Проблема и сохранение редких животных

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 16:48, реферат

Описание работы

Эволюция - естественный, непрерывный процесс вымирания и видообразования. Однако климатические, геологические и прочие перестройки земной поверхности обуславливали, по подсчетам палеонтологов, среднюю продолжительность «жизни» вида птиц порядка 2 млн. лет, а млекопитающих - порядка 600 тыс. лет. Лишь у немногих видов птиц и млекопитающих продолжительность «жизни» короче и измеряется десятками тысячелетий.

Содержание

1. Введение
2. Цель и объекты Стратегии
3. Научные основы сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов
3.1. Биологические особенности редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов
3.2. Лимитирующие факторы
3.3. Категории и критерии для выявления редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов и определения приоритетов их охраны
3.4. Принципы и способы сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов
3.5. Специальные меры по сохранению и восстановлению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов
3.6. Научно-методическое обеспечение сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов
4. Организационные основы сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов
4.1. Учет и кадастр редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов
4.2. Мониторинг редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов
4.3. Ведение Красных книг
4.4. Подготовка стратегий сохранения отдельных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов и региональных стратегий
5. Правовые основы сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов
5.1. Международные обязательства России
5.2. Российское законодательство
5.3. Предложения по совершенствованию правовых механизмов
6. Экономические и финансовые механизмы сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов
6.1. Экономические и финансовые основы реализации Стратегии
6.2. Экономические направления Стратегии
6.3. Направления финансирования Стратегии
7. Просветительская и образовательная деятельность в области сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов
7.1. Организационные принципы просвещения и образования
7.2. Организационные инструменты и институты формирования отношения к редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных, растений и грибов
7.3. Приоритеты просветительской и образовательной деятельности
8. Партнеры по выполнению Стратегии

Работа содержит 1 файл

проблема и сохранение редких животных.doc

— 348.00 Кб (Скачать)

- Принцип приоритетности и результативности 

 Необходимо определять в  каждом конкретном случае приоритетные  механизмы, позволяющие достигать  максимального эффекта при минимальных затратах.

- Принцип комплексного использования  естественнонаучного и гуманитарного  потенциала 

 Необходимо широко применять  гуманитарные средства формирования  экологического сознания (фольклорные,  художественные, культурно-исторические, религиозные и т.п.), наряду с использованием информации биологического и экологического характера.

- Принцип экологической безопасности 

 Любые формы образовательной  и просветительской работы, а  также участие населения в  тех или иных природоохранных акциях не должны быть связаны с каким-либо риском нанесения ущерба редким и находящимся под угрозой исчезновения видам, в том числе и их отдельным особям.

 

7.2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ  И ИНСТИТУТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ  К РЕДКИМ И НАХОДЯЩИМСЯ ПОД УГРОЗОЙ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ ВИДАМ ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ

 

 К основным организационным  инструментам относятся эколого-просветительская  работа, экологическое образование,  экологическая пропаганда и эколого-художественная  деятельность, которые реализуются с помощью соответствующих организационных институтов.

- Эколого-просветительская работа 

 Экологическое просвещение  подразумевает целенаправленное  информирование населения в экологических  вопросах, вовлечение широких слоев  населения в природоохранную деятельность.

 Эколого-просветительская работа  ведется национальными парками,  заповедниками, музеями, зоопарками, ботаническими садами, домами природы,  библиотеками, средствами массовой  информации, государственными и  неправительственными экологическими организациями и т.п.

- Экологическое образование 

 Экологическое образование  имеет системный характер, предполагает  формальную ответственность образовательной  структуры за конечный результат  образовательного процесса - уровень  подготовленности своих выпускников.

 Экологическое образование  осуществляется детскими дошкольными  учреждениями, средними учебными  заведениями, ВУЗами, учреждениями  дополнительного образования детей,  а также дополнительного профессионального  (постдипломного) образования и т.п. 

- Экологическая пропаганда 

 Средства экологической пропаганды - плакаты, значки, марки, красочные  конверты, наклейки и т.п., отражающие  экологическую тематику, а также  экологические лозунги, обращения,  видеоклипы (так называемая, социальная  реклама) и т.д. Экологическая пропаганда привлекает внимание людей к проблеме сохранения редких видов, формирует их интерес к этим видам, а также к природоохранным организациям, осуществляющим природоохранные проекты (фондам, заповедникам, паркам, и т.д.).

 Экологическая пропаганда осуществляется государственными природоохранными службами, средствами массовой информации, общественными организациями и т.п.

- Эколого-художественная деятельность 

 Средства искусства, такие  как фильмы, картины, литературные  произведения, художественные фотографии, музыкальные произведения и т.д., показывающие мир природы и взаимоотношения природы и человека, оказывают мощное влияние на эмоциональную сферу людей. Это важнейший фактор формирования гуманного отношения к природе, так как именно произведения искусства стимулируют проявление эстетических чувств, вызывают размышления людей о своем отношении к окружающей природе, заставляют переосмысливать жизненные ценности и т.д.

