Социально-экономическая характеристика отрасли связь и ее структура. Современное состояние отрасли и перспективы ее развития в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:46, лекция

Описание работы

Современный этап развития общества, называемой веком информатизации, предъяв-ляет серьезные требования к развитию связи, от которой зависит своевременная и каче-ственная передача разнообразной информации, необходимой в деловой и личной жизни людей.

Работа содержит 1 файл

Konspekt_lektsy_rus.doc

— 716.50 Кб (Скачать)

 

Лекция №2. Основы управления и планирования в отрасли связи.

 

Рассматриваемые вопросы:

  1. Сущность и значение управления. Принципы и методы управления.
  2. Организация управления в отрасли связи в РК.
  3. Роль и значение планирования в управлении производством.

 

Одним из направлений  в системе управления связью в  рыночных отношениях структурная перестройка  в отрасли, т.е. сформировались государственные и негосударственные сферы связи. Основной задачей такого разделения отрасли была потребность в полной мере задействован имеющийся рыночный потенциал отрасли с целью стабилизации ее финансового положения и активизации инвестиции в ее развитие.

Т.о., целью управления (регулирования) в отрасли связи является обеспечение бесперебойного и качественного функционирования средств и сетей связи в интересах всех категорий потребителей и на всей территории республики. Способ реализации управленческой деятельности называется методом управления (регулирования). Методы управления:

  1. Организационно-административные методы. Эти методы находят отражение в нормативно-законодательном (правовом) обеспечении функционирования отрасли и включают в себя: положения и нормы международного права, международного договора и соглашения, законодательства Казахстана, Указы и распоряжения Правительства, ведомственные нормативные акты.
  2. Экономические методы, позволяющие воздействовать на участников производственного процесса через налоговую, кредитную, тарифную, таможенную политику и другие рычаги макроэкономического свойства. На уровне микроэкономики, т.е. на предприятии, указанные методы реализуются через распределение доходов, установление зарплаты, внутреннюю систему наказания, поддержки и стимулирования работников предприятия  (премии, ссуды, штрафы идр)
  3. Социально-психологические методы, отличающиеся многообразием в своих проявлениях и преследующие 2 цели: первая - это создание на предприятии и в отрасли целом социально-психологического климата, способствующего выполнению целей, поставленных перед системой управления. В качестве примеров реализации указанных методов можно привести следующее: освещение передового опыта работы в отраслевой прессе, развитие социальной сферы на предприятии связи. Вторая цель – подготовка, подбор и расстановка работников, реализуемая посредством методов обучения и управления персоналом (тесты, социологические исследования и др.)

В основе организации  управления и регулирования в  отрасли связи лежит «иерархическая» (пирамида) определяющая подчиненность  одних звеньев управления другим. Органом управления в отрасли связи в РК являются: руководящий орган предприятий электро и радиосвязи АО «Казахтелеком». Правительство РК контролирует АО «Казахтелеком», т.к. в их уставном капитале есть доля государства в размере контрольного пакета акций.

К органам регулирования  деятельности в связи можно отнести: правительство РК, органы исполнительной власти.

Органы управления призваны выполнять следующие основные функции: исследовательские и проектные, нормативные и плановые, организационные и координирующие (определение структуры производства и управления, подбор и расстановка руководящих кадров, оперативное руководство, организация материально-технического снабжения, капитального строительства, учетно-контрольные и аналитические (организация системы учета, отчетности, анализ результатов хоздеятельности).

Ключевым органом в  системе управления и регулирования  в отрасли связи является Министерство транспорта и телекоммуникации. Органы контроля и координации: орган контроля за деятельностью операторов связи, создается специальная Госкомиссия  по распределению радиочастот.

Функции органов регулирования: законотворчество, формирование и реализация единой политики в области связи, определение мер и методов воздействия на предприятие отрасли.

 

 

Основы планирования в отрасли связи.

 Планирование – это комплекс работ по разработке и организации выполнения планов отрасли, подотрасли или предприятия. Сущность планирования заключается в том, что оно является средством предвидения хода развития производства.

