Социально-экономическая характеристика отрасли связь и ее структура. Современное состояние отрасли и перспективы ее развития в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:46, лекция

Описание работы

Современный этап развития общества, называемой веком информатизации, предъяв-ляет серьезные требования к развитию связи, от которой зависит своевременная и каче-ственная передача разнообразной информации, необходимой в деловой и личной жизни людей.

Работа содержит 1 файл

Konspekt_lektsy_rus.doc

— 716.50 Кб (Скачать)

 

qисх.пл = уисх.баз* Кн.х * Котр * Чпот

 

где уисх.баз – душевой уровень потребления услуг в базисном (текущем) году. Он рассчитывается путем деления общей величины исходящего платного обмена, ожидаемого в текущем году, на численность потребления данной услуги;

       Кн.х,  Котр – коэффициенты, учитывающие изменение душевых уровней потребления обмена в плановом году соответственно за счет внешних и внутренних факторов;

        Чпот – число потенциальных потребителей данной услуги в плановом году.

 

 

Контрольные вопросы:

 

  1. Дайте определение к услугам связи?
  2. Какими свойствами обладает услуга связи?
  3. Перечислите перечень услуг которые оказывают предприятия связи?
  4. Назовите методы и способы планирования обмена услуг связи?
  5. Назовите методы и способы планирования каналов, канало-часов работы средств связи?
  6. Что значит спрос и предложение на услуги связи?
  7. Назовите основные направления изучения связи?

 

                                 
     

Изучение рынка  услуг связи

   
                                 
                                 
   

Анализ потребителей


   

Изучение рынка


 

Исследование  спроса


   

Анализ условий  конкуренции


   
                 
                                 
   

Сегментация потребителей

   

Оценка отношения  к услуге

 

Анализ существующего спроса

   

Определение конкурентов

   
                 
                                 
   

Выявление главных  потребителей

   

Оценка качественных параметров услуги

 

Изучение изменений спроса

   

Анализ деятельности конкурентов

   
                 
                                 
   

Изучение неудовлетворенных  потребностей

   

Изучение жизненного цикла услуги

 

Выявление и  анализ факторов спроса

   

Выявление преимуществ и недостатков конкурентов

   
                 
                                 
   

Оценка тенденций  изменения потребностей

   

Оценка конкурентоспособности услуги

 

Прогнозирование факторов спроса

   

Оценка емкости  рынка конкурентов

   
                 
                                 
   

Изучение мотивов  изменения потребностей

   

Отношение к  новым услугам

 

Прогнозирование спроса

   

Разработка  мероприятий по повышению конкурентоспособности

   
                 
                                 

 

Рисунок  6 – Основные направления  маркетингового исследования рынка  услуг связи 

 

Лекция №4. Оценка конечных результатов деятельности организаций  связи.

 

Рассматриваемые вопросы:

    1. Сущность доходов связи и методика их определения
    2. Прибыль и рентабельность производства, значение и пути повышения
    3. Налоговая система и ее применение в связи.

 

 

Приступая к изучению темы, студент  должен уяснить значение показателя доходов от основной деятельности предприятия связи, прибыли и финансовых коэффициентов в настоящее время.

Доходы, получаемые предприятиями связи  за весь объем реализованных потребителям услуг по действующим тарифам, принято называть доходами от основной деятельности. Общая сумма доходов от основной деятельности по отрасли связи в целом представляет собой денежное выражение стоимости всего объема реализованных услуг связи.

Доходы  от основной деятельности рассчитываются по следующей формуле:

å Досн =

g ii

-где å Д осн - общая сумма доходов от основной деятельности, тыс.тенге;

       g i- объем i-того вида услуг в натуральном выражении (тыс.шт., кан.-ч, кан.-км );

      Ц i- тариф на  i-тый вид услуг , в тенге;

      n – номенклатура услуг.

Доходы от основной деятельности устанавливаются  по подотраслям связи, а в каждой подотрасли – по источникам доходов. Рассмотрим более подробно методику определения доходов.

