Бюджетирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследование методологических аспектов бюджетирования для повышения эффективности работы организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 определить основные принципы бюджетирования;
 выявить подходы к бюджетному планированию;

Содержание

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ 3
1.1. Сущность и основные принципы бюджетирования 3
1.2. Организация процесса бюджетирования 6
1.3. Технология формирования бюджета 9

2. ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 18
2.1. Оценка бюджетирования на предприятии 18
2.2. Анализ сбытовой деятельности ООО «Стар» 19
2.3. Совершенствование бюджетирования на ООО «СТАР» 22
2.3.1. Сводный бюджет 23
2.3.2. Анализ сводного бюджета 37
Заключение. 43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45

Работа содержит 1 файл

Бюджетирование12.doc

— 862.00 Кб (Скачать)

При составлении производственного бюджета, прежде всего, не­обходимо установить доступные мощности, т.е. способность произ­водственной системы выпускать определенное количество продук­ции в течение планового периода. Доступная мощность зависит от таких факторов, как спецификация изделий, график работы, нали­чие машин и оборудования, эффективность рабочего центра. [13, c. 115]

После определения требуемой мощности рассчитывается необходимый объем выпуска готовой продукции, который составляется в натуральных единицах измерения и рассчитывается по  следующей формуле: [31, c. 120]

 

                      =                                               +                   -                                  (1.3)

 

 

 

Назначение бюджета прямых затрат на материалы в том, чтобы определить затраты сырья, основных материалов, полуфабрикатов, комплектующих, необходимых для производства готовой продук­ции.

На отечественных предприятиях существуют два основных ме­тода составления бюджета прямых затрат на материалы:

       нормативный метод;

       аналитический метод. [10, c. 282]

Нормативный метод является наиболее точным, обоснован­ным, но вместе с тем довольно трудоемким. Суть данного метода заключается в том, что затраты на материальные оборотные сред­ства (сырье, материалы, комплектующие) определяются исходя из установленных норм расхода. Большинство крупных и средних промышленных предприятий составляют плановую калькуляцию на единицу продукции, в которой установлены удельные нормы расхода по видам сырья и материалов. Таким образом, на основе установленных норм (стандартов) расходов материалов и данных производственного бюджета рассчитывают потребность бюджетный период.                                      

Данные о запасах сырья и материалов автоматически поступают из бюджета производственных запасов. Запас материалов на начало периода равен запасу в предшествующем периоде. В случае если изменяется бюджет продаж или бюджет производства, должен быть оперативно изменен и план закупок материалов.

Бюджет прямых затрат на оплату труда подготавливается  исходя из бюджета производства (количество единиц продукции, под лежащих изготовлению), данных производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала, занятого непосредственно изготовлением продукции. [39, c. 263]

В бюджете заработной платы основного производственного персонала необходимо выделять две составные части:

       фиксированную (постоянную) часть оплаты труда;

       сдельную (переменную) часть оплаты труда.

В этом же документе определяются затраты труда в денежном выражении умножением необходимого рабочего времени на соответствующие часовые ставки оплаты труда. Если к моменту составления бюджета накопилась значительная кредиторская задолженность по выплате заработной платы, то необходимо предусмотреть график ее погашения.

Бюджет общехозяйственных расходов представляет собой детализированный план предполагаемых производственных затрат, отличных от прямых затрат материалов и прямых затрат труда, которые должны быть понесены для выполнения производственного плана в будущем периоде. [67, c. 21]

Данный бюджет включает общецеховые расходы на организацию, обслуживание и управление производством.

Бюджет  общехозяйственных расходов имеет две цели:

       интегрировать все бюджеты общепроизводственных расходов, разработанных руководителями по производству и его обслуживанию и

       аккумулируя эту информацию, вычислить нормативы этих расходов на предстоящий учетный период для распределения их в будущем периоде на отдельные виды продукции или другие объекты калькулирования затрат. [46, c. 336]

Бюджет производственных запасов необходим для формирова­ния двух плановых документов:

       бюджета доходов и расходов - в части подготовки данных о себестоимости реализованной продукции;

       прогноза баланса - в части данных о состоянии запасов го­товой продукции, незавершенного производства и материалов на конец планового периода. [60, c. 269]

Бюджет производственных запасов составляется в денежном вы­ражении и содержит плановые показатели по запасам готовой про­дукции, незавершенному производству и материалам.

