Социально-экономическая характеристика отрасли связь и ее структура. Современное состояние отрасли и перспективы ее развития в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:46, лекция

Описание работы

Современный этап развития общества, называемой веком информатизации, предъяв-ляет серьезные требования к развитию связи, от которой зависит своевременная и каче-ственная передача разнообразной информации, необходимой в деловой и личной жизни людей.

Работа содержит 1 файл

Konspekt_lektsy_rus.doc

— 716.50 Кб (Скачать)

Разработка БП на предприятии связи  начинается с раздела «Объем услуг». Именно для этого раздела необходимы в полном объеме результаты, полученные при изучении спроса на услуги связи. Затем необходимо определить показатели развития на следующий год:

КВ (если прогнозируемый спрос нельзя удовлетворить, располагая существующими на предприятии производственными мощностями);

Источники финансирования КВ;

Стоимость вводимых ОПФ;

Прирост численности штата.

При разработке раздела «Развитие» надо использовать результаты оценки маркетинговых возможностей предприятия. На основе этих расчетов планируются другие разделы и показатели БП.

В разделе «Прибыль» рассчитываются такие показатели, как балансовая прибыль, налоги (в соответствии с действующей системой налогооблажения), прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия.

В разделе «Эффективность производства»  определяются: рост производительности труда; снижение себестоимости продукций; рост фондоотдачи и фондовооруженности; рентабельность; показатели использования заемных средств; коэффициент прибыльности и ряд других показателей.

Обязательным разделом БП является раздел «Конкуренция». Существующая (на момент разработки БП) на рынке услуг  связи конкуренция оказывает существенное влияние на такие показатели, как прибыль и рентабельность, качество услуг и ряд других.

В разделе «Конкуренция» приводятся все данные о существующих на рынке  данного вида услуг конкурентах: номенклатура предоставляемых ими услуг; качество этих услуг; тарифы на услуги; политика в области ценообразования; уровень рентабельности.

При разработке БП (и особенно для  обоснования новых направлений  деятельности) устанавливается степень  риска мероприятия, показателем  которого является вероятность определенного уровня потерь.  

 

 

Контрольные вопросы:

 

  1. Назовите основные принципы управления в отрасли связи?
  2. Назовите основные методы управления?
  3. Начертите схему организации управления (регулирования) в отрасли связи?
  4. Назовите органы управления в отрасли связи в РК?
  5. Назовите органы контроля и координации деятельности в области связи?
  6. Назовите органы регулирования деятельности в связи в РК?
  7. Дайте определение процессу планирования в связи?
  8. Назовите виды и методы планирования?

 

Лекция 3. Услуги связи и их планирование.

 

Рассматриваемые вопросы:

  1. Экономическая характеристика и классификация услуг связи
  2. Исследование рынка услуг связи и прогнозирование спроса
  3. Определение объема услуг в бизнес-планах предприятий связи

 

 

Предприятия связи предоставляют  потребителям – населению и деловому сектору – более 200 видов различных услуг связи (междугородные телефонные разговоры, передача и доставка телеграмм, радиоточки и телефонные аппараты и т.д.).

В силу существования одной из особенностей связи – незаконченности производственного процесса в рамках одного предприятия (при предоставлении междугородных или международных услуг) в процессе передачи сообщений принимают участие несколько предприятий связи.

В ряде подотраслей связи, таких  как местная телефонная  связь, радиофикация, радиовещание и ТВ, в производственном процессе по передаче информации принимает участие только одно предприятие связи, полностью осуществляя объем работ связанный с предоставлением соответствующих услуг. Т.о., услуга связи – это конечный полезный результат производственной деятельности подотрасли по передаче информации (например, состоявшиеся МТР).

На основании числа услуг  рассчитывается такой важный показатель, как доходы от основной деятельности, которые в свою очередь являются основой основой для расчета прибыли, рентабельности, производительности  труда и т.д.

Услуга связи обладает стоимостью и потребительной стоимостью. Стоимость  ее определяется необходимыми затратами, связанными с передачей информации, и включает в себя себестоимость  и прибыль. Потребительная стоимость выражается в полезном эффекте каждого вида услуг, удовлетворяющего конкретные потребности абонентов (население и делового сектора) в передаче различного рода информации.

Нагрузкой называется число сообщений, поступивших на предприятие связи (или его цех, рабочее место) за определенный период времени – час, сутки, месяц. Обмен – это фактически переданные сообщения за тот же период времени. Как правило, данные величины не совпадают (нагрузка больше обмена).

