Структура Красной книги
субъекта Российской Федерации
в целом соответствует структуре
Красной книги Российской Федерации;
В Красной книге субъекта
Российской Федерации в основном
используются те же критерии
и категории статуса редкости,
что и в Красной книге Российской
Федерации. Орган исполнительной
власти субъекта Российской Федерации
может детализировать установленные
категории статуса редкости и при необходимости
устанавливать дополнительные;
Меры сохранения редких и
находящихся под угрозой исчезновения
видов животных, растений и грибов,
рекомендуемые в Красных книгах
субъектов Российской Федерации,
должны быть скоординированы друг с другом,
что очень важно, например, для сохранения
редких и находящихся под угрозой исчезновения
мигрирующих видов животных;
Красная книга субъекта Российской
Федерации обновляется по мере
изменения ситуации в регионе
и поступления новых данных, но не реже
1 раза в 10 лет;
Подготовка к изданию и
издание Красных книг субъектов
Российской Федерации осуществляются
в рамках процедур, установленных
федеральным законодательством
и законодательством субъектов
Российской Федерации.
Из стратегических задач
в области ведения Красных
книг приоритетными являются:
- совершенствование подходов к
государственному обеспечению ведения
Красной книги Российской Федерации
и Красных книг субъектов Российской
Федерации;
- разработка методических указаний
по ведению Красной книги субъекта Российской
Федерации;
Из тактических задач первоочередной
является подготовка обновленного
списка и Красной книги Российской
Федерации по растениям и грибам.
4.4. ПОДГОТОВКА СТРАТЕГИЙ СОХРАНЕНИЯ
ОТДЕЛЬНЫХ РЕДКИХ И НАХОДЯЩИХСЯ ПОД УГРОЗОЙ
ИСЧЕЗНОВЕНИЯ ВИДОВ И РЕГИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ
Стратегии сохранения отдельных
редких и находящихся под угрозой
исчезновения видов животного
и растительного мира и региональные
стратегии должны основываться
на принципах, определенных в Стратегии
сохранения редких и находящихся под угрозой
исчезновения видов животных, растений
и грибов. В то же время такие стратегии
должны учитывать биологическую специфику
конкретных видов, их современное состояние
и условия в пределах ареала или региона.
Центральный вопрос, встающий
при разработке программ сохранения
отдельных редких и находящихся
под угрозой исчезновения видов
и региональных стратегий - с
чего надо начинать и на
что следует направить основные
усилия? Критическое состояние редких
и находящихся под угрозой исчезновения
видов, как правило, является результатом
сложного комплекса антропогенных факторов
и биологических особенностей видов. Однако
попытки блокировать все негативные факторы,
сохранять все сразу и везде, как правило,
приводят лишь к распылению средств и
не дают желаемого результата.
Стратегии сохранения отдельных
редких и находящихся под угрозой
исчезновения видов животных, растений
и грибов
Стратегии сохранения отдельных
редких и находящихся под угрозой
исчезновения видов животных, растений
и грибов должны учитывать биологические
особенности такого вида, действующие
на него лимитирующие факторы и социально-экономические
условия реализации стратегии. Несмотря
на то, что указанные стратегии должны
основываться на принципах настоящего
документа, их структура и выделенные
в них приоритеты способов сохранения
могут иметь свою специфику.
Разработка видовой стратегии
включает в себя следующие
этапы:
1. Анализ состояния вида и
его отдельных популяций на
момент разработки стратегии
Осуществляется на основании
результатов научных исследований
вида, данных учетов, отдельных сообщений
о встречах данного вида.
2. Выбор объектов сохранения
Производится на основании
системы критериев для определения
приоритетных объектов (раздел 3.5).
3. Анализ природных и антропогенных
факторов прямого и опосредованного
воздействия на вид
На этом этапе необходимо
проанализировать максимально широкий
спектр действующих на вид
факторов. При этом важно правильно
определить, каково происхождение
этих факторов: являются ли они исключительно
природными (например, климатические изменения
или геологические явления) или вызваны
деятельностью человека, хотя и проявляются
в изменениях природной среды (например,
сокращение численности кормовых ресурсов
или увеличение численности врагов).
4. Определение причин неблагополучного
состояния объектов сохранения
и выделение основных лимитирующих
факторов
Этот этап является важнейшим
звеном в разработке стратегии.
