Методический анализ учебного содержания типа «Круглые черви» в нормативно – методической литературе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 08:41, реферат

Описание работы

Причиной методического анализа ГОСО является то что, ГОСО устанавливает требования к государственному обязательному минимуму содержания образования и уровню подготовки учащихся по предмету “Биология”

Работа содержит 1 файл

2 глава.docx

— 41.69 Кб (Скачать)

Глава 2. Методический анализ учебного содержания типа «Круглые черви» в нормативно – методической литературе

     2.1 Методический анализ  учебного содержания раздела тип «Круглые черви» в государственном общеобразовательном стандарте образования

     Причиной  методического анализа ГОСО является то что, ГОСО устанавливает требования к государственному обязательному  минимуму содержания образования и  уровню подготовки учащихся по предмету “Биология”.

     Положения ГОСО  обязательны для применения и соблюдения: всеми организациями  среднего образования  РК, осуществляющие общеобразовательную подготовку по предмету “Биология”  независимо от форм собственности и организации  образования, их видов и типов; национальным центром государственных стандартов образования и тестирования при  разработке вступительных материалов вступительных экзаменов; высшими  учебными заведениями при разработке учебных программ по подготовке педагогических кадров по предмету; научно- исследовательским институтам в области образования в подготовке образовательных программ; учебников и учебно- методических комплексов по предмету; институтами повышения квалификации и переподготовки системы образования при разработке и осуществление программ повышения и переподготовки педагогических кадров по предмету; центральным и местным исполнительным органами в области образования при осуществлении государственного контроля за качеством обучения учащихся по предмету.

     Настоящее ГОСО по предмету “Биология” применяется  в комплексе с базисным учебным  планом соответствующей ступени  образования, типовым учебным планом, рабочим учебным планом организацией образования и учебными программами.

Учебные элементы раздела тип «Круглые черви» в ГОСО,2004 г. (К. Ж. Жунусова, Р.С. Сатимбеков, К. А. Жанабердиева, Л. У. Абшенова)

Таблица 1

Структурные элементы ГОСО Учебные элементы содержания темы «Тип Круглые черви»
4

4.1 
 
 
 
 

4.2 
 
 
 
 

4.3 
 
 
 
 
 

4.4 
 
 

4.5 
 
 
 
 
 
 
 

5 
 
 
 
 
 
 
 
 

6 
 
 
 
 
 
 

7  
 
 
 

7.2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7.3 
 
 
 
 
 
 

7.4 
 
 
 
 
 
 

8 
 
 
 
 
 

8.1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8.2

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8.3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8.4

Общие положения 

Главные задачи обучения предмета «Биология» 
 
 
 

Главные задачи обучения предмета «Биология» 
 
 
 

Объекты изучения предмета «Биология» 
 
 
 
 

Ближайшая перспектива развития содержания предмета «Биология» 

Место предмета «Биология» в базисном учебном  плане  
 
 
 
 
 

Виды  образовательных программ по предмету «Биология» 
 
 
 
 
 
 

Объем учебной нагрузки по предмету «Биология» 
 
 
 
 
 

Базовое содержание образования по предмету «Биология» 
 

Содержание  образования на основной ступени школы 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание  образования на старшей ступени  школы общественно – гуманитарного  направления 
 
 

Содержание  образования на старшей ступени  школы естественно  - математического  направления 
 
 

Требования  к обязательному (минимальному) уровню подготовки учащихся по предмету «Биология» на разных ступенях школы 

Требования  к обязательному (минимальному) уровню подготовки учащихся на основной ступени  школы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Требования  к обязательному (минимальному) уровню подготовки учащихся на старшей ступени  школы общественно – гуманитарного  направления 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Требования  к обязательному (минимальному) уровню подготовки учащихся на старшей ступени  школы естественно – математического  направления 
 
 
 
 

Проверка  достижении обязательного (минимального) уровня подготовки учащихся 
 
 

 
Подготовка  биологически и экологически грамотной  личности, обладающая экологическим  и эволюционным стилем мышления, ориентирующиеся  в научной картине мира, усвоившей теорию, законы, закономерности, обладающей умениями эффективно применять знания о сохранении, многообразии экосистем и видов. 

