Развитие речи в процессе экологического воспитания

Автор: l************@inbox.ru, 27 Ноября 2011 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Педагог всегда стремится к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем и характер становится главными показателями успешности учебно–познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, в развитии речи, изобразительной деятельности не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

Работа содержит 1 файл

Тема.docx

— 25.30 Кб (Скачать)

  Тема :  «Развитие речи в процессе экологического воспитания»

  Руководитель  проекта: воспитатель Степанова А.А.

  Участники проекта: дети, родители.

  Сроки: сентябрь 2011г. – август 2012 г.

  Основания для разработки:

  «Прекрасная речь, когда она, как ручеек,

  Бежит  среди камней чиста, нетороплива.

  И ты готов внимать  ее поток

  И восклицать: о! как же ты красива!»

              Е. Щукина

  Педагог всегда стремится к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем и характер становится  главными показателями успешности учебно–познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром  природы и социума, в математике, в развитии речи, изобразительной деятельности не будут заметны, если  они не выражаются в его активной речи.

  В настоящее время наблюдается  критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

  - ухудшение  состояние здоровья  детей;

  - существенное сужение объема  «живого общения родителей и  детей»;

  - глобальное снижение уровня речевой  культуры в обществе;

  - недостаточное внимание педагогов  к речевому развитию ребенка;

  - дисбаланс семейного воспитания  в вопросах развития речи, что  проявляется либо в его необоснованности  интенсификации (стремление к раннему  обучению письменной речи в  ущерб устной), либо   в равнодушном  к ему отношении. 

  Цель:

  1. Развитие логического мышления, связной речи;
  2. Формирование положительного отношения к природе;
 

  Задачи:

  1. Уточнять, обогащать и активировать словарный запас ребенка;
  2. Формировать умение правильно строить предложения;
  3. Развивать связную речь, ее  выразительность;
  4. Развивать моногологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей;
  5. Развивать словарь за счет расширения представлений о природных явлениях;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Содержание  проекта:

  Сентябрь: «Лес – мы твои друзья»

  Цель:

    уточнять и расширять представления  детей о лесе, об осени, видеть  красоту окружающего мира, развивать  творческое воображение, умение  сочинять сказки, активизировать  употребление глаголов.

  1. Беседы: «дары леса», « кто заботится о лесе», «что такое лес»;
  2. Чтение книг о лесе и природе. (Н. Сладков «Азбука леса», Ю. Дмитриев «что такое лес»);
  3. Совместное  оформление альбома «книга леса», с раскрасками детей, рисунками, фотографиями, картинками;
  4. Разучивание считалок, стихов о лесе и его обитателях;
  5. Составление макета леса;
  6. Консультация для родителей: «игры на природе»;
  7. Поход с родителями и детьми в осенний лес;
 

  Октябрь: « во саду ли во городе» (овощи фрукты).

  Цель:

  Прививать детям любовь к родной земле; уважение к труду земледельцев; учить классифицировать овощи по цвету, форме, месту произрастанию (на земле, под землей), развивать обратное и логическое мышление; учить связанному, последовательному, эмоциональному пересказу; учить разгадывать загадки.

  1. Сюжетно  -  ролевая  игра «больница» (доктор Бодрячкин), (кукла);
  2. Беседы «как вырастить рассаду» (о труде овощевода);
  3. Дидактические игры: «четвертый  лишний», «что растет в саду, в огороде, в цветнике»;
  4. Выставка с участием родителей «славим осень золотую»;
  5. Заучивание огородовых приговорок об овощах;
  6. Ига «чудо - овощи»;
  7. Трафареты («Штриховка»);
 
 
 
 
 
 

  Ноябрь: « веселые соседи и верные друзья»

  (домашние  животные)

  Цель:

  Уточнять  знания о том, какие животные живут  рядом с человеком; показывать заботу человека о них; какую пользу приносят домашние животные; обогащать словарный запас, связную речь детей; упражнять в умении произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса; развивать чувства ритма и рифмы при составлении шуток -  чистоговорок; тренировать речедвигательный аппарат.

  1. Чтение рассказов о животных. К. Ушинский «Васька», «Лошадка», «коровка», «Козел», «Хавронья», «Овца», «Бишка»;
  2. Беседа о правилах поведения с бездомными животными;
  3. Знакомство с русскими и  современными скороговорками. Картотека скороговорок;
  4. Слушание сказок;
  5. Картотека подвижных игр;
  6. Рисование картинки – путаницы;
  7. Консультация для  родителей: «играйте вместе с нами»;
 

  Декабрь: « у страха глаза велики»

  (дикие  животные)

  Цель:  вызывать интерес к окружающему миру; формировать реалистическое  представление о природе; расширять знания детей о повадках диких животных; об особенностях их внешнего вида, приспособление к среде обитания; активизировать внимание и память детей; учить детей давать полные ответы на вопросы по тексту, подготавливая их к пересказу, обогащать словарный запас.