Предприятия связи работают в условиях неравномерно поступающей нагрузки. Неравномерность поступления нагрузки по часам суток и дням недели связана с режимом деловой и личной жизни людей и в определенной степени с режимом работы предприятий связи. Неравномерность поступления нагрузки по месяцам года объясняется сезонными факторами, периодами отпусков, праздничными днями. Изучение колебаний и характера нагрузки позволяет правильно рассчитать необходимый объем оборудования, численность работников и в конечном счете организовать производственный процесс таким образом, чтобы даже в часы наибольшей нагрузки (ЧНН) спрос на услуги связи удовлетворялся в установленные сроки и с должным качеством.

Для характеристики неравномерности  нагрузки на предприятиях связи рассчитываются так называемые коэффициенты концентрации нагрузки (часовые, суточные). На практике наибольшее значение имеет коэффициент концентрации нагрузки в ЧНН (Кчнн), с помощью которого рассчитывают пропускную способность каналов связи:

Кчнн = qчнн / qсут,

Где qчнн – нагрузка в ЧНН;

        qсут – нагрузка за сутки.

Неравномерность нагрузки имеет значение только для тех предприятий связи, которые осуществляют передачу единичных сообщений (телеграфы, МТС)

Номенклатура услуг  связи – это перечень наименований видов услуг, предоставляемых потребителям и оплачиваемых по установленным тарифам.

В планово-экономической работе предприятий  связи используются различные измерители услуг. Натуральные измерители являются единицами измерения потребительной стоимости. Например, для соответствующей подотрасли связи это число часов ТВ и т.д. Для предприятий связи натуральные показатели одновременно отражают этап производственного процесса: число исходящих, входящих или транзитных телеграмм, ММТР и т.д.

Учет услуг связи в натуральном  выражении является самым простым, но, как любой другой натуральный измеритель, он имеет такой недостаток, как невозможность соизмерения различных потребительных стоимостей. Поэтому наиболее распространенным измерителем является стоимостной (или денежный), который позволяет все разнообразие услуг выразить в едином измерителе – тенге.

С точки зрения методики расчетов различают 3 группы показателей услуг, выраженных:

Обменом (числом телеграмм, междугородних  и международных телефонных разговоров);

Каналами связи, предоставляемыми в длительное пользование потребителям (телефонные аппараты местной телефонной связи, радиотрансляционные точки);

Числом канало-часов работы средств  РС, радио- и телевизионного вещания, космической связи.

При планировании обмена (за основу берется  исходящий платный обмен) вначале определяется ожидаемое выполнение за текущий год.. Эта процедура осуществляется на основе анализа за первое и второе полугодия ряда предыдущих лет (как правило, 3-4 года). Сопоставляя имеющиеся данные, рассчитывают коэффициенты изменения обмена по полугодиям, среднее значение указанного коэффициента и на его основе – величину ожидаемого обмена за второе полугодие текущего года в целом.

Обмен на планируемый год рассчитывается как произведение величины обмена, ожидаемого в текущем году (qм), и среднегодового коэффициента изменения обмена ( ):

qпл = qм *

Расчет на основании средней  геометрической (какой является коэффициент  ) возможен только тогда, когда на протяжении анализируемого периода происходит либо непрерывный рост, либо непрерывное снижение обмена. Если анализируемый ряд состоит из данных, которые показывают в одни годы рост, а в другие снижение, то в этом случае расчет с экономической точки зрения некорректен.

Возможны и другие подходы для  планирования обмена. Например, число  ММТР можно рассчитать исходя из числа  ММТР, приходящихся на один телефонный аппарат местной телефонной сети (этот показатель, в свою очередь, можно  определить на планируемый год методом экстраполяции), и планируемого числа аппаратов.

На предприятиях РС, РВ, ТВ и СС план по объему услуг в натуральном  выражении зависит от числа часов  работы передающих средств (передатчиков и сложных антенных сооружений), которые в свою очередь определяется договорами с арендаторами. Основными арендаторами средств РВ и ТВ являются Государственные и альтернативные ТВ и РВ компании, а средств РС – сотовые компании, телеграфные агентства, метеослужба. На основании заключенных договоров рассчитывается число канало-часов работы технических средств за год (дифференцированно, по оборудованию различной мощности).