- формировать  научное мировоззрение учащихся, этические и эстетические критерии  отношения к живым системам  и человеку как высшей ценностей;

- формировать  знания об основных методах  исследования, развивать умения  и навыки изучения биологических объектов. 

Основными объектами изучения биологии являются:

- многообразие  живых организмов, их взаимодействие, онтогенез, филогенез, эволюция;

- систематические  группы организмов;

- фундаментальные  биологические теории (эволюционная) и пограничные концепции (экологическая). 

Перспектива развития школьного биологического образования связана с внедрением в содержание учебного материала  достижении и тенденции развития современной биологической науки биосистематики. 

Биология  входит в базисный учебный план (далее БУП) школы, является одним из предметов образовательной области «Естествознание», составляющей государственный компонент образования. В БУП «Биология» представлена обязательным учебным предметом. В БУП указаны сроки изучения на каждой ступени образования.

ОСШ:

- Биология. Живые организмы (6 класс);

- Биология. Многообразие живых организмов (7 класс). 

Содержание  образовательной основной программы (6 – 9 классы)  опреде6ляет систему  биологических понятий и теории. Ведущим принципом биологического познания  при изучении биологии принят полицентризм. В содержании курса «Биология» основной школы  отражен ведущий компонент научной  картины мира – биологическая  реальность. Биологическая реальность представляет:

- основные уровни жизни (популяционно - видовой);

- процессы жизни (обмен веществ и энергии, онтогенез, филогенез);

- взаимосвязь  живых организмов с окружающей  средой (экология). 

Объем учебной нагрузки по предмету «Биология» в соответствии с образовательной основной программой (далее ООП) составляет:

На основной ступени (6 – 9 классы) – 7,5 часов в  неделю;255 часов в учебном году, в том числе:

6 класс  – 1,5 часа в неделю, 51  час  в году;

7 –  9 классы – по 2 часа в неделю, по 68 часов в учебном году, всего  204 часа. 

Предмет «Биология» является одной из базовых областей общего среднего образования. Базовое содержание образования по предмету «Биология » реализуется на начальной, основной ступенях общего среднего образования. 

Биологическое образование на основной ступени  школы включает следующие образовательные  линии:

- живые  организмы – животные: образ жизни,  среда обитания;

- многообразие  живых организмов: основные систематические  группы (царство, отдел, тип, класс,  семейство, род, вид);

- общие  закономерности организации живых  организмов;

- основные  свойства живых организмов: обмен  веществ и энергии, саморегуляция, движение, рост и развитие;

- основы  эволюции: доказательства эволюции  органического мира, движущие силы  эволюции, результаты эволюции. 

В школах общественно – гуманитарного  профиля шире раскрываются исторические и гуманитарные основы предмета –  биологические теории и концепции:

- живые  системы:  уровни организации  живой природы (популяционно - видовой);

- размножение и индивидуальное развитие организмов: онтогенез, оплодотворение,  формы размножения. 

ООП для  естественно – математического  предусматривает углубление знании учащихся, полученных в предыдущих классах, а также усиление прикладной и практической направленности обучения.

- живые  системы:  уровни организации  живой природы (популяционно - видовой);

- размножение  и индивидуальное развитие организмов: онтогенез, оплодотворение,  формы  размножения. 
 
 
 
 
 
 
 

Требования  к уровню подготовки учащихся составлены по следующим содержательным линиям.

Общие вопросы биологии

Характеризовать:

- роль живых организмов в природе и жизни человека;

- три  уровня организации жизни (клеточно  – организменный, популяционно  – видовой, биогеоцентическо - биосферный).

Уметь:

- применять  простейшие методы и инструменты  биологических исследований: работать  с биологическими объектами, приборами,  инструментами.

Эволюция

Характеризовать:

- основные  положения эволюционной теории;

- приспосабливаемость  живых организмов.

Уметь:

- называть  причины и результаты эволюции;

- обосновывать  примеры усложнения в организации  строения живых организмов в  процессе эволюции. 

