Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 20:30, реферат
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны —восприятие языковых конструкций и их понимание.
Департамент образования города Москвы
ГБОУ СПО Педагогический колледж № 18 «Митино»
Домашняя контрольная работа
Предмет «МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ»
Вариант _15____
Москва, 2011
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны —восприятие языковых конструкций и их понимание.
Существует множество теорий, объясняющих развитие речи у человека. Можно было бы допустить, что ребенок учиться правильно строить предложения, подражая взрослым и получая от них за это эмоциональное подкрепление. Так считают сторонники теорий научения (бихевиористский подход к развитию речи). Механизмы научения частично объясняют появление у человека определенных речевых оборотов и местного акцента.
1. Теория звукоподражания
идет от древнегреческих
2. Трудовая теория происхождения языка (теория "трудовых выкриков") возникла в XIX веке и наиболее полно оформилась в трудах Л. Нуаре и К. Бюхера. Сущность этой гипотезы в предположении о том, что язык возник из звуков, сопровождающих совместную трудовую деятельность. В этой теории подчеркивается, что язык возник в процессе социального взаимодействия людей и языковые знаки вторичны по отношению к невербальным способам коммуникации.
3. Жестовая теория происхождения языка была сформулирована в 19 веке В. Вундтом, а позднее развита Н.Я. Марром. На сегодняшний день она считается наиболее убедительной, так как имеет множество психолингвистических аргументов в свою пользу. В частности ее подтверждает анализ речевого развития ребенка. Прежде чем ребенок овладевает языком как фоно-лексико-грамматической структурой, он создает особую невербальную (преимущественно жестовую) прото-языковую систему. В онтогенезе "сначала был осмысленный жест и эмоциональная фонация", а потом уже "осмысленный звук".
Другая область, которая дает факты в пользу жестовой теории, это наблюдения и эксперименты, проведенные в 60-70-е гг. нашего столетия с человекообразными обезьянами (Р. и Б. Гарднеры, Р. Футс, Д. Примак и др.). Результаты наблюдений показывают, что обезьяны способны к научению в определенной степени жестовой коммуникации глухонемых (обучение звуковому языку обезьян невозможно из-за несовершенства у них строения артикуляционного аппарата). За три года обучения с 11 -месячного возраста шимпанзе по имени Ушо у супругов Гарднеров освоила 132 знака американского жестового языка и "понимала" еще несколько сот других знаков, с которыми люди обращались к ней. Комбинируя знаки, обезьяны составляли го них несложные предложения, причем они отдавали предпочтение порядку "слов-жестов", при котором на первом месте находился субъект действия, на втором — действие, на третьем — объект (например: "ты — щекотать — Ушо"). Иными словами, шимпанзе демонстрировали представление о субъекте, действии и объекте (цит. по Горелов И.Н., Седов К.Ф., 1997).
Исследователи оказавшие существенное влияние на становления методики развития речи как науки в первой половине 20 века.
Елизавета Ивановна Тихеева (1866—1944) была талантливым педагогом и крупным общественным деятелем по дошкольному воспитанию. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство (в первую очередь К. Д. Ушинского)
Сохин Феликс Алексеевич.
После
окончания психологического отделения
философского факультета МГУ работал
преподавателем психологии в Московском
пединституте иностранных языков (1951-1957).
В 1954 г. под руководством С.Л. Рубинштейна
защитил кандидатскую диссертацию по
проблеме формирования грамматического
строя речи детей. С 1961 г. работал в Институте
дошкольного воспитания АПН СССР (в настоящее
время – Институт дошкольного образования
и семейного воспитания Российской академии
образования) заведующим лабораторией
подготовки детей к школе. В 1972 г. возглавил
там же лабораторию развития речи. В 1971
г. Ф.А. Сохин был избран председателем
дошкольной комиссии учебно-методического
совета Министерства просвещения СССР.
В область научных интересов Ф.А. Сохина
входила психология и педагогика развития
речи детей дошкольного возраста. Под
его руководством в лаборатории развития
речи в Институте дошкольного образования проводились
исследования усвоения языка дошкольниками
и разрабатывались теоретические проблемы
этого процесса. Разработка психолого-педагогических
основ методики развития речи в детском
саду включала обучение родному языку
и русскому языку в национальном и многонациональном
детских садах.