Величина запаса собственных оборотных средств на конец пе­риода определяется на основе следующих показателей:

       объема производства и реализации продукции;

       затрат на производство, хранение и реализацию продукции;

       норм запаса оборотных средств по отдельным видам товар­но-материальных ценностей и затрат. [41, c. 342]

 

Бюджет коммерческих расходов

Коммерческие расходы – это затраты, связанные с продвижением товаров на рынок сбыта. Часть этих затрат зависит от объема продаж. Другая часть является постоянной составляющей бюджета. К ним относятся: комиссионные сборы, уплачиваемые в соответствии с договорами сбытовым и посредническим организациям; транспортные услуги; расходы на рекламу; расходы на тару и упаковку; представительские расходы и т.д. [58, с.132]

Решение об уровне коммерческих расходов должно зависеть от стратегии развития организации. Большинство расходов на сбыт продукции планируется в процентном отношении к объему продаж. При этом темпы роста коммерческих расходов не должны опережать темпы роста уровня продаж.

Назначение бюджета управленческих расходов состоит в определении общих и административных расходов, необходимых для управления организацией в целом. [67, c. 23]

Выделяют следующие типовые статьи управленческих (общехозяйственных) расходов промышленного предприятия:

       расходы на управление коммерческой организацией (заработная плата административно-управленческого персонала, командировочные расходы, представительские расходы и др.);

       общехозяйственные расходы (содержание прочего общезаводского персонала, амортизация основных средств, содержание и ремонт зданий, расход вспомогательных материалов, коммунальные платежи, и т.д.);

       налоги, сборы, платежи (относящиеся к себестоимости продукции);

       непроизводственные расходы (потери от простоев, недостачи и потери от порчи материалов при хранении на складе). [47, c. 263]

Составление бюджета доходов и расходов (или прогнозного отчета о прибылях и убытках) является «выходной формой» операционного бюджета.

Бюджет доходов и расходов целесообразно составлять в двух вариантах: сводном (в целом по организации) и «развернутом» (в разрезе доходности отдельных видов продукции). Такое построение документа позволяет судить о рентабельности производства за определенный период и с его помощью можно провести анализ безубыточности. 

Составление бюджета капитальных вложений (инвестиционного бюджета) — это процесс планирования и управления долгосрочны­ми инвестициями организации. [63, c.267]

В инвестиционном бюджете происходит окончательное определе­ние объектов инвестирования, объемов и сроков реальных инвести­ций. В этом документе особое внимание должно быть сосредоточено на влиянии новых инвестиций на финансовые результаты деятельно­сти предприятия, величину прибыли. Определяя кон­кретные направления использования финансовых ресурсов, следует учитывать различия в уровне получаемой отдачи и выбирать затраты, обеспечивающие предельно высокую рентабельность. При этом фи­нансовые затраты необходимо соотносить со сроками их окупаемости. [31, c. 163]

Главная задача бюджета движения денежных средств (БДДС) — проверить реальность источников поступления средств (притоков) и обоснованность расходов (оттоков), синхронность их возникновения, определить возможную величину потребности в  заемных средствах. Это документ, позволяющий реально оценить, сколько денежных средств и в каком периоде потребуется организации. [45, c. 92]

Необходимость подготовки данного документа обусловлена следующим:

       понятия «доходы» и «расходы» в бюджете доходов и расходов не отражают действительного движения денежных средств: затраты на реализованную продукцию не всегда относятся к тому же временному интервалу, в котором последняя будет отгружена потребителю;

       в бюджете доходов и расходов отсутствует информация о направлениях деятельности предприятия: производственной (основной), финансовой и инвестиционной. [58, c.183]