Характеризовать:

- основные  положения теории эволюции органического  мира;

- результаты  эволюции: приспособляемость организмов, видообразование.

Уметь:

- обосновывать необходимость охраны живых организмов и места их обитания;

- обосновывать  простейшие мероприятия по охране  окружающей среды.

Многообразие  живых организмов

Характеризовать

- особенности  строения и жизнедеятельности  многоклеточных организмов;

- принципы  классификации живых организмов, основные систематические группы;

- роль  конкретных групп организмов  в природе и жизни человека;

- основные  таксоны, особенности строения  и образа жизни организмов, объединенных  в различные группы (отделы, классы, виды).

Уметь:

- распознавать  живые организмы наиболее крупных  таксонов;

- составить  общую характеристику изученных  типов и классов;

- определять  черты приспособляемости живых  организмов к среде обитания;

- распознавать  ткани, органы, системы органов  животных;

- распознавать  наиболее опасные для человека  животных, распространенных в месте  проживания. 

Характеризовать:

- принципы  научного познания; этические нормы  и правила отношения к живым  организмам;

- формы  размножения организмов: половое  и бесполое размножение, оплодотворение, онтогенез.

Уметь

- проводить  и анализировать наблюдения;

- создавать  математические модели динамики  популяции;

- обосновывать  необходимость здорового образа жизни, соблюдать правила личной гигиены;

- обосновывать  и организовывать мероприятия  по охране окружающей среды. 

Проверка  достижении обязательного (минимального) уровня подготовки учащихся по биологии осуществляется в соответствии с  требованиями , предъявленными в пунктах 8.1 – 8.3 настоящего ГОСО. Стандарт по предмету «Биология» фиксирует тот безусловный минимум , который должны освоить все учащиеся. Результатом достижения обязательного (минимального) уровня подготовки является вывод – отвечают знания ученика зафиксированным в ГОСО обязательным требованием или нет. Результаты такой проверки оцениваются с помощью одной из отметок: «достиг», «не достиг». Достижения учащихся в рамках базового уровня содержания образования в текущем учебном процессе оцениваются по пятибалльной системе, итоговые оценки которых выставляются  в документах основной, старшей ступени школы.

 

     На  данном этапе проведен методический анализ учебного содержания типа «Круглые черви» в государственном общеобразовательном стандарте обучения. В ходе анализа было отмечено, что изучение типа «Круглые черви» в ГОСО входит в процесс изучения живых организмов в целом, их многообразие и взаимодействие, эволюция, изучение систематических групп организмов. Содержание образования по разделу «Круглые черви» на основной ступени школы (6 – 9 классы) заключается в изучений живых организмов, их образа жизни, среды обитания, основных свойства живых организмов, а также основ эволюции (ароморфоз). На старшей ступени школы (10 – 11 классы) круглые черви изучаются с точки зрения уровневой организации живой природы (популяционно - видовой); размножения и индивидуального развития (формы размножения, онтогенез). 
 

 

     

     2.2  Методический анализ учебного содержания раздела тип «Круглые черви» в типовых программах (далее ТП) 6 – 11класс

     Типовая программа - это нормативный документ, в котором закреплены цели и содержание образования; руководящий документ для учебного процесса, направляющий административную и практическую педагогическую деятельность работников образовательного учреждения, определяющий действия составителей учебников и учебных пособий; основание для составления рабочих  программ. Они утверждаются Министерством  образования и носят рекомендательный характер.

     Типовая Программа состоит из 3 элементов:

1. Пояснительной  записки.

2. Содержания  учебного предмета (6- 9 класс, с 10-11 класс естественно- математического направления, и 10-11 класс общественно- гуманитарного направления)

3. Требования  к знаниям, умениям и навыкам.  

     Учебные элементы раздела тип «Круглые черви»  в ТП 6 – 9 классов , 2010 г. (Жумагулова К.А., Сатимбеков Р., Избасарова Р.Ш., Жанабердиева К.А.)

