Бюджетный процесс в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:03, реферат

Описание работы

На всех стадиях финансовой деятельности осуществляется финансовый контроль. В последнее время этот процесс значительно расширился. Ему подлежат все предприятия, организации, учреждения всех форм собственности.
Именно понятие ФК нельзя определить однозначно, поскольку он является частью государственного управления и является инструментом реализации политики государства, стороны - это управленческая деятельность со своими методами и формами.

Содержание

Сущность и значение финансового контроля. Контрольные правоотношения.
Виды финансового контроля.
Методы финансового контроля

Работа содержит 1 файл

Финансовий контроль.doc

— 233.00 Кб (Скачать)
  • назначение на должности и освобождения от должностей Главы и 
    других членов Счетной палаты;
  • назначение на должность и освобождение от должности Главы НБУ 
    :иа представлением Президента Украины;
  • назначение на должности и освобождения от должностей половины 
    (6кладу Советов НБУ;

— осуществление парламентского контроля в границах, определенных Конституцией и законом.

Согласно со ст. 109 Бюджетного кодекса Украины, к полномочиям  Верховной Рады Украины из контроля за соблюдением бюджетного законодательства принадлежат:

1) заслушивание отчетов о состоянии выполнения Государственного бюджета Украины, в том числе распорядителей бюджетных средств об использовании средств Государственного бюджета;

2) контроль за использованием  средств резервного фонда государственного  бюджета.

Обеспечивая контроль за соблюдением бюджетного законодательства, комитеты Верховной Рады Украины  принимают участие в подготовке к рассмотрению парламентом проекта  закона о Государственном бюджете Украины, готовят и предварительно рассматривают вопрос относительно контроля за выполнением и отчета о выполнении Государственного бюджета Украины в части, что принадлежит к компетенции комитетов. В частности, среди полномочий Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета из контроля за соблюдением бюджетного законодательства есть такие:

1) контроль за соответствием  поданного Кабинетом Министров  Украины проекта закона о Государственном  бюджете Украины Основным направлениям  бюджетной политики на следующий бюджетный период и подготовка соответствующего вывода;

2) контроль за соответствием  законопроектов, поданных на рассмотрение  Верховной Рады Украины, бюджетному  законодательству.

Комитет по вопросам налоговой  и таможенной политики осуществляет контроль за соответствием законопроектов из вопросов налогов, сборов и пошлины, деятельности налоговых и таможенных органов, поданных на рассмотрение Верховной Рады Украины, действующему законодательству Украины.

Комитет по вопросам финансов и банковской деятельности контролирует соответствие законопроектов из вопросов деятельности фЬ нансових рынков и финансовых посредников, в частности банков, валютных операций и тому подобное, поданных на рассмотрение Верховной Рады Украины, действующему законодательству Украины.

Контрольные полномочия Президента Украины в сфере финансовой деятельности государства выплывают  из его статуса главы государства  и гаранта государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина. Непосредственно контрольные функции

президент может выполнять  во время подписания принятых Верховной  Радой законов, например закона о  Государственном бюджете Украины  на текущий год или любых других законов в сфере организации и регуляции финансовой деятельности, исправления налогов и тому подобное.

До внесения изменений  в Конституцию Украины от 08.12.2004 г. свои полномочия президент мог  реализовать также путем ' принятие указов, действие которых было направлено на регуляцию финансовых отношений. Примерами могут быть Указ «О захо-• ди относительно предотвращения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 10.12.2001 г. № 1199 (в конце 2002 г. парламент принял соответствующий закон); Указ «О мероприятиях по укреплению банковской системы Украины и повышения ее роли в процессах экономических превращений» от 14.07.2000 г. №891/2000.

После внесения упомянутых изменений к полномочиям Президента Украины принадлежат, кроме вышеупомянутого  подписания законов или наложения вето, назначение на должность и освобождение от должности половины состава Совета НБУ. В пределах средств, предусмотренных в Государственном бюджете Украины, Президент Украины может создавать консультативные, совещательные и другие вспомогательные органы и службы для осуществления своих полномочий.

В соответствии с п. 15 ст. 106 Конституции Украины, президент  останавливает действие актов Кабинета Министров Украины из мотивов  несоответствия Конституции с одновременным  обращением к Конституционному Суду Украины ради выяснения их конституционности.

