Развитие речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:27, реферат

Описание работы

Для методики развития речи важно установление межпредметных связей с другими науками. К настоящему времени она представляет собой, по существу, интегративную дисциплину, рассматривающую лингвистические, психофизиологические, психолингвистические и дидактические основы развития речи детей дошкольного возраста. За последние 30 – 40 лет исследованы собственно методические проблемы, получен огромный теоретический и практический материал, переоценивается и осмысливается прошлый опыт.

Работа содержит 1 файл

Лекция 1.Предмет методики развития речи и задачи.doc

— 62.50 Кб (Скачать)

Лекция 1. Предмет методики развития речи и задачи курса

 

План: 

1. Предмет  методики развития речи и задачи  курса

2. Научные  основы методики развития речи  и ее связь с другими науками

 

1. Предмет методики развития речи и задачи курса

 

Методика  развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук. Она является одновременно отраслью методики русского языка и дошкольной дидактики и относится к прикладным наукам, поскольку решает практические задачи развития и воспитания детей.

 

Предметом ее изучения является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия. Она изучает закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста.

 

Можно выделить фундаментальные и прикладные задачи методики как науки. К числу фундаментальных  задач относятся: а) исследование процессов  овладения детьми родным языком, речью, речевым общением; б) изучение закономерностей обучения родной речи; в) определение принципов и методов обучения.

 

Прикладные задачи традиционно  определяются следующими вопросами:

 

·         чему учить (какие речевые умения и языковые формы должны усвоить  дети в процессе обучения);

·         как учить (какие условия, формы, средства, методы и приемы использовать для развития речи);

·         почему так, а не иначе (обоснование  методики развития речи).

 

«Чему учить» – означает создание программ, дидактических пособий; «как учить» – разработку путей и методов развития речи, систем занятий и упражнений, методических рекомендаций для дошкольных учреждений и семьи. Третий вопрос предполагает обоснование выбираемой методики, а также проверку программ и методических рекомендаций на практике (СНОСКА: Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М., 1988. С.59-60).

 

Изучение закономерностей процесса обучения дает материал, который используется в двух направлениях:

 

1.      методика  создает свои теоретические основы, теоретическую базу;

2.      использует  эти основы для практической  разработки системы обучения  родной речи и речевому общению:  задач, принципов, содержания, организации,  методов, средств и приемов.

 

Методика развития речи детей дошкольного  возраста сложилась в самостоятельную педагогическую дисциплину, отпочковавшись от дошкольной педагогики сравнительно недавно, в тридцатые годы этого столетия, под влиянием общественной потребности: обеспечить теоретически обоснованное решение задач речевого развития детей в условиях общественного дошкольного воспитания.

 

Методика развития речи складывалась сначала как эмпирическая дисциплина, основывающаяся на практической работе с детьми. В обобщении и осмыслении опыта работы с детьми большую  роль сыграли исследования в области  психологии речи.

В колледже усиливается внимание к  изучению теоретических основ методики, к обоснованию форм, средств, методов  и приемов работы с детьми. Выпускник  колледжа должен:

·         знать основные принципы речевой  коммуникации и

·         владеть способами речевого общения с детьми и взрослыми;

·         располагать знаниями об организации  работы по развитию речи во взаимосвязи  с работой, направленной на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребенка;

·         уметь осуществлять деятельность по отбору и использованию дидактического материала;

·         уметь выявлять, анализировать и  оценивать результаты педагогического  воздействия (второй уровень).

В вузе углубляется теоретико-методическая подготовка, соответствующая рефлективному  уровню. Основные задачи преподавания курса в вузе:

·         вооружить студентов научно-методическими  знаниями о процессе развития речи и речевого общения детей;

·         сформировать умение видеть и понимать возрастные и индивидуальные особенности  развития речи и речевого общения дошкольников на разных возрастных этапах;

·         научить определять содержание речевой  работы с группой детей и отдельными детьми, правильно выбирать наиболее эффективный путь воздействия на их речь, анализировать полученный результат;

·         обеспечить усвоение обобщенных представлений  о построении педагогического процесса обучения родному языку, а также  знаний конкретных способов речевого развития детей и умений применять  их в изменяющихся условиях;

·         сформировать умение анализировать и критически оценивать опыт работы других, проводить экспертизу программ развития детей;

·         стимулировать изучение инновационного опыта работы по развитию речи и  стремление создавать свои оригинальные способы воздействия на речь детей (третий уровень).

