Проблема и сохранение редких животных

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 16:48, реферат

Описание работы

Эволюция - естественный, непрерывный процесс вымирания и видообразования. Однако климатические, геологические и прочие перестройки земной поверхности обуславливали, по подсчетам палеонтологов, среднюю продолжительность «жизни» вида птиц порядка 2 млн. лет, а млекопитающих - порядка 600 тыс. лет. Лишь у немногих видов птиц и млекопитающих продолжительность «жизни» короче и измеряется десятками тысячелетий.

Содержание

1. Введение
2. Цель и объекты Стратегии
3. Научные основы сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов
3.1. Биологические особенности редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов
3.2. Лимитирующие факторы
3.3. Категории и критерии для выявления редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов и определения приоритетов их охраны
3.4. Принципы и способы сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов
3.5. Специальные меры по сохранению и восстановлению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов
3.6. Научно-методическое обеспечение сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов
4. Организационные основы сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов
4.1. Учет и кадастр редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов
4.2. Мониторинг редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов
4.3. Ведение Красных книг
4.4. Подготовка стратегий сохранения отдельных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов и региональных стратегий
5. Правовые основы сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов
5.1. Международные обязательства России
5.2. Российское законодательство
5.3. Предложения по совершенствованию правовых механизмов
6. Экономические и финансовые механизмы сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов
6.1. Экономические и финансовые основы реализации Стратегии
6.2. Экономические направления Стратегии
6.3. Направления финансирования Стратегии
7. Просветительская и образовательная деятельность в области сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов
7.1. Организационные принципы просвещения и образования
7.2. Организационные инструменты и институты формирования отношения к редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных, растений и грибов
7.3. Приоритеты просветительской и образовательной деятельности
8. Партнеры по выполнению Стратегии

Работа содержит 1 файл

проблема и сохранение редких животных.doc

— 348.00 Кб (Скачать)

 Большое внимание сохранению  редких и находящихся под угрозой  исчезновения видов уделяется  в Конвенции об охране дикой фауны и флоры и природных мест обитания (Бернская) и Конвенции по сохранению мигрирующих видов диких животных (Боннская). Россия не является стороной этих конвенций, однако входит в качестве участника в некоторые соглашения, заключаемые в рамках этих конвенций, а также участвует в качестве наблюдателя в проводимых ими мероприятиях и де-факто принимает значительное число мер по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов и мест их обитания, предусмотренных этими соглашениями. Это касается соглашений по морским млекопитающим и китообразным (NAMCO, ACCOBAMS и ASCOBANS), летучим мышам (EuroBat), тонкоклювому кроншнепу, джеку и т.д.

 Кроме того, на 5 сессии Межгосударственного  экологического совета (Москва, 1994), действующего в рамках СНГ, было открыто для подписания Соглашение об охране и использовании мигрирующих видов птиц и млекопитающих. Оно разработано не в рамках Боннской конвенции, но фактически является его аналогом на территории СНГ.

 Помимо межгосударственных  договоров существуют документы, носящие рекомендательный характер, но используемые в качестве базы для развития законодательства на национальном и региональном уровнях.

 К ним, в первую очередь,  относится Пан-Европейская стратегия  сохранения биологического и  ландшафтного разнообразия, принятая на Европейском совещании Министров охраны окружающей среды Европы (София, 1995 г.). Целью стратегии является поддержание и увеличение биологического и ландшафтного разнообразия в Европе, в том числе путем сохранения местообитаний редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, как в естественных, так и в антропогенных ландшафтах.

 Стратегия носит рекомендательный  характер, но используется Советом  Европы в качестве механизма  для реализации Конвенции о  биологическом разнообразии  на региональном (европейском) уровне.

 Имеется ряд конвенций и  иных международных договоров,  реализация которых будет способствовать  охране местообитаний редких  и находящихся под угрозой  исчезновения видов животного  и растительного мира, предотвращению  воздействий на виды и их местообитания негативных воздействий. Это Рамочная конвенция ООН об изменении климата, Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспо), Протокол по стратегической экологической оценке, уже упоминавшаяся Бернская конвенция, Конвенция о сохранении ландшафтов. Подписание и ратификация тех договоров, стороной которых Россия еще не является (в том числе Боннской и Бернской конвенций, Картахенского протокола), ратификация ранее подписанной Россией Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном аспекте целесообразны в принципе, поскольку способствуют интеграции вопросов сохранения биологического разнообразия в процесс стратегической экологической оценки, что отмечено в Решении VI/7 6-ой Конференции Сторон Конвенции о биологическом разнообразии (2002 г.). Однако решение этих вопросов должно сопровождаться тщательной оценкой финансовых и социально-экономических последствий для России.