Прогноз баланса — это прогноз состояния активов и пассивов предприятия, в соответствии со сложившейся струк­турой активов и обязательств и ее изменением в процессе реализа­ции бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств и инвестиционного бюджета.  Он, как и бухгалтерский баланс, состоит из двух основных разделов — актива и пассива, которые должны быть равны между собой. Прогноз баланса строится на основе баланса на начало периода с учетом предполагаемых изменений каждой статьи баланса. Для определения изменения в статьях баланса используется информация, содержащаяся в бюджете доходов и расходе и бюджете движения денежных средств (БДДС) в соответствии с формулой 1.7.  [31, c.172]

 

             

              =               +                            +              +                            -             

 

 

Назначение прогноза баланса — показать, как изменится балансовая стоимость коммерческой организации в результате осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации в целом или ее структурных подразделений в течение бюджетного периода. В отличие от бухгалтерского баланса прогноз баланса может быть составлен не только для органи­зации в целом, но и для отдельного вида бизнеса и структурного подразделения (самостоятельного юридического лица или филиала). [65, c. 362]

 

2. ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

2.1. Оценка бюджетирования на предприятии 

ООО «Стар» было создано и учреждено на основе действующего законодательства и в порядке предусмотренном Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», устава организации и договора о создании ООО от 05.05.1999 года.

«Стар» является обществом, созданным на основе добровольного соглашения юридических лиц, объединяющих свои средства и имеющих целью  удовлетворение общественных потребностей и извлечения прибыли.

Общество относится  к субъектам  малого предпринимательства и является юридическим лицом, имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральным законом, может от своего имени приобретать и осуществлять личные неимущественные права

Общество имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, печать, штамп со своим полным фирменным наименованием и указанием местонахождения фирмы. В соответствии с законом к учредительным документам относятся учредительный договор и устав.

Предприятие создано на неограниченный срок и приобретает права юридического лица с момента ее государственной регистрации.

Основной целью ООО «Стар» является удовлетворение потребностей  в продукции,  производимой обществом и получение прибыли. Предприятие занимается производством и реализацией мягкой и корпусной мебели.

Ассортимент продукции ООО «Стар» представлен в виде спальных гарнитуров, компьютерных столов, мягкой мебели.

На сегодняшний день предприятие оснащено новейшим станочным парком и самыми передовыми технологиями в области изготовления корпусной и мягкой мебели.

Производимая продукция проходит строгий контроль качества, огромное внимание уделяется деталям, а также дизайну и удобству в эксплуатации.

Самым молодым из направлений работы предприятия, которое осуществляется в данное время, является бюджетирование. Оно было впервые внедрено в 2004 году.

В настоящее время  разработан и утвержден "Стандарт формирования бюджета ООО «Стар», который включает следующие основные положения.

1. Концепция бюджетирования деятельности предприятия.

2. Координация процесса бюджетирования.

3. Порядок формирования годового бюджета.

4. Порядок корректировки годового бюджета. 

Несмотря на  немаловажную работу уже проделанную в этой области, существует ряд еще недостаточно разработанных вопросов. Они касаются, в частности систематизации теоретических подходов к сущности бюджетов и бюджетирования; специфических принципов бюджетирования; применения сценарного подхода; разработки системы информации для бюджетирования и механизма анализа отклонений; организационной процедуры внедрения бюджетирования и др.

Использование бюджетирования привело к несомненным выгодам и для собственников, и для менеджеров, и для персонала ООО «Стар»:

       собственник получил не только полный и эффективный контроль за финансовыми потоками собственного предприятия, но и емкую, информативную и простую в понимании отчетность (ранее имелся дефицит релевантной информации финансового характера, в связи с ориентацией учета на внешних, а не внутренних пользователей информации);

       руководители всех уровней приобрели эффективный инструмент управления финансовыми потоками, недопущения кассовых разрывов, оперативную и достоверную комплексную информацию и отчетность о направлениях и суммах расходов, источниках и статьях поступлений финансов;

Информация о работе Бюджетирование