Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:46, лекция
Современный этап развития общества, называемой веком информатизации, предъяв-ляет серьезные требования к развитию связи, от которой зависит своевременная и каче-ственная передача разнообразной информации, необходимой в деловой и личной жизни людей.
Лекция №2. Основы управления и планирования в отрасли связи.
Рассматриваемые вопросы:
Одним из направлений в системе управления связью в рыночных отношениях структурная перестройка в отрасли, т.е. сформировались государственные и негосударственные сферы связи. Основной задачей такого разделения отрасли была потребность в полной мере задействован имеющийся рыночный потенциал отрасли с целью стабилизации ее финансового положения и активизации инвестиции в ее развитие.
Т.о., целью управления (регулирования) в отрасли связи является обеспечение бесперебойного и качественного функционирования средств и сетей связи в интересах всех категорий потребителей и на всей территории республики. Способ реализации управленческой деятельности называется методом управления (регулирования). Методы управления:
В основе организации
управления и регулирования в
отрасли связи лежит «иерархиче
К органам регулирования деятельности в связи можно отнести: правительство РК, органы исполнительной власти.
Органы управления призваны выполнять следующие основные функции: исследовательские и проектные, нормативные и плановые, организационные и координирующие (определение структуры производства и управления, подбор и расстановка руководящих кадров, оперативное руководство, организация материально-технического снабжения, капитального строительства, учетно-контрольные и аналитические (организация системы учета, отчетности, анализ результатов хоздеятельности).
Ключевым органом в системе управления и регулирования в отрасли связи является Министерство транспорта и телекоммуникации. Органы контроля и координации: орган контроля за деятельностью операторов связи, создается специальная Госкомиссия по распределению радиочастот.
Функции органов регулирования: законотворчество, формирование и реализация единой политики в области связи, определение мер и методов воздействия на предприятие отрасли.
Основы планирования в отрасли связи.
Планирование – это комплекс работ по разработке и организации выполнения планов отрасли, подотрасли или предприятия. Сущность планирования заключается в том, что оно является средством предвидения хода развития производства.
В условиях рыночной экономики планирование не только теряет своей актуальности, но и становится ключевой функцией управления производством. Опираясь на результаты изучения рынка, оно способствует его формированию и развитию на основе сочетания стратегического и маркетингового планирования, рыночного ценообразования и системы доведения товаров и услуг до потребителей.
При разработке планов развития средств связи необходимо соблюдение определенных пропорции:
Телефонная плотность – интегральный показатель развития связи любой страны. Она показывает число основных телефонных аппаратов, приходящихся на 100 жителей, но в целом отражает состояние развития связи.
Именно поэтому Международный валютный фонд относит n к ключевым экономическим показателям. Диаграмма Джиппа отражает не только состояние развития сети, но и благосостояние жителей республики, поскольку душевой валовый общественный продукт равен годовому доходу, приходящемуся в среднем на одного человека. Эта пропорция может быть положена в основу для планирования развития связи на перспективу.
Традиционно при разработке планов использовались и продолжают применяться такие методы, как балансовый, нормативный, метод экономического анализа, экспертные методы. Наиболее перспективными являются экономико-математические методы, которые в сочетании с широким применением вычислительной техники дают возможность перейти к вариантному планированию, а затем к оптимальному. Экономико-математические модели планирования развивают систему научных исследований, направленных на выявление тенденций развития связи, а результаты моделирования способствуют выработке экономической стратегии на определенный период. Модели планирования могут отражать экономические процессы, обладающие большой инерционностью (так называемые модели пассивного прогноза), а могут базироваться на принципах экономической динамики, учитывающей возможность определенного воздействия на ход экономических процессов (модели активного прогнозирования). В решении задач экономического планирования различают два подхода:
Надо отметить, что в отрасли связи накоплен определенный опыт разработки экономико-математических моделей для целей планирования, и в первую очередь балансовых моделей, увязывающих объемы услуг и необходимые для их удовлетворения ресурсы. Упрощенно одна из таких моделей выглядит следующим образом:
ntht = Фt;
ntbt = Tt;
ntmt = Mt,
где nt – показатель телефонной плотности, т.е. число телефонных аппаратов, приходящихся на 100 (или на 1000) человек;
Фt – стоимость основных производственных фондов;
Tt – численность работников;
Mt – стоимость материальных ресурсов;
ht – норматив фондоемкости;
bt – норматив трудоемкости;
mt – норматив материалоемкости.
В условиях рыночной экономики меняется система планов в отрасли. Если раньше действовала централизованная система планирования (в соответствии с которой разработка планов осуществлялась на основе «контрольных цифр», доводимых до предприятия от вышестоящих органов управления), то в настоящее время каждое предприятие разрабатывает планы самостоятельно.