     Таблица 2

Структурные элементы типовой программы Учебные элементы содержания типа «Круглые черви»
  I. Пояснительная записка 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Базовое содержание 
 
 

Многоклеточные  организмы (13 часов) 
 
 
 
 
 

Царство животных (многообразие животных) (34 часа) 

Общая характеристика царства животных (1 час) 
 
 

Тип Круглые  черви (1 час) 
 

Демонстрации  
 
 
 

Практические  работы 
 
 

Экскурсии

Основной целью  обучения биологии является подготовка биологически и экологически грамотной  личности, понимающей значение жизни  как наивысшей ценности;

- формирование  у учащихся основ научного  мировоззрения развитие интеллектуальных  способностей и познавательных  интересов в процессе изучения  биологии;

- формирование  научной картины мира как компонента  общечеловеческой культуры;

- ознакомление  с растениями и животными, охраной редких и исчезающих видов флоры и фауны мира и Казахстана;

- обучение  учащихся самостоятельному поиску  естественно – научных знаний.

В соответствии с типовым учебным планом ГОСО РК количество часов в неделю по биологии составляет:

- в 6 классе – 1,5 часа в неделю, 51 час в учебном году;

- в 7 классе  - 2 часа в неделю, 68 часов  в учебном году. 
 
 

6 КЛАСС – 51 час.  Биология. Живые организмы. 

Строение  и жизнедеятельность многоклеточных организмов. Среда обитания (живые  организмы); выделительная система многоклеточных организмов; движение и строение опорно – двигательной системы; размножение и индивидуальное развитие многоклеточных животных; нервная система многоклеточных животных.  

7 КЛАСС – 68 часов.  Многообразие живых организмов. 
 
 
 
 

Особенности строения и жизнедеятельности животных, отличающих их от других живых организмов Принципы классификации животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, хордовые. Происхождение животных. 

Общая характеристика. Особенности строения и жизнедеятельности в зависимости  от среды обитания. Многообразие видов. 

Таблицы, рисунки: круглые черви.

Схемы : циклы развития животных .

Макеты, модели, слайды,  видеофильмы, кинофильмы, электронные учебники. 

Определение разных видов животных по их внешнему строению. Разведение животных в уголке живой природы, уход за ними, наблюдение за жизнедеятельностью. 

На природу, в зоопарк, краеведческий музей, заповедник, национальный парк.

 

Учебные элементы “Тип Круглые  черви” в типовой  программе 10-11 классах  естественно- математического направления, 2010 г. (авторы К.А. Жумагулова, Р. С. Сатимбеков, Р. Ш. Избасарова, К. А. Жнабердиева)

Таблица 3

Структурные элементы в типовой программе Учебные элементы содержания “Тип Круглые черви”
1 Пояснительная записка В соответствии с целями обучения определены следующие  задачи учебного предмета “Биология”

- понимание строения  и функций живых организмов

- умение работать  с учебниками и другими источниками  биологической информации, и использовать  их для постановки биологических  вопросов.

2 Содержание  учебного предмета  
2.1 10 класс (68 часов)

Размножение и  индивидуальное развитие живых организмов ( 5 часов)

- формы размножения  организма (бесполое и половое) 

-индивидуальное  развитие организмов (онтогенез)

2.2 11 класс (68 часов)

Учение о макроэволюции (11 часов)

Основы учения о биосфере (5 часов)

- арогенез (ароморфоз)

- функции живых  организмов в биосфере

3 Требование  к знаниям, умениям и навыкам Должны знать:

- сущность биологических  процессов и явлений, размножение,  индивидуальное развитие организма  (онтогенез)

Выявлять:

- ароморфозы животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов)

 

Учебные элементы “Тип Круглые  черви” в типовой  программе 10-11 классов  общественно- гуманитарного направления, 2010 г. (авторы К.А. Жумагулова, Р. С. Сатимбеков, Р. Ш. Избасарова, К. А. Жанабердиева)

Таблица 4

Структурные элементы в ТП Учебные элементы содержания “Тип Круглы черви”
1 Пояснительная записка Основной целью  обучения предмета“Биологии” является формирование научного мировоззрения учащихся.

