Методика развития речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:47, контрольная работа

Описание работы

Характеристика педагогических взглядов Е.И. Тихеевой на проблему соотношения общественного и семейного воспитания, определяется вклад автора в теорию и практику дошкольного и начального образования в России, в методику развития речи детей в процессе обучения их родному языку в семье, детском саду и школе.

Содержание

Введение
1. Научная биография и творческое наследие Тихеевой
2. Методика развития речи
3. Теория дошкольного воспитания
4. Социально-педагогические взгляды Тихеевой
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

развитие.docx

— 35.11 Кб (Скачать)

 

План

Введение

1. Научная биография и творческое наследие Тихеевой

2. Методика развития речи

3. Теория дошкольного воспитания

4. Социально-педагогические взгляды Тихеевой

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Для понимания сущности педагогического  наследия Е.И. Тихеевой, с точки зрения ее исторической идентичности, особую значимость приобретают исследования Е.А. Гребенщиковой, Г.П. Ларионовой, Л.Н. Литвина, Э.В. Онищенко, Н.Б. Петровой, Л.К. Савиновой, Ф.Ф. Сватикова, И.В. Чувашева, где предлагается характеристика педагогических взглядов Е.И. Тихеевой на проблему соотношения общественного и семейного воспитания, определяется вклад автора в теорию и практику дошкольного и начального образования в России. Одновременно в отдельных работах дается позитивная оценка опыта практической деятельности известного педагога, участвующего в реформировании отечественного образования на рубеже XIX – XX вв. (Л.Л. Ворошилова, Л.С. Выготский, В.В. Колечко, Н. Короткова, М.Н. Певзнер и др.). Значительное число научных и публицистических работ посвящено различным аспектам методического творчества Е. И. Тихеевой (Е.А. Гребенщикова, В.Я. Лыкова, О.В. Морозова, Э.В. Онищенко и др.). Широко представлены в имеющемся научно-педагогическом арсенале исследования, рассматривающие основные положения: методики развития речи (О.Г. Архипова, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, С.Ф. Ракова, О.Н. Сомкова); методики математического развития (А.М. Леушина, З. А. Михайлова); экологического воспитания (А.К. Матвеева, П.Г. Саморукова); технологии трудового воспитания дошкольников (М.В. Крулехт, Л.Н. Литвин); своеобразия развития игровой деятельности ребенка-дошкольника (В.В. Колечко, В.Я. Лыкова).     

 

 

 

 

 

  1. Научная биография и творческое наследие Е. И. Тихеевой

 

Елизавета Ивановна Тихеева (1866—1944) была талантливым  педагогом и крупным общественным деятелем по дошкольному воспитанию. Она активно участвовала в  разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство (в первую очередь К. Д. Ушинского) и обобщая  опыт работы своего и других детских  садов России. Педагогическую  деятельность Е. И. Тихеева начала в 80-х годах XIX в. на Кавказе. Вместе со своей сестрой Л. И. Тихеевой-Чулицкой она обучала детей в бесплатной школе, открытой их отцом вблизи Тифлиса. В 90-х годах сестры переехали в Петербург и работали сначала в воскресной школе, а затем в организованной ими самими начальной школе .

Уже в первые годы своей педагогической деятельности Е. И. Тихеева обращала особое внимание на обучение детей  родному языку в начальной  школе. Руководствуясь указаниями К. Д. Ушинского о роли родного языка  в обучении и анализируя свой опыт работы в начальной школе, Е. И. Тихеева  составила в 1905 г. букварь «Русская грамота», а затем несколько учебных  пособий по родному языку для  развития речи и мышления детей. Эти  книги получили большое распространение.   В 1908 г. Е. И. Тихеева стала членом Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию. В 1913 г. она выступила на Всероссийском  съезде по семейному воспитанию с  докладом «Роль государства, семьи и общества в деле дошкольного воспитания». Начиная с 1913 г. Е. И. Тихеева состояла председателем школьной комиссии общества, которая разрабатывала вопросы дидактики, методики начального обучения. С этого же времени она руководила детским садом, открытым этим обществом, организуя опытно-экспериментальную работу по созданию методики воспитания детей дошкольного возраста.  В 1914 г. Е. И. Тихеева была в Италии, где ознакомилась с работой «домов ребенка Монтессори». Отметив некоторые положительные моменты в сфере сенсорного воспитания детей в этих домах, она пришла к общему заключению о принципиально неправильном направлении их работы. Е. И. Тихеева решительно выступала против мелкобуржуазной теории «свободного воспитания» и «новой свободной школы». В этой школе, писала она, отсутствует целенаправленное воспитание детей и необходимый порядок, господствует стихийность мер педагогического воздействия, «потворство слабостям, прихотям и проделкам учащихся»