  1. Чтение рассказов о лесных животных. Т Снегирев « как  птицы и звери к зиме готовятся?», В. Чаплин «в нашем лесу», В.Зотов «лесная мозаика»;
  2. Конструирование ёжиков из природного материала;
  3. Знакомство  с народными «страшилками», заучивание пословиц;
  4. Изготовление масок лесных зверей;
  5. Игра: «какой, какая, какие?» (теневой театр)

  Игра: «кто как спасается»;

  1. Пальчиковая гимнастика «в лесу»;
  2. Экскурсия в библиотеку ( беседа по рассказам Чарушина);
 
 
 
 
 
 

  Январь: «Веселый двор» (домашние птицы).

  Цель:

    уточнить знания детей о домашних  птицах. Развивать зрительное и слуховое внимание; тренировать быстроту мышления, слуховое внимание, память. Воспитывать интонационную выразительность речи, учить соблюдать правильные темп речи.

  1. Чтение рассказов К. Ушинского «петушок с семьей», «гуси», «уточки»;
  2. Разучивание песенок, стихов, потешек о домашних птицах (картотека);
  3. Пальчиковая гимнастика;
  4. Изготовление макета «птичий двор»;
  5. Игра «кто у кого»;
  6. Создание коллекции перьев птиц;
  7. Оригами – птицы;
  8. Консультация для родителей;

  «как  приучить ребенка к чтению книг» 

  Февраль: «Зимушка зима»

  Цель:

  Уточнять  и расширять представление о  зиме; видеть красоту окружающего мира; развивать творческое воображение, учть связному, последовательному пересказу; разгадывать загадки; формировать связную реч.

  1. Беседа о весне;
  2. Рассматривание  репродукции художников;
  3. Чтение рассказов, сказок;
  4. Изготовление дидактического куюа. Дидактическая игра « описание времен года»;
  5. Консультация для  родителей « чем занять ребенка в выходной день»;
  6. Поход на лыжах в зимний лес. (родители + дети);
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Март: «чудеса на небесах» (перелетные птицы)

  Цель:

  Закрепить знания о видовых признаках птиц; Вырабатывать навыки классификации по определенному признаку; Формировать обобщенное представления о птицах, как о животных. Которые могут и жить на земле, и летать в воздухе; Тренировать быстроту мышления, умение логически мыслить, рассуждать, развивать мелкую моторику, воспитывать любознательность и сочувствие. 

  
  1. Наблюдение  за птицами в природою;
  2. Разучивание пословиц, поговорок;
  3. Знакомство с народными и современными небылицами, перевертышами;
  4. Чтение  книг о природе. В. Бианки «лесные домики»;
  5. Развивающее пособие «логоклуб». (Игры и занятия);
  6. Оригами - птицы;
  7. Изготовление домиков – кормушек для птиц (родители + дети);
 
 
 

  Апрель: «Весна - красна».

  Цель:

  Уточнять  и расширять знания о времени года; формировать связную реч; составлять описательные рассказы по картине; развивать речь, внимание, мышление, память, воображение, мелкую моторику.

  1.Беседа о весне;

  2.Составление  рассказов о времени года;

  3.Картотека  загадок, пословиц о весне;

  4. «День Земли» - экологический праздник;

  5. Выставка поделок из природного  материала к дню земли;

  6. Решение экологических задач;

  7. Консультация «Роль природы в  развитии ребенка дошкольного  возраста»; 
 

  Май: «Мы, играя проверяем, что умеем и что знаем».

  Цель:

  Развивать умение игрового и делового общения  со сверстниками; расширять представления детей о правилах речевого этикета; развивать у дошкольников интерес к природе;

  1. Экологический КВН;
  2. Консультация для родителей: « Наши достижения и успехи»;
  3. Создание библиотеки познавательной литературы;
  4. Презентация проекта;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Предполагаемые  итоги реализации проекта:

  - умение творчески самовыражаться;

  - правильно строить предложения;

  - составлять повествовательные рассказы  по картинкам, игрушкам, из личного  и коллективного опыта;

  - развитие словаря детей за  счет расширения представлений  о природе;

  - повышение уровня мотивации и  готовности к школьному обучению;

  - повышение педагогической грамотности  родителей и вовлечение их  в целенаправленный процесс развития  речи ребенка; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Литература:

  1. Л. Е. Белоусова «Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!».

  Санкт – Петербург «детство пресс» 2003г.

  1. О. А. Белобрыкина « Речь и общение». Ярославль, 1998г.
  2. Детские частушки, шутки, прибаутки. Ярославль. Академия развития, 1997г.
  3. Ю. Г. Илларионова «Учите детей отгадывать загадки». М., «Просвещение», 1985г.
  4. Т.А. Шорыгина «Учите, играя», М. «Просвещение», 1983г.
  5. А. И. Максаков, Г.А. Тумакова «Учите, играя», М., «Просвещение», 1983г.
  6. Т. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи». М., «Просвещение», 1983г.
  7. Т. Р. Кислова «По дорого к азбуке».

Информация о работе Развитие речи в процессе экологического воспитания