 

Практическая готовность имеет много общего на всех ступенях образования и включает в себя комплекс профессиональных умений организовывать дидактическое общение, применяя разнообразные  и эффективные способы педагогического  воздействия и взаимодействия с детьми с целью добиться позитивных результатов в обучении речи и воспитании детей. Условно все умения можно объединить в пять блоков.

В первый блок умений, направленных на изучение речи ребенка и ориентировку в условиях общения, входят три группы: умения обследовать речь детей, составлять характеристики речевого развития, выделять необходимые для предстоящего общения с детьми особенности среды их развития.

Второй блок составляют умения моделировать процесс дидактического речевого общения: составлять перспективный план, план-конспект конкретного мероприятия по развитию речи, планировать отдельный коммуникативный акт.

В третий и  четвертый блоки входят умения организовывать процесс дидактического общения и управлять им: умения привлекать внимание детей, устанавливать эмоциональный контакт с ними, обеспечивать мотивацию речевой деятельности; социально-перцептивные умения, умения владеть речью и использовать невербальные средства общения, создавать атмосферу сотворчества в процессе общения с детьми.

Пятый блок составляют умения анализировать коммуникативный акт с точки зрения его эффективности для речевого развития ребенка и обобщать полученные результаты (СНОСКА: Макарова В. Н. Формирование готовности студентов к работе по развитию речи детей дошкольного возраста: Дисс. канд. пед. наук. – М., 1996).

 

2. Научные основы методики развития речи и ее связь с другими науками

 

Методологической основой методики развития речи являются положения материалистической философии о языке как продукте общественно-исторического развития, как важнейшем средстве общения и социального взаимодействия людей, о его связи с мышлением. Такой подход отражается в понимании процесса освоения языка как сложной человеческой деятельности, в ходе которой приобретаются знания, формируются умения, развивается личность.

 

Знание методологических основ  необходимо для понимания сущности онтогенеза речи и отсюда – для  определения общей направленности педагогического воздействия на детей и, наконец, для понимания  более частных методических вопросов.

 

Важнейшим, значимым для методики положением является то, что язык –  это продукт общественно-исторического  развития. В нем отражаются история  народа, его традиции, система социальных отношений, культура в широком смысле.

 

Язык, речь возникли в деятельности и являются одним из условий существования человека и осуществления его деятельности. В языке, как продукте этой деятельности, отражены ее условия, содержание, результат.

 

Этим определяется важнейший принцип методики –  овладение языковыми формами; развитие речи и навыков общения у детей происходит в деятельности, а движущей силой является потребность в общении, возникающая в процессе этой деятельности.

 

Следующей методологически значимой для методики характеристикой языка является определение его как важнейшего средства человеческого общения, социального взаимодействия. Без языка принципиально невозможно подлинное человеческое общение, а следовательно, и развитие личности.

 

Общение с  окружающими людьми, социальная среда  выступают факторами, определяющими речевое развитие. В процессе общения ребенок не пассивно принимает речевые модели взрослого, а активно присваивает речь как часть общечеловеческого опыта.

 

В методике обращается особое внимание на роль развивающей  социальной среды, общения с окружающими людьми, «речевой атмосферы»; предусматривается с самого раннего возраста развитие речи как средства общения, предлагаются приемы организации речевого общения. В современной методике усвоение детьми всех сторон языка рассматривается с позиций развития у них связной речи, коммуникативной целесообразности.

 

Третья  методологическая характеристика языка  касается его взаимосвязи и единства с мышлением. Язык есть орудие мышления и познания. Он делает возможным  планирование интеллектуальной деятельности. Язык – средство выражения (формирования и существования) мысли. Речь рассматривается как способ формулирования мысли посредством языка.

 

Обучение  родному языку рассматривается  как важнейшее средство умственного  воспитания. Только тот метод развития речи признается эффективным, который одновременно развивает и мышление.

 

В развитии речи на первом месте стоит накопление ее содержания. Содержательность речи обеспечивается связью процесса овладения  языком с процессом познания окружающего  мира. Язык является средством логического познания, именно с овладением языком связано развитие мыслительных способностей ребенка.

