Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:03, реферат
На всех стадиях финансовой деятельности осуществляется финансовый контроль. В последнее время этот процесс значительно расширился. Ему подлежат все предприятия, организации, учреждения всех форм собственности.
Именно понятие ФК нельзя определить однозначно, поскольку он является частью государственного управления и является инструментом реализации политики государства, стороны - это управленческая деятельность со своими методами и формами.
Сущность и значение финансового контроля. Контрольные правоотношения.
Виды финансового контроля.
Методы финансового контроля
ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В УКРАИНЕ.
На всех стадиях финансовой
деятельности осуществляется финансовый
контроль. В последнее время этот
процесс значительно
Именно понятие ФК нельзя определить однозначно, поскольку он является частью государственного управления и является инструментом реализации политики государства, стороны - это управленческая деятельность со своими методами и формами.
Как правило ФК
относят к финансовому праву,
поскольку финансово-
Финансовый контроль - это функция государства, которое проводится в конкретных направлениях его деятельности: бюджетной, налоговой, банковской, государственном кредите, страховании, денежном и валютном обороте.
Суть финансового контроля заключается в том, что субъект управления финансами осуществляет проверку того, как объект, который управляется соблюдает законодательство.
ФК органически связан с финансовой деятельностью государства. Его назначение заключается в соблюдении финансовой дисциплины. Все контролирующие органы государства и аудиторы проверяют соблюдение финансовой дисциплины, под которой понимают совокупность требований, установленных законодательством по функционированию финансового механизма государства и обязанности соблюдения их всеми участниками финансовых правоотношений.
Финансовый контроль - это регламентированная правовыми нормами деятельность государственных, муниципальных и других публичных органов по проверке своевременности и точности планирования, обоснованности и полноты поступлений в соответствующие фонды, правильность и эффективность их использования.
Принципы ФК.
Регулируется Лимской
Законности
Публичности
Плановости - вся ФД осуществляется на основе финансово-плановых актов, которые утверждаются законами и нормативно-правовыми актами, которые утверждены постановлениями Правительства и законами Украины. Контролирующие органы проверяют своевременность и полноту выполнения этих актов. Во-вторых, вся работа контролирующих органов также построена на планах своей работы.
Незалежности- контролирующие органы независимые от государства, но все они связаны законом, потому об абсолютной независимости не идет речь.
Объективность
Компетентности
Принцип соблюдения профессиональной этики
Принцип гласности
1.2. Контрольные правоотношения. Правоотношениям в сфере ФК свойственные признаки свойственные всем правоотношениям. Все контрольные правоотношения имеют государственно-властный характер, то есть каждый субъект, ведущий ФК обеспечен властными полномочиями
Данные правоотношения состоят из субъекта, содержания и объекта. Субъекты определяют задания, формы и объем контроля. В контрольных правоотношениях существует два вида субъектов - контролирующие и подконтрольные.
Объектом является - материальные и невещественные блага, ФД подконтрольных субъектов.
Содержание: 4 группы финансовых полномочий:
Ø Полномочие проводить контроль за своей инициативой в пределах своей компетенции.
Ø Полномочие давать указания обязательного характера соответствующим органам и должностным лицам о ликвидации открытых правонарушений и их следствий.
Ø Полномочие по привлечению к ответственности должностных лиц.
Ø Полномочие по разработке рекомендаций превентивного характера в сфере ФК и ФД.
2. Виды (формы) финансового контроля
В зависимости от характера взаимоотношений объекта и субъекта финансовый контроль можно разделить на внутренней и внешний. При внутреннем контроле субъект и объект принадлежат к одной системе, а при внешнем субъектом контролю является орган, который принадлежит к другой системе, чем объект.
По времени проведения финансовый контроль разделяется на предыдущий, текущий и последующий. Критерий разграничения этих форм заключается в сопоставлении времени контрольных действий с процессами формирования и использования фондов финансовых ресурсов. В то же время они тесно взаимоувязаны, отображая непрерывный характер контроля.
В условиях перехода к рыночным отношениям все более важную роль играет предварительный (превентивный) контроль. Его осуществляют на этапе рассмотрения и принятия решений из финансовых вопросов, в том числе на стадии разработки и принятия законов и актов органов местной власти и местного самоуправления в сфере финансовой деятельности, в первую очередь — бюджетов на текущие годы. Предварительный контроль проводят на основе глубокого анализа и расчетов финансовых результатов, что способствует объективности оценки целесообразности принятия или неприятия определенных решений в сфере финансовой деятельности, соблюдению финансовой дисциплины и тому подобное.
Текущий финансовый контроль является органической частью процесса оперативного финансового управления и регулирования финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений, отраслей экономики. Его осуществляют во время финансово-хозяйственных операций, потому он охватывает короткие промежутки времени. Опираясь на данные первичных документов оперативного и бухгалтерского учета и инвентаризаций, текущий контроль дает возможность регулировать финансовые ситуации, которые быстро изменяются, предотвращать убытки и потери. Он имеет систематический характер и оказывает наибольшее влияние на процесс формирования и использования финансовых ресурсов.
