Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:18, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование методологических аспектов бюджетирования для повышения эффективности работы организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить основные принципы бюджетирования;
выявить подходы к бюджетному планированию;
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ 3
1.1. Сущность и основные принципы бюджетирования 3
1.2. Организация процесса бюджетирования 6
1.3. Технология формирования бюджета 9
2. ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 18
2.1. Оценка бюджетирования на предприятии 18
2.2. Анализ сбытовой деятельности ООО «Стар» 19
2.3. Совершенствование бюджетирования на ООО «СТАР» 22
2.3.1. Сводный бюджет 23
2.3.2. Анализ сводного бюджета 37
Заключение. 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
Таблица 3.20
Плановые и фактические показатели по выручке, физическому объему реализации и уровню отпускных цен в разрезе видов продукции за I квартал 2006 г.
Наимено- вание
| Выручка, руб. | Физический объем продаж, шт. | Цена за ед., руб. | ||||||
План | Факт | % к план | План | Факт | % к план | План | Факт | % к план | |
Мяг. меб. | 773520 | 773520 | 100 | 44 | 44 | 100 | 17580 | 17580 | 100 |
Спал. гар. | 577150 | 577150 | 100 | 35 | 34 | 97 | 16490 | 16975 | 103 |
Комп. стол | 153000 | 175555 | 115 | 45 | 50 | 111 | 3400 | 3550 | 104 |
Всего | 1503670 | 1526225 | 101,5 | 124 | 128 | 103 |
|
|
|
На основе представленных в таблице данных проведен факторный анализ отклонения выручки в разрезе видов продукции и результаты приведены в таблице 3.21.
Таблица 3.21
Факторный анализ отклонения выручки по видам продукции по итогам I квартала 2006 г.
Виды продукции | Разница отпуск. цен по факту и плану, руб. | Разница физ. объема продаж по факту и плану, шт. | План. отпускная цена, руб. | Факт. физ. объем продаж, шт. | Совокуп. откл. выручки, руб. | Откл. цен, руб.
| Откл. физ. объема, руб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7=2*5 | 8=3*4 |
Мяг. мебель | 0 | 0 | 17580 | 44 | 0 | 0 | 0 |
Спал.гарнитур | +485 | -1 | 16490 | 34 | 0 | +16490 | -16490 |
Комп. стол | +150 | +5 | 3400 | 50 | +22555 | +7500 | +17000 |
Всего |
|
|
| 128 | +22555 | +23990 | +510 |
Данные таблицы свидетельствуют о том, что ценовое отклонение является благоприятным (+23990 руб.), причем у как спальных гарнитуров таки и компьютерных столов, но у мягкой мебели цена осталась на запланированном уровне.
Отклонение физического объема является положительным (+510 руб.), причем в разрезе видов продукции ситуация наблюдается следующая, отклонения по физическому объему мягкой мебели не было. У спальных гарнитуров отклонение можно сказать неблагоприятное (-16490 руб.), а компьютерных столов оно составило +17000руб.
Таким образом, ценовую политику у всей продукции со всей определенностью можно назвать эффективной.
У мягкой мебели были спланированы цены и объем реализации, таким образом, что они полностью соответствуют факту.
По компьютерным столам величина выручки возросла по сравнению с плановым уровнем, за счет роста цены и объема реализации. Такая ситуация возможна в данном случае по причине, того что они изготавливаются на заказ, и незначительное повышение цены не влияет на спрос. Тем более на рынке мебели существует тенденция к росту спроса на данный вид продукции.
Увеличение отпускной цены на спальные гарнитуры по сравнению с планом на 485 (16975-16490) руб. привел к снижению физического объема продаж на 1(31-30) шт. При этом величина выручки осталась на уровне плана (577150) руб. Очевидно, что маржинальный доход по данному виду продукта увеличился по сравнению с планом, так как снижение физического объема продаж определило пропорциональное снижение себестоимости реализации.
«Выходной» формой финансового бюджета является отчет о движении денежных средств. План-факт анализ данного бюджета за отчетный период приведен в таблице 3.22.
Анализ показателей, приведенных в таблице позволяет сделать вывод о том, что в бюджете движения денежных средств предприятия отчетного периода был заложен дефицит (превышение денежных расходов над поступлениями) - 454889,5руб. Но предприятие приняло решение не брать кредит, так как у него имеется остаток денежных средств на начало периода в размере 808452,6 руб.