Большое внимание уделялось также сравнительному
изучению речевого развития нормально
слышащих, слабослышащих и глухих дошкольников.
На основе этих исследований разработаны
«Типовая программа обучения русскому
языку в национальном детском саду» (1982)
и «Типовая программа воспитания и обучения
в детском саду» (1984), в которых учитывается
специфика развития речи дошкольников.
Алиса Михайловнвна Бородич.
Внесла вклад в методику обучения детей рассказыванию, в методику словарной работы, в систематизацию методики как научной и учебной дисциплины. Разработала учебное пособие по развитию речи детей для пединститутов
Мария Метрофанова Конина.
В течение 40 лет преподавала курс методики развития речи в МГПИ им. Ленина. Исследовала проблемы формирования грамматического строя речи, словаря, воспитания звуковой культуры речи. Показала ведущую роль образца речи воспитателя и самостоятельной речевой деятельности детей в образовании грамматических форм.
Задачи речевого развития дошкольника.
Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи. Исследования проблем развития речи последних лет, проведенные под руководством Ф. А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи: структурный (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического); функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога); когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).
Представим наглядно вычленение задач речевого развития детей.
Основные единицы речевого общения языка |
Формы |
Задачи развития речи |
Слово |
1 Развитие словаря | |
Звук |
2 Воспитание звуковой культуры речи | |
Словоформа |
3 Формирование грамматического строя речи | |
Текст |
Диалог |
4 Развитие связной
речи |
Остановимся кратко на характеристике каждой задачи. Их содержание определяется лингвистическими понятиями и психологическими особенностями овладения языком.
1. Развитие словаря.
Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.
Главное в развитии детского словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
Словарная работа в детском саду проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Ее задачи и содержание определяются с учетом познавательных возможностей детей и предполагают освоение значений слов на уровне элементарных понятий. Кроме того, важно, чтобы дети освоили сочетаемость слова, его ассоциативные связи (семантическое поле) с другими словами, особенности употребления в речи. В современной методике большое значение придается развитию умений выбирать наиболее подходящие слова для высказывания, употреблять многозначные слова в соответствии с контекстом, а также работе над лексическими средствами выразительности (антонимы, синонимы, метафоры). Словарная работа теснейшим образом связана с развитием диалогической и монологической речи.
2. Воспитание звуковой культуры речи – многоаспектная задача, в которую входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения (говорение, речепроизношение).
Она предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация); выработку четкой дикции. Большое внимание уделяется культуре речевого поведения. Воспитатель учит детей пользоваться средствами звуковой выразительности с учетом задач и условий общения
Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для воспитания звуковой культуры речи. Овладение четким и правильным произношением должно быть завершено в детском саду (к пяти годам).
3. Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.
Освоение грамматического
строя представляет большую сложность
для детей, поскольку грамматические
категории характеризуются
Дети усваивают грамматический строй практически, путем подражания речи взрослых и языковых обобщений. В дошкольном учреждении создаются условия для освоения трудных грамматических форм, выработки грамматических навыков и умений, для предупреждения грамматических ошибок. Обращается внимание на освоение всех частей речи, освоение разных способов словообразования, разнообразных синтаксических конструкций. Важно добиться, чтобы дети свободно пользовались грамматическими навыками и умениями в речевом общении, в связной речи.
4. Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи.
а) Развитие диалогической
(разговорной) речи. Диалогическая речь
является основной формой общения детей
дошкольного возраста. Долгое время
в методике обсуждается вопрос, нужно
ли учить детей диалогической
речи, если они овладевают ею спонтанно
в процессе общения с окружающими.
Практика и специальные исследования
показывают, что у дошкольников необходимо
развивать в первую очередь те
коммуникативно-речевые умения, которые
не формируются без влияния
Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для воспитания звуковой культуры речи. Овладение четким и правильным произношением должно быть завершено в детском саду (к пяти годам).
3. Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.