В перечне органов, которые  могут осуществлять контроль за публичной  финансовой деятельности, можно назвать  и Совет национальной безопасности и обороны (дальше — РНБО), что  является координационным органом при Президенте Украины, который ее возглавляет.

В пределах выполнения контрольных  функций Совет может рассматривать  вопросы, которые принадлежат к  сфере организации или проведения финансовой деятельности, и принимать  соответствующие решения. Примером могут быть Решения Совета «О мероприятиях по предупреждению и нейтрализации угроз национальной безопасности, связанных с нестабильностью правовой регуляции отношений в сфере администрирования налога на добавленную стоимость» от 15.12.2006 р«Про мероприятия по предотвращению непродуктивного оттока капиталов за пределы Украины» от 16.02.2007 р.1

Кабинет Министров Украины  осуществляет контроль за публичными финансами во время практической реализации финансовой политики Украины, государственной политики в отрасли ценообразования и оплаты труда, составления и выполнения Государственного бюджета Украины и отчета о его выполнении, осуществлении общегосударственных и межгосударственных экономических программ, создания и руководства деятельностью разных фондов и тому подобное. Текущая деятельность Кабинета Министров Украины неразрывно связана с управлением публичными (в первую очередь государственными) финансами и контролем за их найра-циональнишим расходованием. В пределах своих полномочий правительство также осуществляет ведомственный государственный контроль за финансами министерств и ведомств общей компетенции на предмет управления государственными финансовыми ресурсами.

Да, постановления Кабмина  регулируют порядок расходования средств, предусмотренных в государственном бюджете на текущий год, для выполнения соответствующих программ, предоставления субвенций, осуществления контроля за расходованием таких средств. Примером контрольных действий правительства может быть Постановление «Об утверждении Порядка выполнения решений о взыскании средств из счетов, на которых учитываются средства государственного и местных бюджетов, или бюджетных учреждений» от 09.07.2008 г. № 609.

Финансовый контроль на местах осуществляют Верховная Рада и Совет министров Автономной Республики Крым, другие региональные и местные органы самоуправления при рассмотрении проектов и утверждении соответствующих бюджетов и отчетов об их выполнении, при внесении в эти бюджеты изменений и коррективов в ходе их выполнения, при заслушивании информаций и отчетов голов постоянных комиссий о расходовании бюджетных ресурсов, руководителей других органов по вопросам финансовой деятельности.

Одним из важных направлений  финансового контроля на местах является контроль за выполнением местных  бюджетов и составления и рассмотрение отчетности об их выполнении. В частности, согласно с ч. 4 ст. 80 Бюджетного кодекса Украины, квартальный и годовой отчеты о выполнении местного бюджета подаются в Верховную Раду Автономной Республики Крым, соответствующего совета Советом Министров

Автономной Республики Крым, местной государственной администрацией, исполнительным органом соответствующего совета или городским, поселковым, сельским председателем (в случае, если соответствующие  исполнительные органы не созданы) в  двухмесячный срок по завершению соответствующего бюджетного периода. Проверяет отчет Счетная палата Автономной Республики Крым (относительно использования органами исполнительной власти средств бюджета Автономной Республики Крым) или комиссия по вопросам бюджета соответствующего совета, после чего соответствующие советы утверждают отчет о выполнении бюджета или принимают другое решение на этот счет.

В соответствии со ст. 98 Конституции  Украины, контроль за поступлением средств  в Государственный бюджет Украины  и их использованием осуществляет Счетная палата. ЗУ «О Счетной палате» определяет такие ее задания в сфере финансового контроля:

организация и осуществление  контроля за своевременным выполнением  расходной части Государственного бюджета Украины, расходованием  бюджетных средств, в том числе средств общегосударственных целевых фондов, по объемам, структуре и их целевому назначению;

—здійснення контроля за образованием и погашением внутриш 
его и внешнего долгов Украины, определение эффективности и 
целесообразности расходов государственных средств, валютных и кредитно- 
фиппигсових ресурсов;

6 контроль за финансированием  общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального и  национально-культурного развития, охраны окружающей среды;