В рамках маркетинговой концепции управления различают 2 вида планирования:
стратегическое, намечающее долгосрочные направления деятельности отрасли, подотрасли или предприятия;
маркетинговое, основой которого является бизнес-план предприятия, разрабатываемый, как правило, на год и представляющий собой программу производственной деятельности на этот период.
Сущность стратегического планирования состоит в разработке стратегий и путей (методов) их реализации. Стратегическое планирование приходит на смену долгосрочному, существующему долгое время в системе централизованно разрабатываемых планов. При разработке долгосрочных планов обычно анализировались сложившиеся тенденции изменения (как правило, роста) экономических показателей, выявленные на основе анализа данных ряда предшествующих периоду планирования лет, а затем путем экстраполяции производилась оценка этих показателей на будущее. В системе стратегического планирования отсутствует предположение о том, что будущее обязательно лучше, и, кроме того, меняется исходный принцип планирования, который можно сформулировать таким образом: от будущего к настоящему.
Стратегическое планирование
можно представить как
Для разработки стратегии развития необходим анализ экономического положения отрасли предприятия, целью которого является выявление факторов, влияющих на развитие и определение места, занимаемого на рынке. Влияющие факторы подразделяют на внутренние и внешние.
Рисунок 5.- Этапы стратегического планирования
К внутренним факторам относятся существующая на предприятии организационная структура и система управления, зарубежные партнеры и внутренние поставщики, а к внешним – дефицит ресурсов, динамика цен на материалы и электроэнергию, число потребителей и их структура. Одним из важных моментов такого анализа является оценка плановой деятельности на соответствие действующей системы планирования требованиям дальнейшего развития.
При стратегическом планировании различают 3 вида результатов:
«идеал» - предельно возможный результат, к которому следует стремиться;
«цель» - результат, достижимый в течение предсказуемого периода;
«подцель» или «задача» - результат, который достигается за определенное время.
Каждому виду результатов присущ конкретный тип планирования. Первому виду результатов соответствует нормативное планирование, второму – стратегическое, а третьему – тактическое планирование. После того как сформирована глобальная цель – вывод предприятия из убыточных в рентабельные, прибыльность, доходность и т.д., она разлагается на совокупность подцелей, для реализации которых вырабатываются собственные стратегии; конкурентоспособность, увеличение объема реализации услуг, снижение затрат, внедрение новых технологий и т.д.
Центральной проблемой стратегического планирования является разработка технологической стратегии. Все остальные виды стратегий так или иначе связаны с технологической, дополняют ее, а в совокупности определяют содержание стратегического плана.
Технологическую стратегию составляют: анализ сложившегося научно-технического уровня производства; разработка специальных мер для отбора технологий, обеспечивающих конкурентоспособную продукцию; разработка специальных мер для отбора технологий, обеспечивающих конкурентоспособную продукцию; разработка конкретных действий на основе стратегических решений в области технологического развития. При выработке технологической стратегии необходима ее оценка с позиций финансово-экономических целей предприятия.
Задача технологической
Исходной точкой применения метода является количественная оценка результатов, которые необходимо достичь, - требуемый уровень спроса, определенный по результатам маркетинговых исследований (и соответствующая ему прибыль). После этого рассчитываются ожидаемые результаты деятельности предприятия в рамках существующего рынка потребителей, действующей номенклатуры услуг и организации управления на предприятии. Ожидаемый уровень можно оценить на основе экстраполяций сложившихся тенденций развития.
В современной экономической
разработки концепции производства. Эта функция особенно важна в период создания нового предприятия или в моменты обоснования новых направлений деятельности для существующих предприятий;
привлечения денежных средств (ссуды или кредиты), без которых в настоящее время практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект. Однако банки предоставляют кредит только при наличии у заемщика определенных гарантий, одной из которых является наличие обоснованного БП;
привлечения к реализации планов партнеров (потенциальных), которые могут вложить или собственные средства, или собственные технологии.
В целом БП представляет собой, с одной стороны, серьезный аналитический документ, а с другой - это своеобразная форма рекламы, особенно, как уже отмечалось выше, в случаях, когда он разрабатывается для обоснования новых направлений деятельности (или новых предприятий).
БП состоит из ряда разделов, каждый из которых включает в себя определенную систему показателей (см. ниже рисунок).
Каждый раздел БП можно рассматривать как отдельную подсистему с присущей ей функцией развития производства. Эти функции и присущие им тенденции изменения надо знать, чтобы иметь возможность оказывать на них воздействие.