Если ведущие причины критического
состояния вида не будут установлены,
любые меры по его сохранению будут неэффективными.
Правильное определение причин неблагополучного
состояния вида является необходимым
условием его сохранения и позволяет достигнуть
цели с минимальными затратами средств.
5. Выбор способов сохранения
Разнообразию лимитирующих
факторов, а также социально-экономических
условий сохранения видов в
наибольшей степени отвечает
поливекторный характер стратегии,
включающей комплекс различных
способов и мер сохранения
вида. Однако ограниченность ресурсов,
выделяемых для реализации программ сохранения
редких и находящихся под угрозой исчезновения
видов, заставляет выделять приоритетные
способы сохранения. Приоритетную роль
в программах сохранения следует отдавать
способам, которые сохраняют объект минимально
нарушенным и в естественной для него
среде обитания, поскольку только в этом
случае возможно полноценное и долговременное
сохранение видов и продолжение их естественной
эволюции.
6. Анализ социально-экономических
условий сохранения вида
Определяет конкретные формы
реализации избранных способов
сохранения вида; экономические
и правовые механизмы блокирования
антропогенных лимитирующих факторов;
а также необходимые мероприятия
в области образования, просвещения
и формирования общественного мнения.
7. Разработка мероприятий и
устройств
Производится для избранных
способов сохранения с учетом
биологических особенностей вида,
природных и социально-экономических
условий региона, где будет
реализована стратегия, и имеющихся
в распоряжении ресурсов.
8. Разработка Плана действий
Завершает подготовку Стратегии
сохранения вида и включает
в себя определение источников
финансирования, конкретных исполнителей
и сроков реализации Стратегии.
Региональные стратегии сохранения
редких и находящихся под угрозой исчезновения
видов животных, растений и грибов
Региональные стратегии могут
разрабатываться как для отдельных
субъектов Российской Федерации,
так и для экорегионов (бассейнов
рек, озер и морей, горных
систем и других природных комплексов).
Необходима подготовка типовой структуры
и рекомендаций по разработке региональных
стратегий сохранения редких и находящихся
под угрозой исчезновения видов животных,
растений и грибов.
Разработка региональных стратегий
включает следующие основные стадии.
1. Инвентаризация редких и находящихся
под угрозой исчезновения видов
региона и анализ их состояния
На этом этапе, прежде всего,
необходимо оценить достаточность
имеющихся данных о редких
и находящихся под угрозой
исчезновения видах в регионе и
наличие необходимой научной базы для
разработки стратегии. Эффективная стратегия
может быть разработана только на основании
конкретных сведений о распределении
по территории региона редких и находящихся
под угрозой исчезновения видов, их численности
и тенденциях ее изменения. Итогом этой
работы является создание Красной книги
субъекта Российской Федерации или Списка
редких и находящихся под угрозой исчезновения
видов субъекта Российской Федерации.
2. Выделение приоритетных объектов
охраны
Приоритет охраны в региональных
стратегиях должны иметь редкие
и находящиеся под угрозой
исчезновения виды, занесенные в
Красную книгу Российской Федерации.
Определение природоохранных приоритетов
среди редких и находящихся
под угрозой исчезновения видов
субъекта Российской Федерации производится
на основе соответствующей системы критериев
(разд. 3.5).
3. Разработка стратегий для
сохранения отдельных редких
и находящихся под угрозой
исчезновения видов
Производится по схеме, рассмотренной
в п. 5.1.
4. Разработка регионального Плана
действий по сохранению редких и находящихся
под угрозой исчезновения видов
При составлении регионального
Плана действий необходимо обеспечить
координацию мер сохранения отдельных
видов в регионе между собой
и с мерами по их сохранению
на федеральном уровне, а также с мерами
по их сохранению в других регионах.
5. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОХРАНЕНИЯ
РЕДКИХ И НАХОДЯЩИХСЯ ПОД УГРОЗОЙ
ИСЧЕЗНОВЕНИЯ ВИДОВ ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЙ
И ГРИБОВ
Российское экологическое право,
развивающееся в двух направлениях
- природоохранном и природно-ресурсном,
регламентирует отношения в области охраны,
воспроизводства и использования животного
и растительного мира и других природных
объектов и ресурсов, а также устанавливает
систему управления всей природоохранной
деятельностью вообще и компонентами
природной среды в частности. Экологические
нормы содержатся также в отраслевом законодательстве,
например, в финансовом, уголовном и др.