  • контроль за соблюдением законности предоставления Украиной 
    ссуд и экономической помощи иностранным государствам, мижнарод 
    им организациям, предусмотренных в Государственном бюджете Украины;
  • контроль за законностью и своевременностью движения средств Драл 
    жавного бюджета Украины и средств внебюджетных фондов в 
    учреждениях НБУ и уполномоченных банках;
  • анализ установленных отклонений от показателей Государственно 
    го бюджета Украины и подготовка предложений относительно их усунен 
    ня, а также относительно совершенствования бюджетного процесса в целом;

регулярное информирование Верховной Рады Украины, ее коми 
тетив о ходе выполнения Государственного бюджета Украины и состоянии 
погашение внутреннего и внешнего долгов Украины, о ре 
зультати осуществление других контрольных функций. За ст. 110 Бюджетного кодекса Украины, к полномочиям Счетной палаты в сфере соблюдения бюджетного законодательства принадлежит осуществление контроля за:

  1. использованием средств Государственного бюджета Украины от 
    повидно к закону о Государственном бюджете Украины;
  2. образованием, обслуживанием и погашением государственного 
    долга Украины;
  3. эффективностью использования и управления средствами Драл 
    жавного бюджета Украины;
  4. использованием бюджетных средств на финансирование пов 
    новажень местных государственных администраций и делегированных мисс 
    цевому самоуправлению полномочий органов исполнительной власти 
    относительно доходов и расходов.

Согласно с действующим  законодательством, Счетная палата проводит государственный финансовый аудит в порядке и в способ, определенные законом.

В определенных законодательством  границах Счетная палата уполномочена на экспертно-аналитические, информационные и другие виды деятельности, которые  обеспечивают контроль за использованием средств общегосударственных целевых  фондов, средств внебюджетных фондов, за целевым использованием финансово-кредитных и валютных ресурсов во время осуществления общегосударственных программ.

Ради выполнения своих  заданий контролеры Счетной палаты проводят финансовые проверки, ревизии  в аппарате Верховной Рады Украины, органах исполнительной власти, НБУ, Фонде государственного имущества Украины, других подотчетных Верховной Раде органах, в местных государственных администрациях и органах местного самоуправления, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности, в объединениях граждан, не государственных фондах и других не государственных некоммерческих общественных организациях. Во внимание берется та часть их деятельности, которая касается использования средств Государственного бюджета Украины.

Ревизии и проверки Счетной  палаты могут быть как плановыми, так и внеплановыми. Однако, в  отличие от других контролирующих органов, которые сами являются инициаторами проведения внеплановых проверок, Счетная  палата проводит их по решению своейколлегии на основании постановлений или протокольных поручений Верховной Рады Украины, обращений парламентских комитетов и запросов народных депутатов, за которыми парламент принял ришен-

ня, а также обращений  и предложений Президента Украины  и Кабинета Министров.

Осуществляя ревизии (проверки), контролеры имеют право получать от руководящий у учреждений и  организаций, которые проверяются, всю необходимую документацию и  другую информацию о финансово-хозяйственной  деятельности, в том числе устных и письменных объяснениях с питаш>, связанными с проведением ревизиями (проверок). По итогам контрольной деятельности должностные лица Счетной палаты составляют справки или акты (в частности, по итогам ревизий). При оформлении результатов контрольных мероприятий необходимы объективность, достоверность, обґрунтованість, четкость и исчерпаемость описания обнаруженных фактов и данных. Не допускается включать в акт выводы, предположения и непидтвер-джени данные об административной, предписывающей и финансовой деятельности объекта контрольного мероприятия.

Однако должностные  лица Счетной палаты Украины не наделены правом применять к нарушителям  финансовой дисциплины санкции. Они  могут направлять материалы ревизий (проверок) и обследований к Кабинету Министров Украины, соответствующих центральных органов исполнительной власти, НБУ, Фонда государственного имущества Украины, предприятий, учреждений и организаций для рассмотрения и употребления необходимых мер. Кроме того, Счетная палата Украины по решению коллегии может подавать в Верховную Раду, Президента Украины, а также органы исполнительной власти ходатайства о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении требований действующего законодательства Украины, в результате чего государству нанесен материальный вред.

Информация о работе Бюджетный процесс в Украине