Теории развития речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 20:30, реферат

Описание работы

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны —восприятие языковых конструкций и их понимание.

Работа содержит 1 файл

культура речи.docx

— 69.08 Кб (Скачать)

Департамент образования  города Москвы

ГБОУ СПО Педагогический колледж № 18 «Митино»

 

 

Домашняя контрольная  работа

Предмет «МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ»

Вариант _15____

                                                                   

 

 

                                                                   Выполняла:

                                                                                    студентка _4__ курса

                                                                              __403____ группы

                                                                                   Ф.И.О. Трофимова Анна Антоновна.                                                                                       

        

                                                                        Проверила: Ф.И.О. Шумова Антанина Леонидовна.

 

 

 

 

                                                                                                                                                                           

                                                                                                       

 

Москва, 2011

 

 

 

 

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны —восприятие языковых конструкций и их понимание.

     Теории развития речи

Существует множество  теорий, объясняющих развитие речи у человека. Можно было бы допустить, что ребенок учиться правильно строить предложения, подражая взрослым и получая от них за это эмоциональное подкрепление. Так считают сторонники теорий научения (бихевиористский подход к развитию речи). Механизмы научения частично объясняют появление у человека определенных речевых оборотов и местного акцента.

1. Теория звукоподражания  идет от древнегреческих философов-стоиков.  Смысл ее состоит в том, что  человек обрел свой язык, подражая  звукам природы. В любом языке,  например, есть звукоподражательные  слова, да и начала детской  речи (которая как бы повторяет  этапы филогенеза) содержат аналогичные  словообразования.

2. Трудовая теория происхождения  языка (теория "трудовых выкриков") возникла в XIX веке и наиболее  полно оформилась в трудах  Л. Нуаре и К. Бюхера. Сущность этой гипотезы в предположении о том, что язык возник из звуков, сопровождающих совместную трудовую деятельность. В этой теории подчеркивается, что язык возник в процессе социального взаимодействия людей и языковые знаки вторичны по отношению к невербальным способам коммуникации.

3. Жестовая теория происхождения  языка была сформулирована в  19 веке В. Вундтом, а позднее  развита Н.Я. Марром. На сегодняшний день она считается наиболее убедительной, так как имеет множество психолингвистических аргументов в свою пользу. В частности ее подтверждает анализ речевого развития ребенка. Прежде чем ребенок овладевает языком как фоно-лексико-грамматической структурой, он создает особую невербальную (преимущественно жестовую) прото-языковую систему. В онтогенезе "сначала был осмысленный жест и эмоциональная фонация", а потом уже "осмысленный звук".

Другая область, которая  дает факты в пользу жестовой теории, это наблюдения и эксперименты, проведенные  в 60-70-е гг. нашего столетия с человекообразными  обезьянами (Р. и Б. Гарднеры, Р. Футс, Д. Примак и др.). Результаты наблюдений показывают, что обезьяны способны к научению в определенной степени жестовой коммуникации глухонемых (обучение звуковому языку обезьян невозможно из-за несовершенства у них строения артикуляционного аппарата). За три года обучения с 11 -месячного возраста шимпанзе по имени Ушо у супругов Гарднеров освоила 132 знака американского жестового языка и "понимала" еще несколько сот других знаков, с которыми люди обращались к ней. Комбинируя знаки, обезьяны составляли го них несложные предложения, причем они отдавали предпочтение порядку "слов-жестов", при котором на первом месте находился субъект действия, на втором — действие, на третьем — объект (например: "ты — щекотать — Ушо"). Иными словами, шимпанзе демонстрировали представление о субъекте, действии и объекте (цит. по Горелов И.Н., Седов К.Ф., 1997).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследователи оказавшие существенное влияние на становления методики развития речи как науки в первой половине 20 века.

 

Елизавета Ивановна Тихеева (1866—1944) была талантливым педагогом и крупным общественным деятелем по дошкольному воспитанию. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство (в первую очередь К. Д. Ушинского)

 

Сохин Феликс Алексеевич.

После окончания психологического отделения философского факультета МГУ работал преподавателем психологии  в Московском пединституте иностранных языков (1951-1957). В 1954 г. под руководством С.Л. Рубинштейна защитил кандидатскую диссертацию по проблеме формирования грамматического строя речи детей. С 1961 г. работал в Институте дошкольного воспитания АПН СССР (в настоящее время – Институт дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования) заведующим лабораторией подготовки детей к школе. В 1972 г. возглавил там же  лабораторию развития речи. В 1971 г. Ф.А. Сохин был избран председателем дошкольной комиссии учебно-методического совета Министерства просвещения СССР. 
 