Доходы, получаемые за услуги, предоставляемые  в виде каналов связи и соответствующих оконечных устройств (телефонных аппаратов, радиотрансляционных точек), планируются исходя из числа этих каналов (устройств) и арендной или абонементной платы. Доходы, от установок и перестановок телефонных аппаратов и радиоточек зависят от их числа и установочной платы. Итак, доходы ГТС и СТС зависят от среднегодового числа абонентов, числа установок и перестановок, а также от абонементной платы, платы за установки и перестановки, прочих доходов.

Доходы, получаемые в виде арендной платы за предоставляемые в пользование междугородные телефонные и телеграфные каналы, каналы ТВ и ЗВ, рассчитываются в зависимости от протяженности каналов с учетом времени их действия и установленного тарифа.

Доходы в виде почасовой оплаты за работу средств РС, РВ и ТВ, зависят от планируемого времени работы радиопередающих и приемных устройств и величины тарифа за час работы в зависимости от мощности передатчиков.

Часть доходов может формироваться  в виде повременной платы местных  разговоров (при наличии автоматизированного повременного учета стоимости разговоров).

Доходы, получаемые от предоставления разовых услуг связи зависят  от их количества и установленных тарифов.

При планировании доходов от основной деятельности  используются также средние доходные таксы.

Средняя доходная такса характеризует средний доход, поступающий от предоставления от одной укрупненной платной услуги связи. Например, для ММТР тариф установлен не на весь разговор, а на разговор в течение 1 мин. При этом тариф дифференцирован по тарифным зонам (по расстоянию). Кроме того, существует градация льготных тарифов в разное время суток, в выходные дни. Т.о., тариф на осуществление ММТР зависит от нескольких факторов, поэтому планировать доходы конкретно по числу разговоров с учетом их продолжительности, дальности расстояния и других факторов не предоставляется возможным. Ввиду этого пользуются средней величиной доходов, приходящихся на один телефонный разговор, - средней доходной таксой.

Средняя доходная такса «d» не стабильна, и при ее планировании учитывается динамика сложившихся доходных такс за ряд лет и поквартально в текущем году, а также факторы, влияющие на ее изменение (состав клиентуры, структура обмена, платежеспособный спрос и т.д.). С учетом средней доходной таксы планируются доходы, тыс.тенге, получаемые от предоставления разовых услуг связи:

å Досн =

g i*d i

Факторами формирования доходов от основной деятельности в отрасли связи являются g и d. Необходимо изучить причины изменения обмена и средних такс.

Например, на изменение тарифной структуры  исходящего платного обмена оказывают влияние удельный вес срочных отправлений, весовые категории письменной корреспонденции, посылок, словность телеграмм, продолжительность и дальность междугородных, международных разговоров.

Показатели эффективности (производительность, себестоимость, фондоотдача), рассматриваемые ранее на основе объема услуг связи в денежном измерении, определяются также по доходам от основной деятельности.

В отрасли связи существует также  понятие «доходы собственные». В  настоящее время  эта экономическая  категория применяется в основном для филиалов. Так, например, может происходить перераспределение Досн, имеющих высокий уровень рентабельности, внутри АО. Расчетным путем для высокорентабельных предприятий устанавливается коэффициент отчислений доходов в стабилизационный фонд на уровне АО. Доходы, остающиеся при этом на предприятии, называются собственными.

Работа предприятий в условиях рынка приводит к возрастанию  роли ЧД (прибыли). Прибыль выступает не только в качестве главного результата производственно-хозяйственной деятельности, но и источника удовлетворения разнообразных потребностей как самого предприятия, так и общества в целом.

Чистый доход (прибыль) от реализации услуг исчисляют как разницу  между доходами от основной деятельности (или собственными для предприятий где применяется этот показатель)  и затратами.

ЧД= Досн-å Эр

Общая сумма прибыли, получаемая предприятием в результате его производственно-хозяйственной деятельности, включая прибыль от реализации услуг, внереализационных операций, подсобных производств, находящихся на балансе предприятия называется прибылью отчетного периода.