В соответствии с целями обучения определены следующие  задачи учебного предмета “Биология”

- развитие интеллектуальных  способностей учащихся, а также  лабораторных работ

2 Содержание  учебного предмета  
2.1 10 класс (34 часа)

Размножение и  индивидуальное развитие живых организмов ( 5 часов)

- формы размножения  организма (бесполое и половое) 
 
2.2 11 класс (34 часа)

Происхождение и начальные этапы развития жизни  на Земле (4 часа)

- основные свойства  живых организмов
3 Требование  к знаниям, умениям и навыкам Должны знать:

- сущность биологических  процессов и явлений, размножение,  индивидуальное развитие организма  (онтогенез)

Объяснять:

- главные направления эволюции для выявления ароморфозов

 

     Учебное содержание раздела «Тип Круглые черви» в ТП 6 – 11 класс составлено на основе государственного общеобразовательного стандарта образования РК по предмету «Биология», и представляет собой целостный курс направленный на изучение основ современной биологии.

     В соответствии с ГОСО количество часов  в неделю по биологии составляет:

     - в 6 классе – 1,5 часа в неделю, 51 час в учебном году;

     - в 7 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;

     - в 8 классе – 2 час в неделю, 68 часов в учебном году;

     - в 9 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году.

     Учебная  программа  за 6 класс  включает  в себя два крупных раздела: «Растения» (25 часов) и «Животные» (22 часа). Объем знаний по теме «Круглые черви» в 6 классе дается в разделе «Многоклеточные организмы» (13 часов), где изучается их строение, физиологические процессы, среда обитания.

     В 7 классе учебная программа включает в себя раздел «Животные» (34 часа) из них 13 часов «Беспозвоночные животные», из которых 1 час выделен на изучение типа «Круглые черви». В данном параграфе изучается общая характеристика круглых червей, особенности строения и жизнедеятельности, а также многообразие видов что соответствует требованиям государственного общеобразовательного стандарта образования РК.

     2.3  Методический анализ учебного содержания раздела «Тип Круглые черви» в школьных учебниках по курсу «Биология»

       Школьный  учебник— это учебник для учащихся общеобразовательной школы.

       Учебник — книга, содержащая систематическое  изложение знаний в определённой области и используемая как в  системе образования, на различных  её уровнях, так и для самостоятельного обучения.  

Учебные элементы типа «Круглые черви» в школьном учебнике за 7 класс, издательство «Атамура» 2007 г. (К. Кайым, Р. Сатимбеков, А.Ахметов, Ж. Кожантаева).

Таблица 5

Структурные элементы в учебнике Учебные элементы содержания “Тип Круглые черви”
Введение 
 
 

Часть 3. Царство животных

Глава 8. Беспозвоночные животные

$ 39. Тип Круглые черви 
 
 
 
 

 

Царство животных. Беспозвоночные- это животные, у которых отсутствует внутренний скелет, а также, у некоторых отсутствуют специализированные органы передвижения (черви). 
 
 
 
 
  1.  Нематоды  или Круглые черви
 
  1.  Кутикула -  упругая плотная оболочка
 
  1. Гидроскелет - полость тела, содержащая водянистую жидкость
 
  1. Наличие у  них анального (заднепроходного) отверстия
 
  1.  Кровеносная и дыхательная системы отсутствуют
 
  1. Одна из прогрессивных особенностей данного  типа червей
 
  1. Формы размножения - исключительно половое
 
  1. Аскарида - один из опасных паразитов кишечника человека
 
  1. Острица - мелкий паразитический червь
 
  1. Органы  чувств развиты очень слабо, имеются  органы осязания.
 

     Проанализировав содержание учебника за 7 класс по курсу “Биология”  можно сделать вывод,  что учебник состоит из 2 разделов “Растения” и ”Животные”. Учебник состоит из 62 параграфов. Про “Тип Круглые черви” содержится информация в Главе 8 «Беспозвоночные животные», в  параграфе 39  «Тип Круглые черви». В данном параграфе круглые черви представлены на примере аскариды. Здесь описывается анатомическое строение червя, системы внутренних органов, их функции. Также рассказывается о пользе и вреде беспозвоночных животных,относящихся к круглым червям.

 

Информация о работе Методический анализ учебного содержания типа «Круглые черви» в нормативно – методической литературе