 Помимо международных конвенций  и других международных соглашений, международные обязательства России определяются ее участием на уровне государства в ряде международных организаций, комиссий и программ: Программе ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (МАБ), Совете Европы, Экономической социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Программе по охране арктической флоры и фауны (КАФФ), Всемирном союзе охраны природы (МСОП) и др.

 

5.2. РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 

 

 В отношении регулирования  охраны и использования редких  видов действующее законодательство  можно разделить на нормативные правовые акты, регулирующие охрану и использование собственно редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций), и регулирующие использование мест их обитания (территориальную охрану). Кроме того, крайне важны акты, определяющие полномочия различных органов власти, а также устанавливающие ответственность за нарушение законодательства в области охраны и использования редких и находящихся под угрозой исчезновения видов.

 В настоящее время действующими  федеральными законами и нормативными правовыми актами урегулированы основные правовые вопросы, обеспечивающие:

- охрану и использование редких  и находящихся под угрозой  исчезновения видов. 

 В частности, решены вопросы: 

- выделение приоритетных объектов, подлежащих охране в первоочередном порядке;

- учреждение и порядок ведения  Красной книги Российской Федерации  и Красных книг субъектов Российской  Федерации; 

- порядок охраны редких и  находящихся под угрозой исчезновения  видов животных, растений и грибов;

- предупреждение возможных неблагоприятных  воздействий хозяйственной и  иной деятельности на окружающую  среду, в том числе на виды  животных, растений и грибов, занесенные  в Красную книгу, а также  их местообитания; 

- добывание (сбор) видов животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;

- ввоз в Россию, вывоз из России, транзитная перевозка и оборот  видов животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу  Российской Федерации; 

- содержание в искусственно  созданной среде обитания;

- порядок государственного учета,  пополнения, хранения, приобретения, продажи,  пересылки, вывоза за пределы  Российской Федерации и ввоза  на ее территорию зоологических  коллекций; 

- охрана редких и находящихся  под угрозой исчезновения видов животных и растений отдельных регионов.

   - территориальную охрану  редких и находящихся под угрозой  исчезновения видов животных, растений  и грибов.

 Наиболее распространенным  способом сохранения популяций  редких и находящихся под угрозой  исчезновения видов является придание их местообитаниям статуса особо охраняемых природных территорий, в отношении которых решены вопросы:

- порядок создания и функционирования  ООПТ всех категорий; 

- ограничение природопользования  в местах обитания редких и  находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов.

   - ответственность за нарушение  законодательства об охране редких  и находящихся под угрозой  исчезновения видов животных, растений  и грибов 

 Предусмотрены следующие виды  ответственности: 

- административная ответственность; 

- гражданско-правовая (имущественная)  ответственность; 

- уголовная ответственность. 

   - полномочия органов государственной  власти и органов местного  самоуправления в области охраны  и использования редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов

 Определены полномочия различных  органов власти в области охраны  и использования редких и находящихся  под угрозой исчезновения видов  животных, растений и грибов, а  именно:

- полномочия федеральных органов власти;

- полномочия субъектов Российской  Федерации; 

- полномочия органов местного  самоуправления.

 

5.3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ  ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ 

 

 Правовые механизмы сохранения  редких и находящихся под угрозой  исчезновения видов животных, растений и грибов включают три элемента: законодательство, организацию его исполнения и правоприменительную практику. В целом для России на современном этапе развития характерны достаточно развитое законодательство и недостаточно эффективное выполнение законов.

 Совершенствование правовых  механизмов должно быть направлено  на внедрение в правовую сферу  биологических и экологических  основ сохранении редких и  находящихся под угрозой исчезновения  видов животного и растительного  мира с учетом социально-экономических условий их реализации.

 Совершенствование правовых  механизмов должно происходить  по трем направлениям:

1) совершенствование действующего  законодательства;

2) разработка новых законов  и иных нормативных правовых  актов; 

3) совершенствование правоприменительной практики.