 Эколого-художественная деятельность - результат активности творческих коллективов и отдельных авторов (писателей, художников, фотографов, кинематографистов, музыкантов и т.п.).

 Широкий спектр инструментов  и институтов формирования экологической  культуры позволяет обеспечить  комплексность эмоциональных и  интеллектуальных средств воздействия на различные категории населения.

 

7.3. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И  ЭТАПЫ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

 

 Организация просветительской  и образовательной деятельности  требует выделения приоритетных  групп населения. В отношении каждой такой группы необходимо использовать различные формы и методы, обусловленные как ее психологическими особенностями, условиями жизни, так и той социальной функцией, которую данная группа выполняет в обществе.

- Психолого-педагогическая и методическая подготовка научных сотрудников и педагогов

 Необходимо повысить эколого-педагогическую  квалификацию педагогов и ученых  путем реализации специальных  программ дополнительного профессионального  образования (курсы, семинары, творческие  мастерские и т.п.). Основное внимание необходимо уделить овладению современными психолого-педагогическими технологиями коммуникации, эколого-просветительской работы и экологического образования в области сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов.

- Просвещение и образование  политиков и лиц, принимающих  решения 

 Необходимо формировать заинтересованность  политиков и лиц, принимающих  решения, в сохранении редких  и находящихся под угрозой  исчезновения видов и обеспечении  реального включения этими лицами данной проблемы в сферу своей профессиональной деятельности. Важно, чтобы лица, принимающие решения, руководствовались рекомендациями экспертов-экологов при принятии управленческих решений. Важнейшие направления работы с лицами, принимающими решения, связаны с формированием у них четкого понимания ценности редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (экологической, экономической и культурной), усвоением ключевых положений экологического права.

- Просветительская работа с  предпринимателями

 Необходимо активно привлекать  состоятельных людей к внебюджетному  финансированию деятельности, направленной  на сохранение редких и находящихся  под угрозой исчезновения видов,  используя методы организации  добровольной материальной поддержки  социально значимой некоммерческой деятельности.

- Просвещение и образование  учащихся 

 Необходимо усилить природоохранные  аспекты общего и экологического  образования, формировать гуманное  отношение детей к живой природе,  организовывать их активного  участие в природоохранных акциях. Для эффективной работы с учащимися следует устанавливать тесные контакты школы с учреждениями дополнительного образования детей (дворцы и дома творчества детей и молодежи, станции юных натуралистов, школьные лесничества, клубы по интересам и т.п.), а также с зоопарками и ботаническими садами, домами природы и музеями, национальными парками и заповедниками. Повышению эффективности просвещения учащихся способствует проведение международных, всероссийских и региональных массовых природоохранных акций, конкурсов, фестивалей, выставок (например, Всероссийский фестиваль детского творчества и Конкурс по различным номинациям «Ускользающий мир», посвященный сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений России).

 Информационное и образовательное сопровождение деятельности по сохранению того или иного редкого и находящегося под угрозой исчезновения вида должно включать следующие этапы:

 Социально-психологическое исследование  понимания данной проблемы различными  категориями населения и их отношения к конкретному редкому и находящемуся под угрозой исчезновения виду;

 Выбор приоритетных форм  и методов работы с различными  фокусными группами населения  в зависимости от результатов  исследования проблемы;

 Методическая подготовка информации (как естественнонаучного, так и гуманитарного характера) о целесообразности особой охраны конкретного вида и необходимых для этого мерах с целью сообщения этой информации различным категориям населения;

 Трансляция подготовленной  информации по различным каналам (средства массовой информации, семинары для учителей, рабочие совещания руководителей, массовые акции для школьников и т.д.);

5. Оценка эффективности и коррекция  тактики проводимой работы с  помощью социально-психологического  мониторинга.

 Тактика организации деятельности  по формированию социальной поддержки  сохранения конкретного редкого  и находящегося под угрозой  исчезновения вида в конкретном  регионе определяется сложившейся  социально-психологической ситуацией.  Программа действий разрабатывается на основе стратегических позиций, представленных в настоящем документе, и данных социально-психологического мониторинга отношения различных категорий населения к этому виду и деятельности по его охране. Такой системный подход обеспечивает наиболее эффективную концентрацию эколого-просветительских ресурсов на избранных приоритетных направлениях работы.

 

8. ПАРТНЕРЫ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ СТРАТЕГИИ 

 

 Реализация Стратегии сохранения  редких и находящихся под угрозой  исчезновения видов животных, растений и грибов осуществляется в виде партнерства государственных органов, научно-исследовательских и иных структур, связанных с охраной и использованием объектов живой природы, общественных организаций и объединений, а также при активном вовлечении граждан.

