Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:03, реферат
На всех стадиях финансовой деятельности осуществляется финансовый контроль. В последнее время этот процесс значительно расширился. Ему подлежат все предприятия, организации, учреждения всех форм собственности.
Именно понятие ФК нельзя определить однозначно, поскольку он является частью государственного управления и является инструментом реализации политики государства, стороны - это управленческая деятельность со своими методами и формами.
Сущность и значение финансового контроля. Контрольные правоотношения.
Виды финансового контроля.
Методы финансового контроля
В зависимости от целевой направленности контрольных действий органов можно различить такие виды финансового контроля, как стратегический и тактический. Стратегический финансовый контроль направлен на решение вопроса стратегии развития предприятия, организации, учреждения, отрасли хозяйства в будущем, а тактический решает текущие вопросы их финансовой деятельности.
В зависимости от места осуществления финансового контроля его можно разделить на контроль на местах, либо выездной контроль (контрольные органы выполняют контрольные действия непосредственную на подконтрольном объекте), и дистанционный, либо безвыездный контроль (субъект контролирует удаленный от него объект с помощью информации, которая передается средствами связи).
По сфере финансовой деятельности финансовый контроль бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный и тому подобное.
3. Методы финансового контроля
Методы финансового контроля – конкретные способы (приемы), применяемые при осуществлении контрольных функций.
В Стандартах государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств, государственного и коммунального имущества, утвержденных приказом Главного контрольно-ревизионного управления от 08.08.2002 г. № 168, ревизия, проверка, оценка, расследование и изучение названа способами и методическими приемами финансового контроля. Методические рекомендации по проведению органами государственной контрольно-ревизионной службы аудита финансовой и хозяйственной деятельности бюджетных учреждений, утвержденные приказом Главного контрольно-ревизионного управления от 19.12.2005 г. №451, содержат понятие «текущие аудиторские процедуры» (к которым принадлежат камеральная проверка, мониторинг, обследование) и «фактические контрольные процедуры» (которыми считают контрольные замеры, инвентаризацию, сверки).
В Стандартах из аудита государственных финансов, отмечается, что аудиторы должны хорошо владеть техникой и процедурами сбора доказательств, к которым принадлежит инспекция, наблюдение, расследование и подтверждение.
Ревизия — это метод документального контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, учреждения, организации, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности; способ документального выявления недостач, растрат, краж средств и материальных ценностей, предотвращения финансовых злоупотреблений.
Инспекция – метод государственного финансового контроля, который заключается в документальной и фактической проверке определенного комплекса или отдельных вопросов) финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля. Проводится в форме ревизии, которая должна обеспечивать выявление фактов нарушения законодательства, установления виновных в их допущении должностных и материально ответственных лиц.
Проверка государственных закупок — метод государственного финансового контроля, который заключается в документальном и фактическом анализе соблюдения подконтрольными учреждениями законодательства о государственных закупках и проводится органами государственной контрольно-ревизионной службы на всех стадиях государственных закупок. Результаты проверки государственных закупок выкладывают в акте.
Объективной тенденцией современного этапа реформирования финансовой сферы является сокращение частицы финансов государственного сектора и увеличения удельного веса коммунального и частного секторов. Это значит постепенное уменьшение принудительности финансового контроля и развитие его добровольности. Потому в дальнейшем должны чаще применять такие методы финансового контроля, как тематические проверки, обследование, непрерывное отслеживание финансовой деятельности субъектов ведения хозяйства.
Тематическую проверку осуществляют за определенным перечнем вопросов или из одной темы путем ознакомления на месте с окреми-м и сторонами финансовой деятельности. Такие проверки могут проводить сквозным методом по признаку однотипности операций или по признаку взаимной связи между разными субъектами контроля. Встречная проверка (встречная сверка) — метод документального подтверждения на предприятии, в учреждении или организации, что имели договорные взаимоотношения с объектом контроля, по просьбе контрольного или правоохранительного органа. Проверяют вид, объем и качество операций и расчетов, осуществляемых между ними, и выясняют их реальность (полноту отображения в учете объекта контроля).
Обследование — один из методов финансового контроля, а именно ознакомление на месте с отдельными участками финансовой работы, в процессе которого обнаруживают ее позитивные и негативные аспекты. Обследованию присущее использование приемов сопоставления фактического состояния дел с нормативным.
Наблюдение — метод финансового контроля, что предусматривает общее ознакомление с финансовой или хозяйственной деятельностью объекта контроля с целью получения информации, необходимой для оценки его состояния. Принадлежит к предупредительным мероприятиям контроля, поскольку за его результатами не принимают мер влияния к объектам контроля.
Присмотр — особенный метод финансового контроля, который заключается в наблюдении за соблюдением объектом контроля установленных действующими нормативно-правовыми актами правил и нормативов и в соответствующих контрольных действиях. Его применяют государственные органы и органы местного самоуправления. Особенный вид присмотра — банковский присмотр, специфической формой которого является инспекция, что под ним понимают выездную (инспекционную) проверку.