Основной статьей денежных поступлений по плану являются поступления за реализованную продукцию – 1526225 руб.
Фактические денежные поступления предприятия оказались выше запланированных на 22555 руб. (1526225-1503670) за счет увеличения выручки от реализации, которое уже установлено при рассмотрении сводного отчета о финансовых результатах, в отчетном периоде.
За счет увеличения себестоимости продукции денежные расходы увеличилась по таким статьям: увеличение выплат поставщикам сырья и материалов на 3000 (748393,5-745393,5) руб., оплаты труда основных рабочих на 3000 (114514 -111514) руб., уплаты налогов (32360,95-29115,2), а также общехозяйственных расходов на 3563,4 (213683,5-210120,1) руб.
Таблица 3.22
Отчет о движении денежных средств ОО «Стар» за I квартал 2006г.
Статьи бюджета | Сумма, руб. | |||
План | Факт | Отклонение | ||
Абс. (руб.) | Относ.(%) | |||
1. Остаток ден. ср. на начало периода | 808452,6 | 808452,6 |
|
|
2. Денежные поступления: 2.1.Поступления от реализации | 1503670 1503670 | 1526225 1526225 |
|
|
3.Расходование денежных средств: 3.1.Закупка материалов 3.2.Расходы по оплате труда 3.3.Коммерческие расходы 3.4. Управленческие расходы 3.4.Общепроизвод. расходы 3.5. Уплата налогов 3.6. Дивиденды 3.6. Инвестиции | 1958559,56 745393,5 111514 115599,1 203625,25 210120,1 29115,2 10692,414 532500 | 1971369 748393,5 114514 115599,1 203625,25 213683,5 32360,95 10692,414 532500 | +22555 +3000 +3000 0 0 +3563,4 +3245,75 |
|
4. Сальдо ден. пост. и расходов | -454889,5 | -445144 |
|
|
5. Остаток ден. ср. на конец периода | 353563 | 363308 |
|
|
Из анализируемых данных видно, что инвестиционный бюджет выполнен полностью. Следовательно, несмотря на большую величину денежных поступлений и расходов по сравнению с планом, предприятию удалось сохранить сбалансированность денежных поступлений и расходов и, в целом, выйти за бюджетный период на положительный остаток денежных средств в размере 363308 руб.
Был проведен анализ разработанного бюджета. Результаты исследования показали, что предприятие развивается с положительной тенденцией. Продукция рентабельна. Ничто не говорит о неблагоприятном состоянии организации.
В данной главе были разработаны приоритеты будущего бюджетного периода. Они направлены на улучшение качества выпускаемой продукции, через модернизацию конструкции и дизайна модели, использование новейших видов материалов, применяемых при изготовлении мебели. Приоритеты также нацелены на расширение масштабов производства благодаря внедрению на предприятии минифабрики по изготовлению мебели на заказ. Это даст преимущество перед другими предприятиями по отношению таких факторов, как простота, удобство и надежность мебели. Именно наличие этих деталей придаст мебели дополнительную ценность.
Рассчитаны цены для моделей, у которых внедрены приоритеты. Данными расчетами обосновываются изменения предыдущих цен.
Была предложена политика цены с возмещением издержек производства для продвижения данных моделей. Она заключается в том, что цена определяется на новую продукцию с учетом фактических издержек ее производства и средней нормы прибыли на рынке или отрасли. Данная стратегия разрешает установить достаточно приемлемые цены для данного качества и дизайна, что позволит увеличить спрос покупателей, которые сами своей покупательской способностью дадут рекламу организации.
Разработан сводный бюджет, в котором отражены приоритеты. В нем запланирован рост объемов производства, реализации и цен на усовершенствованную продукцию, что в результате должно привести к повышению выручки от реализации и чистой прибыли.
При проведении анализа разработанного бюджета за 1 квартал было выявлено, что объем продаж повысился на 22555 руб. В ходе факторного анализа определено, что обстоятельствами этого стали позитивные отклонение цены и объема реализации. Это свидетельствует о правильных расчетах, проводимых в процессе разработки сводного бюджета.
Рассчитана сила воздействия операционного рычага, она равна 3,4. Это показывает, что при увеличении физического объема продаж на 1% приводит к увеличению валовой прибыли на 3,4%. При увеличении выручки от реализации сила воздействия операционного рычага убывает. В данном случае целесообразно отметить, что чувствительность финансовых результатов предприятия от изменений рыночной понизилась, а финансовая устойчивость организации соответственно улучшилась.