сфере, недопущение обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ;
§ оказание помощи в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям платежного баланса между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, затрудняющих рост мировой торговли;
§ предоставление на определенный срок странам-членам средств Фонда, с целью обеспечения возможности корректировки нарушений в равновесии платежных балансов этих стран без обращения к мерам, пагубно сказывающимся на национальном или международном благосостоянии.
Статья VIII («Общие обязательства членов») Соглашения о Международном валютном фонде определяет, что ни одно государство-член этой организации не вводит ограничения на осуществление платежей и переводов по текущим международным операциям без утверждения МВФ. Принятие обязательств по Статье VIII Соглашения не является условием приема в члены Фонда, хотя все его члены должны стремиться к принятию на себя обязательств, налагаемых указанной Статьей. В соответствии со Статьей XIV («Переходные положения»), каждое государство-член МВФ уведомляет последний о намерении воспользоваться переходными положениями данной статьи, а именно сохранять ограничения на платежи и переводы по текущим международным операциям, существовавшие на момент вступления в МВФ. В решении Исполнительного Совета МВФ разъясняется, что «для того, чтобы определить, является ли та или иная мера ограничением в отношении платежей и переводов по текущим операциям в соответствии с разделом 2(а) статьи VIII, следует руководствоваться следующим критерием: является ли эта мера прямым ограничением правительством возможностей для получения или использования валюты как таковой». Так, в соответствии с решениями Исполнительного Совета, не будут являться ограничениями в смысле 2(а) статьи VIII следующие установленные государством меры:
· установление правил об обязательной продаже валютной выручки или ее части, при условии, что существует возможность без существенных затрат и задержек приобрести иностранную валюту на внутреннем валютной рынке;
· обязанность предоставлять органам и/или агентам валютного контроля необходимую информацию по валютным операциям, если подобные действия чрезмерно не затрудняют и не ведут к неоправданным задержкам в осуществлении соответствующих операций;
· ограничения торгового характера, даже в случае, если они устанавливают верхнюю границу платежей иностранному контрагенту;
· обязанность иностранного инвестора реинвестировать в государстве-реципиенте иностранных инвестиций часть полученной от инвестиционной деятельности прибыли.
Статья VIII Соглашения о МВФ также не допускает установления множественных обменных курсов и введения ограниченного режима конвертируемости национальной валюты применительно к текущим международным операциям. Ежегодно МВФ публикует отчет о валютных соглашениях и используемых странами мира валютных ограничениях – Annual Report on Exchange Arrangements and Exchange Restrictions.
Организация экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР), созданная в 1961г., уже более сорока лет оказывает содействие странам-членам в проведении постепенной либерализации сферы валютных отношений. Одной из первых мер, предпринятых ОЭСР, стало принятие Кодекса либерализации текущих невидимых операций и Кодекса либерализации движения капитала. Основной целью ОЭСР в соответствии с указанными документами является проведение странами-членами согласованной политики, направленной на:
§ достижение высоких темпов устойчивого экономического роста и занятости, повышение качества жизни населения стран-членов, наряду с поддержанием финансовой стабильности, и, таким образом, содействие развитию мировой экономики;
§ содействие стабильному экономическому росту стран-членов и стран, не являющихся членами Организации, в процессе экономического развития;
§ содействие расширению мировой торговли на многосторонней, недискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами.
В статье 2 «Меры либерализации» (пункт а) Кодекса либерализации текущих невидимых операций устанавливается, что страны-члены ОЭСР должны предоставлять любые разрешения, необходимые для проведения текущих невидимых операций согласно перечню, приведенному в Кодексе. Перечень текущих невидимых операций приведен в Приложении 2 к настоящей работе. Пункт б) статьи 2 определяет также, что страны-члены могут выдвигать оговорки, касающиеся обязательств, вытекающих из пункта а) указанной статьи. Приложение Б к Кодексу содержит оговорки, которые отдельные страны-члены выдвинули в соответствии с пунктом б) Статьи 2 и которые позволяют соответствующим странам отходить от положений пункта а) Статьи 2.
Информация о работе Валютное регулирование в различных таможенных режимах