В годы первой мировой войны Е. И. Тихеева проводила большую консультационную и методическую работу по детским  очагам, яслям, детским садам Петрограда, публиковала статьи, в которых  выступала против превращения детских  очагов в питомники по призрению  детей, настаивала на организации в  них воспитательно-образовательной  работы, основанной на прогрессивных  педагогических принципах. Она активно  участвовала во Всероссийском съезде по призрению детей (1914), доказывала, что не может быть призрения детей  без общественного воспитания. В  мае 1917 г. Е. И. Тихеева как вице-президент  Петроградского общества содействия дошкольному  воспитанию обратилась с докладной  запиской в министерство народного  просвещения Временного правительства, в которой ставила вопрос о  включении детских садов в  систему школьного образования, но не добилась положительного ответа. Накопленный опыт отечественной  педагогической культуры становится основанием для разработки и внедрения новых  способов работы с детьми, в том  числе и в форме так называемых ретроинноваций. В истории отечественного образования присутствует достаточное  количество авторских педагогических концепций, которые имеют непреходящее значение собственно для его развития. В качестве одной из педагогических систем, которая прочно вошла в  арсенал педагогической теории и  практики на уровне организации системы  дошкольного и начального образования, а также профессиональной подготовки будущих педагогов, в настоящее  время признается «метод игры –  труда» Елизаветы Ивановны Тихеевой (1867 – 1943гг.). Этот педагог стояла у  истоков оформления педагогики дошкольного  детства, теории и методики дошкольного  воспитания и первоначального обучения, а также организации системы отечественных частных, общественных и государственных дошкольных учреждений. Особую  значимость придает тот факт, что  вклад известного педагога в теорию и практику отечественного образования  был настолько значителен, что  работ подобного типа достаточно много. В историко-педагогических исследованиях, посвященных анализу педагогической системы Е.И. Тихеевой, изучались разнообразные проблемы, которые нашли отражение в теоретических и методических трудах автора.

В настоящее время большая часть теоретико-методических работ Е.И. Тихеевой является труднодоступной, так как представлена преимущественно в до- и пост-революционных периодических изданиях, литографиях и практически не переиздавалась. Связано это с тем, что в конце 20-х гг. ХХ века Е.И. Тихеева выступила с рядом публикаций, отстаивающих идею деполитизации и деидеологизации образования. Ее педагогическая концепция вызвала критические замечания со стороны отдельных советских педагогов. Методические разработки, оформленные как «метод игры-труда Тихеевой», были объявлены буржуазными, реакционными, идеологически чуждыми и лишенными научной новизны (Л.И. Красногорская, И.В. Сватикова и др.).    

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методика  развития речи

 