 Для совершенствования действующего  законодательства целесообразно: 

- Создать систему специальных  механизмов по осуществлению  организационно-правовых гарантий, реализующих научно-обоснованные  и экономически возможные пути сохранения и восстановления редких и находящихся под угрозой исчезновения видов отечественной фауны и флоры, а также мест их обитания.

- Усилить межведомственное взаимодействие  для реализации законодательных  актов по охране, воспроизводству  и восстановлению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов фауны и флоры, учитывая комплексность принятия соответствующих мер.

- Разработать План действий  по сохранению редких и находящихся  под угрозой исчезновения видов  животных, растений и грибов и мест их обитания и рекомендовать субъектам Российской Федерации создать региональные Планы действий, скоординированные с федеральными Стратегией и Планом действий.

- Совершенствовать нормы, законодательно  регулирующие оборот редких и  находящихся под угрозой исчезновения растений и грибов, их частей и дериватов.

- Внести в отраслевое законодательство  изменения и дополнения, усиливающие  меры по сохранению животных, растений и грибов, занесенных  в Красную книгу Российской  Федерации, в том числе: 

- ввести в Закон Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» от 1.04.1993 г. № 4730-1, в дополнение к имеющимся, экологический контроль, а в постановлении Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. № 60 «Об утверждении Положения о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» предусмотреть установление экологического контроля перед таможенным контролем;

- внести дополнения в Уголовный  кодекс Российской Федерации  об ответственности за уничтожение  животных и растений, относящихся к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также за торговлю животными и растениями, исключенными из хозяйственного пользования.

- Предусмотреть в ежегодных  бюджетах всех уровней финансирование  работ, связанных с ведением учета, кадастра, мониторинга редких и находящихся под угрозой исчезновения видах животных, растений и грибов, а также с ведением Красной книги.

 В качестве новых законов  и иных нормативных правовых  актов целесообразно: 

- Разработать проект федерального закона «О растительном мире», который позволит усилить законодательную базу сохранения объектов растительного мира;

- Разработать проект федерального  закона «Об экологической безопасности»; 

- Рассмотреть возможность разработки  проекта федерального закона «О редких и находящихся под угрозой исчезновения видах животных и растений», который позволит обеспечить интегрированное регулирование специфических правоотношений, а также стимулирует субъекты Российской Федерации к принятию собственных законов, отражающих региональные особенности (по примеру города Москвы, Республики Алтай и Еврейской автономной области).

 Для совершенствования правоприменительной  практики целесообразно: 

- Развивать и совершенствовать  деятельность специализированных  инспекций по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животного и растительного мира, а также взаимодействие этих инспекций с правоохранительными органами.

 

6. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ  МЕХАНИЗМЫ СОХРАНЕНИЯ РЕДКИХ  И НАХОДЯЩИХСЯ ПОД УГРОЗОЙ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ ВИДОВ ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ

 

 Разработка и реализация  экономических и финансовых механизмов  базируются на целевых установках  и приоритетах, вырабатываемых  учеными-естественниками, наиболее  полном эколого-экономическом учете  редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, их коммерческой и некоммерческой ценности, а также социально-экономических и институциональных условий и специфики регионов России.

 Задача экономических механизмов  как составной части Стратегии  сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов состоит в изменении поведения участников хозяйственных отношений - создании и стимулировании условий, при которых заинтересованным физическим и юридическим лицам (а) было бы выгодно охранять редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды, способствовать восстановлению их численности и внутривидового разнообразия в объеме, обеспечивающем устойчивое существование и использование этих видов, и (б) было бы убыточно действовать по-иному.

 В связи с тем, что в  России объемы государственного  финансирования природоохранной  деятельности, включая сохранение  редких и находящихся под угрозой  исчезновения видов, недостаточны  и необходимо привлечение внебюджетных  средств, большое значение  приобретают финансовые механизмы, задача которых состоит (а) в выявлении финансовых средств и (б) эффективном малозатратном финансировании и/или софинансировании отобранных приоритетных программ и проектов сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов.

 

6.1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ  ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ 

 

 Вопросы создания и функционирования  экономических и финансовых механизмов  сохранения редких видов тесно  связаны с: 

- необходимостью разработки методик  определения полной эколого-экономической и социальной ценности редких и находящихся под угрозой исчезновения видов как важного ресурса и блага, имеющего значительную информационную, эстетическую, медицинскую, научную и сущностную ценность;

- возможностью реализации этой  ценности с помощью экономических и финансовых механизмов;

Информация о работе Проблема и сохранение редких животных