В условиях рыночной экономики  планирование не только теряет своей  актуальности, но и становится ключевой функцией управления производством. Опираясь на результаты изучения рынка, оно способствует его формированию и развитию на основе сочетания  стратегического и маркетингового планирования, рыночного ценообразования и системы доведения товаров и услуг до потребителей.

При разработке планов развития средств связи необходимо соблюдение определенных пропорции:

  1. Пропорция между развитием средств связи и производительных сил страны. Закономерность пропорционально – опережающего развития связи известна давно в виде зависимости телефонной плотности «n» от валового национального продукта Qвнп, приходящегося на душу населения.

Телефонная плотность  – интегральный показатель развития связи любой страны. Она показывает число основных телефонных аппаратов, приходящихся на 100 жителей, но в целом  отражает состояние развития связи.

Именно поэтому Международный валютный фонд относит n к ключевым экономическим показателям. Диаграмма Джиппа отражает не только состояние развития сети, но и благосостояние жителей республики, поскольку душевой валовый общественный продукт равен годовому доходу, приходящемуся в среднем на одного человека. Эта пропорция может быть положена в основу для планирования развития связи на перспективу.

  1. Пропорция между подотраслями связи. Это-пропорция между развитием сети МТС и местной телефонной связи (ГТС и СТС).
  2. Пропорция между отдельными звеньями сети связи. Здесь имеются в виду пропорции между магистральной и внутризоновой составляющими или между станционными и линейными сооружениями сети.

Традиционно при разработке планов использовались и продолжают применяться такие методы, как  балансовый, нормативный, метод экономического анализа, экспертные методы. Наиболее перспективными являются экономико-математические методы, которые в сочетании с широким применением вычислительной техники дают возможность перейти к вариантному планированию, а затем к оптимальному. Экономико-математические модели планирования развивают систему научных исследований, направленных на выявление тенденций развития связи, а результаты моделирования способствуют выработке экономической стратегии на определенный период. Модели планирования могут отражать экономические процессы, обладающие большой инерционностью (так называемые модели пассивного прогноза), а могут базироваться на принципах экономической динамики, учитывающей возможность определенного воздействия на ход экономических процессов (модели активного прогнозирования). В решении задач экономического планирования различают два подхода:

  1. Разработка моделей развития по имеющейся информации, т.е. по принципу от прошлого к будущему.
  2. Разработка моделей, в которых определены будущие ориентиры, на основе которых по специальным алгоритмам осуществляется движение к настоящему. Именно этот класс моделей адекватен системе стратегического планирования.

Надо отметить, что  в отрасли связи накоплен определенный опыт разработки экономико-математических моделей для целей планирования, и в первую очередь балансовых моделей, увязывающих объемы услуг и необходимые для их удовлетворения ресурсы. Упрощенно одна из таких моделей выглядит следующим образом:

ntht = Фt;

ntbt = Tt;

ntmt = Mt,

где nt – показатель телефонной плотности, т.е. число телефонных аппаратов, приходящихся на 100 (или на 1000) человек;

        Фt – стоимость основных производственных фондов;

         Tt – численность работников;

         Mt – стоимость материальных ресурсов;

          ht – норматив фондоемкости;

          bt – норматив трудоемкости;

          mt – норматив материалоемкости.

 

В условиях рыночной экономики  меняется система планов в отрасли. Если раньше действовала централизованная система планирования (в соответствии с которой разработка планов осуществлялась на основе «контрольных цифр», доводимых до  предприятия от вышестоящих органов управления), то в настоящее время каждое предприятие разрабатывает планы самостоятельно.

В рамках маркетинговой  концепции управления различают 2 вида планирования:

стратегическое, намечающее долгосрочные направления деятельности отрасли, подотрасли или предприятия;

маркетинговое, основой которого является бизнес-план предприятия, разрабатываемый, как правило, на год и представляющий собой программу производственной деятельности на этот период.

Сущность стратегического  планирования состоит в разработке стратегий и путей (методов) их реализации. Стратегическое планирование приходит на смену долгосрочному, существующему долгое время в системе централизованно разрабатываемых планов. При разработке долгосрочных планов обычно анализировались сложившиеся тенденции изменения (как правило, роста) экономических показателей, выявленные на основе анализа данных ряда предшествующих периоду планирования лет, а затем путем экстраполяции производилась оценка этих показателей на будущее. В системе стратегического планирования отсутствует предположение о том, что будущее обязательно лучше, и, кроме того, меняется исходный принцип планирования, который можно сформулировать таким образом: от будущего к настоящему.