Центральное место в педагогической теории Е. И: Тихеевой занимает методика развития речи детей в процессе обучения их родному языку в семье, детском  саду и школе. Эта методика, построенная  на основе учения К. Д. Ушинского, разрабатывалась  ею еще в дореволюционный период и была окончательно оформлена в  советское время. В 1913 г. вышла из печати работа Е. И. Тихеевой “Родная  речь и пути ее развития”. Важные вопросы  о значении, путях и средствах. развития родной речи Тихеева связывала с общим развитием русской культуры, языка, воспитанием у детей чувства любви к своему народу, родине. Методику  развития родной речи Тихеева разрабатывала  на основе учения К. Д. Ушинского о  народности воспитания, о единстве процесса речи и мышления, на основе богатейшего методического наследства великого русского педагога в области  первоначального обучения детей  родному языку. Свою методику она  обосновывала современными ей научно-психологическими данными, проверяла собственным  педагогическим опытом. Вслед за Ушинским Е. И. Тихеева придавала родному  языку исключительно важное значение как в воспитании и образовании детей, так и в общественной жизни: “Язык есть удивительное и совершеннейшее творение народного духа... Владеть по возможности в совершенстве всеми  видами и проявлениями речи является могущественнейшим орудием умственного  развития человека”. Тихеева справедливо  отмечала, что родной язык в то время  еще не занимал ни в семье, ни в  детском саду, ни в школе соответствующего ему места, что “на культуру родного  языка все еще обращено мало внимания педагогов и родителей, а между  тем язык есть главный предмет  в деле воспитания”. Правильно указывая, что начинать лингвистическое и  литературное воспитание человека надо с раннего детства еще в  семье, Тихеева писала: “Навык правильной речи, как все добрые навыки, приобретается в семье.То, что делает семья по части упорядочения и развития речи ребенка, развития в  нем литературных и художественных вкусов, имеет колоссальное значение для всей его последующей жизни Первой задачей родителей в связи с этим, считала она, является самый тщательный уход за органом слуха детей, забота о развитии их слуховой наблюдательности. Огромную роль в развитии речи маленьких детей играет пример взрослых, их правильная речь: “Никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым, главное—говорить медленно, ясно и громко”. Особенно велика роль матери в развитии речи и мышления детей. У семьи имеется надежный помощник в развитии речи детей, говорила Тихеева,—  это детский сад, который “по  возможности расширяет, разнообразит и проводит уже не в узких рамках семьи, а в несравненно более  широких условиях общественности все  методические приемы.... “Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском  саду”,— писала она. Опираясь на знание языка, полученное детьми в семье, воспитательница в детском саду должна проводить систематическую работу по развитию их речи, использовать все, что могут дать для этого поэзия и искусство: “Живое слово, образная сказка, рассказ, в должное мгновение и с должной выразительностью прочитанное стихотворение, мелодия народной песни должны царить в детском саду, как и в семье, и готовить душу ребенка к дальнейшим, более глубоким художественным восприятиям.Для детей дошкольного возраста взрослые должны отбирать литературные произведения, доступные им по содержанию и по форме. Е. И. Тихеева указывала, что  дети выражают свои мысли не только с помощью речи, но и жестами, звукоподражанием, изобразительными средствами и т. д. Она дала ценные методические рекомендации воспитателям детских садов, как  использовать игры, лепку, рисование  в целях развития детской речи. Одним из методов обучения детей  родному языку Е. И. Тихеева считала  уроки наблюдения, связанные с  рассказыванием: детям показывают предметы, называют их, а потом просят повторить  слово.Так часто делают матери, но проводят эти  уроки, как правило, бессистемно  и не всегда правильно. В детских  садах такие уроки должны быть систематическими. Речь воспитательницы  должна быть образцом для подражания детей. Методика развития речи детей, разработанная  Тихеевой до революции, была усовершенствована  ею в советское время. В 1937 г. она  издала книгу “Развитие речи дошкольника” Высказывания Е. И. Тихеевой о развитии речи детей в детском саду нс утратили своей ценности и в настоящее  время. 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теория  дошкольного воспитания

 