Поэтому совершенствование законодательства
по сохранению редких и находящихся под
угрозой исчезновения видов должно быть
направлено на гармонизацию его с другими
отраслями права, устранение дублирования
и противоречий, в том числе с целью обеспечения
выполнения требований международных
обязательств России. Перечень наиболее
значимых нормативных правовых актов
в области сохранения редких и находящихся
под угрозой исчезновения видов животных,
растений и грибов приводится в Приложении
1.
5.1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
РОССИИ
Нормы международного права
являются важным элементом действующего
российского законодательства. Данные
нормы особенно важны применительно к
сфере регулирования охраны, воспроизводства
и использования редких и находящихся
под угрозой исчезновения видов, поскольку
многие из них обитают на территории разных
стран и сохранение их возможно только
путем скоординированных действий.
Гармонизация национальных
законодательств стран ареалов
разделяемых ресурсов, с учетом
суверенных прав на их использование
на территории (акватории), находящейся
под исключительной юрисдикцией
этих государств, является базой для сохранения
и управления популяциями мигрирующих
и локальных оседлых трансграничных видов.
Конвенция о биологическом
разнообразии
В соответствии с ней все
стороны Конвенции должны принимать
меры для сохранения экосистем
и естественных местообитаний, популяций
видов в естественной среде обитания,
совершенствовать национальное законодательство,
сохраняющее биологическое разнообразие,
(включая сохранение и восстановление
видов, находящихся под угрозой исчезновения
путем разработки планов и стратегий управления),
а также обеспечить устойчивое использование
компонентов биологического разнообразия
и справедливое распределение выгод, связанных
с использованием генетических ресурсов
и обменом соответствующими технологиями.
В целом данная Конвенция
не осуществляет прямого правового
регулирования, однако может иметь
значение как базовый международный
правовой акт.
Конвенция о водно-болотных
угодьях, имеющих международное
значение главным образом в
качестве местообитаний водоплавающих
птиц (Рамсарская конвенция)
Устанавливает критерии выделения
водно-болотных угодий, имеющих международное
значение, требует от сторон Конвенции
определить такие угодья в
соответствии с критериями, разработать
планы управления ими и установить
для них щадящий режим природопользования.
Конвенция об охране Всемирного
культурного и природного наследия
Данная Конвенция определяет
критерии и порядок включения
природных и культурных объектов
в списки Всемирного культурного
и природного наследия ЮНЕСКО,
а также накладывает ограничения на осуществляемую
на них хозяйственную деятельность. Принципиально,
что одним из критериев, достаточных для
включения объекта в этот список, является
наличие единственного места обитания
(произрастания) редкого или находящегося
под угрозой исчезновения вида.
Конвенция о международной
торговле видами дикой флоры
и фауны, находящимися под угрозой
исчезновения (СИТЕС)
Конвенция определяет правила
экспорта и импорта видов животных
и растений, находящихся под угрозой
исчезновения. Установлены списки исчезающих
видов животных и растений по степени
их уязвимости (Приложения 1, 2 и 3), определен
порядок международного оборота видов.
Охрана редких и находящихся
под угрозой исчезновения видов
основывается также на двух-
и многосторонних конвенциях и соглашениях
по отдельным видам и группам живых организмов,
например, Международная Конвенция по
регулированию китобойного промысла,
устанавливает режим использования запасов
китов, а также меры по их охране в Мировом
океане.
Ряд обязательств по сохранению
редких и находящихся под угрозой
исчезновения видов содержатся
в Соглашении о книге редких
и находящихся под угрозой
исчезновения видов животных
и растений - Красной книге государств-участников
СНГ, двусторонних соглашениях
России с США, Японией, Республикой Корея,
КНДР и Индией по охране перелетных птиц
и мест их обитания, многостороннем Меморандуме
о взаимопонимании в области принимаемых
мер по охране стерха, многостороннем
Соглашении о сохранении белых медведей,
двустороннем Соглашении с США об охране
и использовании чукотско-аляскинской
популяции белого медведя, двустороннем
Протоколе с Китаем об охране тигра.