В область научных интересов Ф.А. Сохина входила психология и педагогика развития речи детей дошкольного возраста. Под его руководством в лаборатории развития речи в Институте дошкольного образования  проводились исследования усвоения языка дошкольниками и разрабатывались теоретические проблемы этого процесса. Разработка психолого-педагогических основ методики развития речи в детском саду включала обучение родному языку и русскому языку в национальном и многонациональном детских садах.  
 
Большое внимание уделялось также сравнительному изучению речевого развития нормально слышащих, слабослышащих и глухих дошкольников. На основе этих исследований разработаны «Типовая программа обучения русскому языку в национальном детском саду» (1982) и «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» (1984), в которых учитывается специфика развития речи дошкольников.

Алиса  Михайловнвна  Бородич.

Внесла вклад в методику обучения детей рассказыванию, в методику словарной работы, в систематизацию методики как научной и учебной  дисциплины. Разработала учебное  пособие по развитию речи детей для  пединститутов

 

Мария Метрофанова Конина.

В течение 40 лет преподавала курс методики развития речи в МГПИ им. Ленина. Исследовала проблемы формирования грамматического строя речи, словаря, воспитания звуковой культуры речи.  Показала ведущую роль образца речи воспитателя и самостоятельной  речевой деятельности детей в  образовании грамматических форм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи речевого развития дошкольника.

Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных  задач. Основанием для их выделения  является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи. Исследования проблем развития речи последних лет, проведенные под руководством Ф. А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи: структурный (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического); функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога); когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).

Представим наглядно вычленение задач речевого развития детей.

Основные единицы  речевого общения языка 

Формы

 Задачи развития речи

Слово 

 

1 Развитие словаря 

Звук 

 

2 Воспитание звуковой  культуры речи 

Словоформа 
Словосочетание 
Предложение 

 

3 Формирование грамматического  строя речи 

Текст 

Диалог  
Монолог 

4 Развитие связной  речи  
а) формирование диалогической (разговорной) речи,  
б) формирование монологической речи 


 

 

Остановимся кратко на характеристике каждой задачи. Их содержание определяется лингвистическими понятиями  и психологическими особенностями  овладения языком.

1.      Развитие словаря.

Овладение словарным  запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово  является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и  явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают  слова, необходимые для их жизнедеятельности  и общения с окружающими.

Главное в развитии детского словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в  соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

Словарная работа в  детском саду проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Ее задачи и содержание определяются с учетом познавательных возможностей детей и предполагают освоение значений слов на уровне элементарных понятий. Кроме того, важно, чтобы дети освоили  сочетаемость слова, его ассоциативные  связи (семантическое поле) с другими  словами, особенности употребления в речи. В современной методике большое значение придается развитию умений выбирать наиболее подходящие слова для высказывания, употреблять  многозначные слова в соответствии с контекстом, а также работе над  лексическими средствами выразительности (антонимы, синонимы, метафоры). Словарная  работа теснейшим образом связана  с развитием диалогической и  монологической речи.

2.      Воспитание звуковой культуры речи – многоаспектная задача, в которую входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения (говорение, речепроизношение).

Она предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение  средствами звуковой выразительности  речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация); выработку  четкой дикции. Большое внимание уделяется  культуре речевого поведения. Воспитатель  учит детей пользоваться средствами звуковой выразительности с учетом задач и условий общения

Дошкольное детство  – наиболее благоприятный период для воспитания звуковой культуры речи. Овладение четким и правильным произношением  должно быть завершено в детском  саду (к пяти годам).

3.      Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.

Освоение грамматического  строя представляет большую сложность  для детей, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. К тому же грамматический строй русского языка отличается наличием большого числа непродуктивных форм и исключений из грамматических норм и правил.

Дети усваивают  грамматический строй практически, путем подражания речи взрослых и  языковых обобщений. В дошкольном учреждении создаются условия для освоения трудных грамматических форм, выработки грамматических навыков и умений, для предупреждения грамматических ошибок. Обращается внимание на освоение всех частей речи, освоение разных способов словообразования, разнообразных синтаксических конструкций. Важно добиться, чтобы дети свободно пользовались грамматическими навыками и умениями в речевом общении, в связной речи.

4.      Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи.

а) Развитие диалогической (разговорной) речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей  дошкольного возраста. Долгое время  в методике обсуждается вопрос, нужно  ли учить детей диалогической  речи, если они овладевают ею спонтанно  в процессе общения с окружающими. Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые  не формируются без влияния взрослого. Важно учить ребенка вести  диалог, развивать умение слушать  и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.

Дошкольное детство  – наиболее благоприятный период для воспитания звуковой культуры речи. Овладение четким и правильным произношением  должно быть завершено в детском  саду (к пяти годам).

3.      Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.

Информация о работе Теории развития речи