Позднее, в 60 – 90-х гг. предпринимались попытки  реабилитировать Е. И. Тихееву как  видного деятеля отечественного дошкольного образования, но, тем не менее, в историко-педагогической литературе советского периода Е. И. Тихеева занимает скромное место в качестве одного из представителей общественно-педагогического движения за создание и развитие общественного дошкольного образования (Л.М. Волобуева, С.Ф. Егоров, Ф.Ф. Королев, Л.Н. Литвин, С.В. Лыков и др.). Особое место среди исследований историко-педагогического характера принадлежит Э.В. Онищенко, в работе которой представлена попытка актуализации отдельных, не лишенных педагогической значимости идей и способов организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в форме «ретроинновации» и внедрения авторского «метода», в качестве альтернативной модели работы современного детского сада (Шульгина, 2005). На этом основании можно говорить о том, что целостное осмысление педагогического творчества Е.И. Тихеевой достаточно сложная задача, т.к., во-первых, педагогическое наследие автора является очень полифункциональным и многообразным: от методологических (монографий) и публицистических (статей и докладов) работ, до учебников для дошкольного и начального образования и учебно-методических комплексов (в форме энциклопедий, программ, хрестоматий, методических пособий) для дошкольных работников; во-вторых, в «методе Тихеевой» представлено органическое единство всех форм культуры – от научно систематизированной философии образования до осмысления опыта спонтанного народного воспитания и собственной практической деятельности, в-третьих, присутствует, внешняя противоречивость исторической эпохи конца XIX – начала ХХ века и мобильность изменений в теории дошкольной педагогики, как в европейском, так и отечественном наследии; в-четвертых, отсутствует целостность и системность педагогических работ Е.И. Тихеевой как теоретико-методологического, так и прикладного характера; в-пятых, наличествует интенсивная внутренняя динамика оформления и последовательного развития, совершенствования авторской научной концепции Е.И. Тихеевой на различных этапах творческого пути, спонтанность ее выражения в отдельных работах. Можно констатировать, что научное наследие Е.И. Тихеевой достаточно обширно (порядка 15 монографий, 30 работ учебно-методической и воспитательной направленности и 50 статей в периодических изданиях). В них впервые обосновывались идеи организации вариативной системы отечественного дошкольного образования с учетом как собственного, так и европейского опыта. Методические работы Е.И. Тихеевой явились обобщением многочисленных отечественных и западных исследований проблем воспитания и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста конца XIX – начала ХХ века. При этом следует учитывать тот факт, что именно в педагогическом наследии Е.И. Тихеевой произошло оформление единой теоретической концепции и практических технологий организации образовательной среды для ее реализации в условиях дошкольных учреждений различного типа (частных, государственных и общественных) (Шульгина, 2006).

Вместе  с тем, научная биография и  творческое наследие Е. И. Тихеевой как  целостная система до сих пор  не являлись предметом специального научного изучения. Поэтому можно  сформулировать явно выраженные противоречия между:

  • признанием  вклада Е.И. Тихеевой в развитие  дошкольного образования и недостаточной  изученностью ее научной биографии  и творческого наследия;
  • активной  включенностью Е.И. Тихеевой в  теорию и практику отечественного  образования конца ХIХ – начала ХХ века и отсутствием концептуального анализа ее педагогической системы в работах историко-педагогической направленности;
  • оценкой  роли Е.И. Тихеевой в оформлении  отдельных методик воспитания  и обучения детей дошкольного  возраста и отсутствием работ,  посвященных анализу собственно  ее авторского «метода игры  – труда». С этих позиций в качестве системы  детерминант, повлиявших на становление  и развитие мировоззрения Е. И. Тихеевой в единстве культурологического  и биографического методологических принципов выделяются закономерности оформления собственно авторских педагогических суждений под влиянием внешних и внутренних факторов.Выдержка  из работы «Анализируя теоретические подходы Е.И. Тихеевой», применительно к организации общественного дошкольного и первоначального образования подрастающего поколения, можно объективно выделить системную характеристику работы различных учебно-воспитательных учреждений, с точки зрения описания (Запорожец, 1965).
  • их  значения и роли в обществе  при выполнении основных социализирующих  функций при работе с детьми, в том числе и посредством  организации общественных организаций  в условиях самого заведения; 
  • особенностей  взаимодействия внутри педагогического  коллектива, функциональных обязанностей  администрации и педагогов, сотрудников  и практикантов;
  • - ведущих  принципов организации учебно-воспитательного  процесса;
  • требований  к педагогическому составу в  целом и личности каждого педагога, его профессиональной культуре, образовательному уровню и компетентности;
  • особенностей  организации различных функциональных  помещений заведения и их оборудования;
  • своеобразия  пребывания в учебно-воспитательном  учреждении ребенка, основных  этапов его адаптации, сбора  необходимых сведений и результативности  индивидуальной и коллективной  работы в различных возрастных  группах; 
  • организации  распорядка жизни (режима дня)  и расписания занятий для детей  различного возраста;
  • - системы  учебно-воспитательной работы с  детьми с точки зрения решения  основных задач, таких как:  развитие речи, наблюдательности, внешних, социальных и эстетических чувств детей, формирование их знаний, умений и навыков;
  • - рекомендаций  по ведению учета и контроля за организацией педагогического процесса;
  • требований  к наличию бытового и дидактического  инвентаря для реализации основных  образовательных, воспитательных  и развивающих функций, а также  необходимости создания педагогической  библиотеки и музея, как средства  методической подготовки воспитателей  и обобщения их инновационного  опыта.

Информация о работе Методика развития речи