Последующий финансовый контроль характеризуется углубленным изучением финансовой деятельности за предыдущий период, дает возможность обнаружить изъяны предыдущего и текущего контроля. Ретроспективный финансовый контроль осуществляют после выполнения финансовых операций за определенные промежутки времени путем изучения данных учета и отчетности, плановой нормативной документации. Контролю подлежат фактические дела, действительное наличие средств и материальных ценностей. Этот вид финансового контроля помогает масштабно оценить позитивные и негативные аспекты финансовой деятельности предприятий, учреждений, определенных отраслей и экономики в целом. Он дает возможность всесторонне проанализировать накопленный опыт, объективно отображать причины нарушений и недостатков, разрабатывать мероприятия по их устранению.
Применение всех отмеченных форм финансового контроля в их единстве и взаимосвязи предоставляет финансовому контролю систематичности и повышает его эффективность.
Финансовый контроль по формам проведения разделяют на инициативный и обязательный. Инициативный финансовый контроль осуществляют на основании решений субъектов ведения хозяйства как собственными силами, так и при участии посторонних органов, прежде всего аудиторских организаций. Его целью является проверка соблюдения субъектом ведения хозяйства финансовой дисциплины и оптимизации движения финансовых потоков, экономия ресурсов и, как правило, минимизация налогообложения.
Обязательный финансовый контроль проводят преимущественно при участии органов государственной или местной власти, хотя в некоторых случаях он может предусматривать участие и не государственных финансовых контролеров (особенно в сфере деятельности финансово-кредитных учреждений). Основанием проведения обязательного контроля могут быть и решение компетентных государственных органов (суда, прокуратуры, других органов государства) с целью выяснить соблюдение законности, установить истину во время судебного следствия и тому подобное.
В зависимости от субъектов контроля выделяют государственный, внутрихозяйственный, ведомственный, аудиторский контроль, контроль финансово-кредитных учреждений. Государственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти, в первую очередь законодательной и исполнительной; он направлен на объекты, которые подлежат контролю независимо от их ведомственного подчинения. (деятельность Счетной палаты Украины).
Ведомственный финансовый контроль осуществляют конкретные контрольно-ревизионные управления (отделы, группы) министерств, ведомств, государственных комитетов и других органов государственного управления. Он направлен на обеспечение законности и финансовой дисциплины как подчиненными предприятиями, учреждениями, организациями, так и внутри ведомства. Работа контрольно-ревизионных подразделов находится под надзором Министерства финансов Украины. Не реже чем раз в году министерства и ведомства информируют правительство государства о состоянии контрольно-ревизионной работы. Основными заданиями ведомственного финансового контроля является контроль за выполнением государственных заданий, экономным расходованием материальных и финансовых ресурсов, сохранением государственной собственности, правильностью ведения бухгалтерского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы, борьба с приписыванием, бесхозяйственностью, мотовством и избыточностью.
Внутрихозяйственный финансовый контроль проводят экономические службы предприятий, учреждений, организаций (бухгалтерии, финансовые отделы, службы финансового менеджмента и внутреннего аудита, отделы планирования и тому подобное).
Аудиторский (не государственный) финансовый контроль осуществляют независимые аудиторы или аудиторские фирмы, уполномоченные субъектами ведения хозяйства на это. Аудит могут проводить как по инициативе субъекта ведения хозяйства, так и по решению органа государственной власти. Возможность осуществления аудиторского контроля предусмотрена принятым 22.04.1993 г. ЗУ «Об аудиторской деятельности» (с изменениями). Аудиторская деятельность является исключительной, имеет профессиональный характер.
Аудиторские услуги в виде консультаций могут предоставлять устно или в письменном виде с оформлением справки и других официальных документов. Аудиторские услуги в виде экспертиз оформляют экспертным выводом или актом. В отличие от результатов ревизий или проверок, аудиторский вывод не может быть основанием для применения санкций за нарушение финансовой дисциплины. Он есть, по-сути, мониторингом финансовой деятельности субъекта аудита. Расходы на проведение аудита относят к собственным расходам предприятия, потому они удовлетворяют интересы и государства, и не государственных субъектов ведения хозяйства, поскольку не предусматривают расходов бюджетных средств.
Законодательство предусматривает случаи, когда проведение аудита является обязательным:
1) подтверждения достоверности и полноты годового баланса и отчетности банков, фондов, бирж, компаний, предприятий, обществ и других субъектов ведения хозяйства независимо от формы собственности и вида деятельности, отчетность которых официально обнародовалась, за исключением учреждений и организаций, которые полностью содержатся за счет государственного бюджета и не занимаются предпринимательской деятельностью. Обязательная аудиторская проверка годового баланса и отчетности субъектов ведения хозяйства с годовым хозяйственным оборотом менее как 250 необлагаемых минимумов проводится раз в три года;
Проведение аудита является обязательным также в других случаях, предусмотренных законами Украины.
Муниципальный финансовый контроль — вид не государственного финансового контроля, который заключается в организации и осуществлении контроля за формированием, делением и использованием средств местного бюджета и коммунального имущества. Объектами контроля являются предприятия, учреждения, организации, которые платят платежи в местный бюджет, получают и используют его средства, управляют коммунальным имуществом, или если имущество находится у них в полном хозяйственном ведании. Субъектами являются местные советы, их исполнительные органы, создаваемые органами местного самоуправления контрольные комиссии.