Стратегическое планирование можно представить как последовательность ряда этапов рисунок 5.

Для разработки стратегии  развития необходим анализ экономического положения отрасли предприятия, целью которого является выявление факторов, влияющих на развитие и определение места, занимаемого на рынке. Влияющие факторы подразделяют на внутренние и внешние.

 

 


 


 


 


 

 

 


 



 

 

 

Рисунок 5.- Этапы стратегического  планирования

 

К внутренним факторам относятся существующая на предприятии организационная структура и система управления, зарубежные партнеры и внутренние поставщики, а к внешним – дефицит ресурсов, динамика цен на материалы и электроэнергию, число потребителей и их структура. Одним из важных моментов такого анализа является оценка плановой деятельности на соответствие действующей системы планирования требованиям дальнейшего развития.

При стратегическом планировании различают 3 вида результатов:

«идеал» - предельно возможный результат, к которому следует стремиться;

«цель» - результат, достижимый в течение  предсказуемого периода;

«подцель» или «задача» - результат, который достигается за определенное время.

Каждому виду результатов присущ конкретный тип планирования. Первому виду результатов  соответствует нормативное планирование, второму – стратегическое, а третьему – тактическое планирование. После того как сформирована глобальная цель – вывод предприятия из убыточных в рентабельные, прибыльность, доходность и т.д., она разлагается на совокупность подцелей, для реализации которых вырабатываются собственные стратегии; конкурентоспособность, увеличение объема реализации услуг, снижение затрат, внедрение новых технологий и т.д.

Центральной проблемой стратегического  планирования является разработка технологической стратегии. Все остальные виды стратегий так или иначе связаны с технологической, дополняют ее, а в совокупности определяют содержание стратегического плана.

Технологическую стратегию составляют: анализ сложившегося научно-технического уровня производства; разработка специальных мер для отбора технологий, обеспечивающих конкурентоспособную продукцию; разработка специальных мер для отбора технологий, обеспечивающих конкурентоспособную продукцию; разработка конкретных действий на основе стратегических решений в области технологического развития. При выработке технологической стратегии необходима ее оценка с позиций финансово-экономических целей предприятия.

Задача технологической стратегии  состоит  в создании новых продуктов (услуг), способных принести предприятию необходимую прибыль.

Исходной точкой применения метода является количественная оценка результатов, которые необходимо достичь, - требуемый  уровень спроса, определенный по результатам  маркетинговых исследований (и соответствующая  ему прибыль). После этого рассчитываются ожидаемые результаты деятельности предприятия в рамках существующего рынка потребителей, действующей номенклатуры услуг и организации управления на предприятии. Ожидаемый уровень можно оценить на основе экстраполяций сложившихся тенденций развития.

В современной экономической теории бизнес-план (БП) используется для выполнения нескольких функций:

разработки концепции  производства. Эта функция особенно важна в период создания нового предприятия или в моменты обоснования новых направлений деятельности для существующих предприятий;

привлечения денежных средств  (ссуды или кредиты), без которых в настоящее время практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект. Однако банки предоставляют кредит только при наличии у заемщика определенных гарантий, одной из которых является наличие обоснованного БП;

привлечения к реализации планов партнеров (потенциальных), которые могут вложить или собственные средства, или собственные технологии.

В целом БП представляет собой, с одной стороны, серьезный аналитический документ, а с другой  - это своеобразная форма рекламы, особенно, как уже отмечалось выше, в случаях, когда он разрабатывается для обоснования новых направлений деятельности (или новых предприятий).

БП состоит из ряда разделов, каждый из которых включает в себя определенную систему показателей (см. ниже рисунок).

Каждый раздел БП можно рассматривать  как отдельную подсистему с присущей ей функцией развития производства. Эти  функции и присущие им тенденции  изменения надо знать, чтобы иметь возможность оказывать на них воздействие.

Информация о работе Социально-экономическая характеристика отрасли связь и ее структура. Современное состояние отрасли и перспективы ее развития в РК