 

С другой стороны, язык опирается на мышление. Эту  закономерность можно проследить на примерах освоения детьми всех уровней  языковой системы (фонетического, лексического, грамматического). Методика ориентирует практических работников на формирование у детей языковых обобщений, элементарного осознавания явлений языка и речи. В результате повышается уровень развития как речи, так и мышления.

 

Таковы  наиболее значимые философские характеристики языка и речи, определяющие исходные, методологические принципы методики, а также общую направленность, цели и принципы развития речи и навыков речевого общения.

 

Естественнонаучную основу методики составляет учение И. П. Павлова о  двух сигнальных системах высшей нервной  деятельности человека, объясняющее  механизмы формирования речи.

 

Физиологической основой речи служат временные связи, образующиеся в  коре головного мозга в результате воздействия на человека предметов и явлений действительности и слов, которыми эти предметы и явления обозначаются.

 

И. П. Павлов рассматривал речь прежде всего как кинестетические импульсы, идущие в кору от органов речи. Эти  кинестетические ощущения он называл основным базальным компонентом второй сигнальной системы. «Все внешние и внутренние раздражения, все вновь образующиеся рефлексы, как положительные, так и тормозные, немедленно озвучиваются, опосредствуются словом, т.е. связываются с речедвигательным анализатором и входят в словарный состав детской речи»

 

В основе процесса овладения речью  лежит взаимодействие непосредственного  и речевого отражения внешнего мира, процесс взаимодействия непосредственных и речевых реакций.

 

Исследования А. Г. Иванова-Смоленского, Н. И. Красногорского, М. М. Кольцовой и других помогают понять процесс развития второй сигнальной системы у детей в ее единстве с первой сигнальной системой. На ранних ступенях преобладающее значение имеют непосредственные сигналы действительности. С возрастом роль словесных сигналов в регуляции поведения возрастает. Это объясняет принцип наглядности, соотношение наглядности и слова в работе по развитию речи.

 

М. М. Кольцова отмечает, что слово  приобретает для ребенка роль условного раздражителя на 8 – 9-м месяце его жизни (СНОСКА: Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга. – М., 1973; Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – М., 1973). Исследуя двигательную активность и развитие функций мозга ребенка, Кольцова пришла к выводу, что формирование моторной речи зависит не только от общения, но и в какой-то мере от двигательной сферы. Особая роль принадлежит мелкой мускулатуре рук и, следовательно, выработке тонких движений пальцев.

 

Психологическую основу методики составляет теория речи и речевой деятельности. «Речевая деятельность представляет собой активный, целеустремленный процесс, опосредованный языковой системой и обусловливаемый ситуацией процесс принятия и передачи сообщений» (И. А. Зимняя). Психологическая природа речи раскрыта А. Н. Леонтьевым (на основе обобщения этой проблемы Л. С. Выготским):

 

·         речь занимает центральное место  в процессе психического развития, развитие речи внутренне связано  с развитием мышления и с развитием  сознания в целом;

·         речь имеет полифункциональный характер: речи присущи коммуникативная функция (слово – средство общения), индикативная (слово – средство указания на предмет) и интеллектуальная, сигнификативная  функция (слово – носитель обобщения, понятия); все эти функции внутренне связаны друг с другом;

·         речь является полиморфной деятельностью, выступая то как громкая коммуникативная, то как громкая, но не несущая прямой коммуникативной функции, то как  речь внутренняя. Эти формы могут  переходить одна в другую;

 

·         в речи следует различать ее физическую внешнюю сторону, ее форму, ее семическую (семантическую, смысловую) сторону;

·         слово имеет предметную отнесенность и значение, т.е. является носителем  обобщения;

·         процесс развития речи не есть процесс количественных изменений, выражающийся в увеличении словаря и ассоциативных связей слова, но процесс качественных изменений, скачков, т.е. это процесс действительного развития, который, будучи внутренне связан с развитием мышления и сознания, охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова (СНОСКА: Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. // Избранные психологические произведения: В 2-х т./Под ред. В. В. Давыдова и др. – М, 1983. Т.2. С.69-70).

Информация о работе Развитие речи