 Государство несет главную  ответственность за эффективное  сохранение редких и находящихся  под угрозой исчезновения видов  в масштабе Российской Федерации. 

 Исключительную ценность и  актуальность представляет тесное  партнерство с международными  природоохранными общественными организациями, благотворительными фондами и другими неправительственными структурами. Это партнерство обеспечивает не только определенную финансовую поддержку, но и обмен идеями, использование передового международного опыта, проведение совместных работ российских и зарубежных специалистов в области сохранения и изучения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов флоры и фауны.

 Таким образом, система многостороннего  партнерства способствует эффективной  реализации природоохранных инициатив в области изучения и сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов. 

 

Приложение 1

 

ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ  В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ РЕДКИХ И  НАХОДЯЩИХСЯ ПОД УГРОЗОЙ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ ВИДОВ ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ

 

I Основные биологические конвенции  и соглашения, стороной которых  является Россия 

 Конвенция о биологическом  разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 г.), подписана Россией 13 июня 1992 г., ратифицирована Федеральным законом от 17 февраля 1995 г. № 16-ФЗ.

 Декларация по окружающей  среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 14 июня 1992 г.).

 Конвенция об охране Всемирного  культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.), ратифицирована  Указом Президиума Верховного  Совета СССР от 9 марта 1988 г. № 8595-XI.

 Международная Конвенция по  регулированию китобойного промысла (Вашингтон, 2 декабря 1946 г.).

 Конвенция о водно-болотных  угодьях, имеющих международное  значение, главным образом в качестве  местообитаний водоплавающих птиц (Рамсар, 2 февраля 1971 г.).

 Конвенция по международной  торговле видами дикой фауны  и флоры, находящимися под угрозой  исчезновения (СИТЕС) (Вашингтон, 3 марта  1973 г.).

 Перечень видов млекопитающих,  птиц, рептилий, амфибий, рыб, беспозвоночных  и растений, экспорт, реэкспорт и импорт которых, а также их частей или дериватов регулируется в соответствии с Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), утверждена 12 Конференцией Сторон СИТЕС (Сантьяго, ноябрь 2002 г.).

 Конвенция между Правительством  Союза Советских Социалистических  Республик и Правительством Японии  об охране перелетных птиц  и птиц, находящихся под угрозой  исчезновения, и среды их обитания (Москва, 10 октября 1973 г.).

 Конвенция между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенных Штатов Америки об охране перелетных птиц и среды их обитания #M12291 9000611Конвенция#S от 19 ноября 1976г. N 2690. #M12291 9000372

 Конвенция между Правительством СССР и Правительством Республики Индии об охране перелетных птиц (Москва, 8 октября 1984 г.).

 Рамочная конвенция Организации  Объединенных Наций об изменении  климата (Нью-Йорк, 9 мая 1992 г.). Конвенция  по сохранению мигрирующих видов  диких животных (Боннская конвенция)

#G0Стратегия защиты окружающей  среды Арктики. #M12291 9000372Международный  договор#S от 14 июня 1991г. 

 Пан-Европейская стратегия сохранения  биологического и ландшафтного  разнообразия, принятая на Европейском  совещании Министров охраны окружающей среды Европы (София, 1995 г.).

 Программа по охране фауны  и флоры Арктики (CAFF), 1994 г. 

 Соглашение между Правительством  Российской Федерации и Правительством  Республики Корея о сотрудничестве  в области охраны окружающей  среды и об охране перелетных птиц. Постановление Правительства Российской Федерации#S от 01 июня 1994г. N 613.

 Соглашение о сохранении  белых медведей (Осло, 15 ноября 1973 г.)

 Соглашение об охране и  использовании мигрирующих видов  птиц и млекопитающих и мест  их обитания. #M12291 9000347Постановление Правительства Российской Федерации#S от 13 сентября 1994г. № 1049.

 Соглашение о книге редких  и находящихся под угрозой  исчезновения видов животных  и растений - Красной книге государств - участников СНГ 

 Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об охране тигра (Пекин, 10 ноября 1997 г.).

20. Меморандум о взаимопонимании  в области принимаемых мер  по охране стерха, 2001 г. 

  

II Биологические конвенции и  соглашения, в отношении которых рассматривается вопрос о присоединении к ним России

1. Картахенский протокол по  биобезопасности к Конвенции  о биологическом разнообразии 

2. Соглашение о международных  стандартах на гуманный отлов  диких животных между Россией, США, Канадой и Европейским сообществом

3. Соглашение между Правительством  Российской Федерации и Правительством  Соединенных Штатов Америки о  сохранении и использовании чукотско-аляскинской  популяции белого медведя. 

 

Информация о работе Проблема и сохранение редких животных