Аудит — это проверка публичной бухгалтерской отчетности, учета, первичных документов и другой информации относительно финансово-хозяйственной деятельности субъектов ведения хозяйства с целью определения достоверности их отчетности, учета, его полноты и соответствия действующему законодательству и установленным нормативам. По результатам проверки составляют аудиторский вывод — официальный документ, засвидетельствованный подписью и печатью аудитора (аудиторской фирмы), который содержит вывод относительно достоверности отчетности, полноты и соответствия финансово-хозяйственной деятельности действующему законодательству и установленным нормативам бухгалтерского учета.
Мониторинг — метод финансового контроля, что предусматривает постоянное ознакомление с общим состоянием финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля, выполнение им управленческих решений. Основной его целью является выявление признаков, которые могут свидетельствовать о наличии финансовых или других нарушений, и обращения на это внимания объекта контроля, чтобы предотвратить нарушения в любой форме.
Использование ис.ісї совокупности видов, форм и методов контроля имеет чрезвычайно большое значение для эффективного функционирования системы финансового контроля в целом. Да, это является важным для предотвращения потери контроля за деятельностью определенных секторов экономики и образованию неконтролированных сегментов в финансовой сфере, а также для предупреждения параллелизма и дублирования при осуществлении контроля.
Ревизии и проверки также можно классифицировать за разными критериями. Да, в зависимости от степени охватывания подконтрольного объекта можно выделить комплексные ревизии (проверки), которым подлежат все аспекты деятельности подконтрольного объекта, и тематические, что сосредоточиваются лишь на отдельных аспектах деятельности.
В зависимости от степени охватывания объектов финансовым контролем различают полные и частичные, сплошные и выборочные ревизии. Повнаревизия характеризуется общим глубоким изучением финансовой деятельности организации, якнайширшим применением разных методов контроля. Частичную ревизию осуществляют из определенного перечня вопросов с помощью ознакомления на месте с отдельными направлениями финансовой деятельности. Сплошная ревизия предусматривает изучение всех первичных документов и записей в формах аналитического и синтетического учета. Такому контролю подлежат операции, ответственности учреждения. При выборочных ревизиях проверяют либо все документы определенных периодов на протяжении года, либо часть документов, но за весь отчетный период.
В зависимости от источников информации и методики выполнения контрольных действий ревизии (проверки) разделяют на документальные и фактические. Такое деление является в известной мере условным, ведь в основу его разграничения положены лишь разные источники данных, что их используют при контроле. Да, источниками информации для документального контроля являются первичные документы, бухгалтерская, статистическая отчетность, нормативная и другая документация. Фактический контроль ґрунтується на изучении фактического плана объектов, которые проверяются, по данным их проверки в натуральном выражении, а тому он не может быть всеохопним учитывая непрерывный характер финансово-хозяйственных операций. В зависимости от места проведения ревизии и проверки разделяют на выездные и невыездные. В зависимости от времени проведения — на плановые выездные и внеплановые выездные проверки.
Плановой выездной ревизией
считают ревизию в
Плановой выездной проверкой называют проверку налогоплательщика относительно своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты им налогов и сборов (обязательных платежей), предусмотренную в плане работы органа государственной налоговой службы. ее проводят за местонахождением такого налогоплательщика или за местом расположения объекта права собственности, который проверяют. Плановую выездную проверку осуществляют по совокупным показателям финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика за письменным решением руководителя соответствующего органа государственной налоговой службы не чаще чем раз в календарный год.
Право на проведение плановой выездной ревизии подконтрольных учреждений или проверки налогоплательщика предоставляется лишь в том случае, когда им (ему) не позже чем за 10 дней к дню проведения отмеченной ревизии (проверки) послано письменное сообщение с указанием даты начала и окончания ее.
В свою очередь, внеплановой
выездной ревизией считают ревизию,
не предусмотренную в планах работы
органа государственной контрольно-
в случае возникновения потребности проверить
сведения, отрима
ни от лица, которое имело правовые отношения
с подконтрольным учреждением, если последняя
не предоставит объяснений и их документальных
подтверждений на обязательный письменный
запрос органа государственной контрольно-ревизионной
службы на протяжении 10 рабочих дней от
дня получения запроса;
Внеплановую выездную ревизию можно осуществлять лишь при наличии оснований для ее проведения на основании решения суда. Внеплановая ревизия подконтрольного учреждения не разрешена проводить чаще чем раз в квартал. Орган государственной контрольно-ревизионной службы, прокурор или следователь, который инициирует внеплановую выездную ревизию, подает в суд письменное обґрунтування оснований такой ревизии и даты ее начала и окончания, документы, которые в соответствии с законом свидетельствуют о возникновении оснований для такой ревизии, а также по требованию суда — другие сведения. Решение об исключении оригиналов финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов, арест средств на счетах в учреждениях банков, других финансово-кредитных учреждениях может принимать лишь суд.