 

Изучение потребителей и рынка услуг связи в рамках маркетинговой деятельности предприятий

 

В условиях рыночной экономики эффективная работа предприятий невозможна без ориентации на максимальное удовлетворение спроса на создаваемую продукцию и услуги. Поэтому одним из важнейших аспектов деятельности предприятий становится исследование рынка услуг связи, главная цель которого состоит в оценке существующей ситуации (конъюнктуры), сложившейся на рынке, и разработке прогноза его развития на перспективу.

Под рынком услуг связи в общем случае понимается совокупность экономических отношений по поводу производства и потребления услуг, а также механизм взаимодействия между производителями услуг и их потребителями, основанный на отношении спроса и предложения.

Многономенклатурный характер производства в телекоммуникационном секторе  обусловливает правомерность использования  понятия «рынок услуг» применительно к отдельным подотраслям и конкретным услугам, которые в совокупности и образуют общий рынок услуг связи. Так, рынок услуг электросвязи делится на более мелкие рынки (телеграфной, международной и междугородной телефонной связи, местной телефонной связи и др.), в рамках каждого из которых могут быть выделены сегменты или самостоятельные так называемые товарные рынки, характеризующие соотношение спроса и предложения на конкретные услуги.

Независимо от отнесения конкретного  рынка услуг связи к какой-либо групп, основополагающими категориями каждого из них являются спрос и предложение.

Спрос – это потребность, ограниченная платежеспособностью. Спрос на услуги связи – это готовность пользователей оплатить определенное число услуг конкретного вида с учетом  действующих тарифов. Предложение услуг связи – это число услуг определенного вида и качества, которое предприятие может предоставить пользователям исходя из своих производственных возможностей. Соотношение между спросом и предложением зависит от множества взаимозависимых факторов, которые определяют текущее состояние рынка услуг связи и формируют закономерности его развития.

Комплексное исследование рынка требует  значительных затрат времени и денежных средств, так как оно сопряжено со сбором и обработкой большого объема информации о состоянии внутренней и внешней среды, в которой предприятие осуществляет свою коммерческую деятельность. Наиболее общие направления изучения рынка услуг связи с выделением в них важнейших этапов исследования представлены на рисунке 6.

Анализ потребителей должен начинаться с  сегментации рынка по сферам применения услуг, поскольку запросы и приверженность к конкретным услугам, так же как интенсивность пользования ими, существенно различается по группам абонентов.

Изучение услуг подразумевает оценку соответствия их потребительских свойств требованиям, предъявляемым клиентами как к традиционным, так и вновь вводимым на рынок услугам. Эти данные необходимы для проведения работ по улучшению качества услуг и качества обслуживания с целью активизации спроса, а также своевременному определению требуемых технико-технологических и организационных изменений и необходимых для этого ресурсов.

Исследование спроса должно начинаться с определения текущего потребления  услуг связи, его динамики и тенденций.

Необходимость анализа конкуренции  на рынке услуг связи обусловлена  появлением значительного числа телекоммуникационных компаний различных форм собственности, имеющих лицензии на операторскую деятельность и присоединенных к сети общего пользования

При определении объема услуг в  форме обмена исходной базой является достигнутый уровень их потребления. С этой целью рассчитываются душевые уровни потребления каждого вида услуг на основе общей величины исходящего платного обмена в текущем (базисном) году и числа его потенциальных потребителей.

Если в процессе анализа динамики конкретного вида обмена за ряд предыдущих периодов (2-3 года) установлена устойчивая тенденция роста или снижения объема услуг, то на плановый год его  величина может быть определена на основе экстраполяции тренда, т.е. расчета среднегодового за исследуемый период темпа изменения обмена. В этом случае величина исходящего платного обмена, ожидаемого в текущем году, умножается на среднегодовой темп изменения данного вида обмена за предыдущие годы. Следует отметить, что такой укрупненный расчет лишь косвенно через сложившийся объем потребления отражает влияние факторов, определяющих спрос. Поэтому для получения более точных и объективных данных на этапе определения объема услуг в форме обмена следует изучать и оценивать основные внешние и внутренние факторы, изменение которых в плановом году может оказать наибольшее влияние на потребление услуг. При таком подходе исходящий платный обмен на плановый год (qисх.пл) может быть определен по следующей формуле:

Информация о работе Социально-экономическая характеристика отрасли связь и ее структура. Современное состояние отрасли и перспективы ее развития в РК