Потч=Преал

П(У)проч
П(У)внереал

Прибыль (убытки), не связанные с  осуществлением основного вида деятельности (предоставление услуг) и входящие в  итоговую прибыль, могут представлять собой результат от продажи излишнего  имущества, предоставления дополнительных услуг, деятельности автобазы, мастерской, разовых работ и т.п.

Прочие доходы могут включать проценты, дивиденды по ценным бумагам, принадлежащим предприятию, доходы от сдачи имущества в аренду, санкции должников за нарушение хозяйственных договоров, положительные курсовые разницы по валютным счетам и т.д.

Внереализационные и прочие расходы, вычитаемые при определении прибыли  отчетного периода, включают убытки от списания безнадежных долгов, некоторые виды налогов (например, на имущество предприятий), отрицательные курсовые разницы по операциям с валютой.

Важной задачей управления предприятием и финансового менеджмента является рациональное распределение прибыли. Предприятие, получившее прибыль, обязано часть ее перечислить в бюджет в виде налога. Существует ряд льгот по налогообложению прибыли. Прибыль, подлежащая налогообложению, уменьшается на суммы: средств, направленных на КВ (при условии полного использования начисленной амортизации); затрат на содержание социальной сферы на балансе предприятия (в пределах нормативов); взносов на благотворительные цели и ряд других. Однако общая сумма налоговых льгот, предоставляемых предприятию, не должно уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без льгот, более чем на 50%.

Фонд накопления представляет собой источник средств хозяйствующего субъекта для создания нового имущества, приобретения основных фондов, оборотных средств и т.п. За счет чистой прибыли, направляемой на социальные нужды коллектива, могут финансироваться единовременные поощрения работников, материальная помощь, расходы по предоставлению питания бесплатно или по льготным ценам, оплата жилья, оплата проезда к месту работы, оздоровительные мероприятия, оплата медицинских услуг, содержание социальной сферы и др. Чистая прибыль может расходоваться на выплату процентов по кредитам и займам, на уплату штрафных санкций, наложенных налоговой инспекцией, и т.д. И наконец, из чистой прибыли предприятие выплачивает доходы (проценты, дивиденды) по своим ценным бумагам.

 

Налоговая система и ее применение в связи.

 

Одной из наиболее важных форм управления рыночной экономической является государственное  налоговое регулирование. Экономический  механизм системы налогообложения может достигнуть поставленной цели, если он будет обеспечивать:

  • равные экономические условия для всех предприятий любых организационно-правовых форм;
  • заинтересованность предпринимателей в получении доходов;
  • заинтересованность предприятий через налоговые ставки, систему льгот и поддержки в насыщении товарами и услугами потребительского рынка, модернизации и развитии производства, решении насущных социальных задач;

Налоги подразделяются по объектам налогообложения, по источникам уплаты, а также на прямые и косвенные. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы, а все остальные относятся к прямым налогам. В РК действуют общегосударственные налоги и сборы, которые являются регулирующими источниками государственного бюджета РК суммы отчислений по ним поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном в законе РК о республиканском бюджете на очередной год, и местные  налоги и сборы, являющиеся доходными источниками местных бюджетов.

Общегосударственные налоги и сборы:

  1. подоходный налог с юридических и физических лиц
  2. НДС
  3. акцизы
  4. сбор за регистрацию эмиссии ценных бумаг
  5. специальные платежи и налоги недропользователей
  6. социальный налог
  7. сбор за соцобеспечение
  8. сборы за проезд автотранспортных средств по территории РК.

 

Местные налоги и сборы:

  1. земельный налог
  2. налог на имущество юридических и физических лиц
  3. налог на транспортные средства
  4. сбор за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и юридических лиц
  5. сборы за право занятия отдельными видами деятельности
  6. сборы с аукционных продаж
  7. сбор за использование юридическими и физическими лицами символики городов Алматы, Астана в их фирменных наименованиях, знаках обслуживания, товарных знаках.

Информация о работе Социально-экономическая характеристика отрасли связь и ее структура. Современное состояние отрасли и перспективы ее развития в РК