Учебно - методический комплекс дисциплины

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:25, диссертация

Описание работы

Учебно-методические материалы по курсу «Основы менеджмента» включают в себя описание предназначения курса, его задач, места в системе подготовки специалиста, тематику семинаров и заданий, которые предстоит выполнить студентам в процессе изучения курса. Материалы разработаны на основе государственного образовательного стандарта и программы, рекомендованной учебно-методическим объединением вузов РФ в области менеджмента. При разработке содержания курса и методики его изучения широко использован опыт известных российских и зарубежных бизнес-школ и факультетов менеджмента. В содержании отражены современные подходы к трактовке сущности и процесса менеджмента, современные взгляды на его структуру и функции. При разработке методики упор сделан на активные формы и методы освоения учебного материала - анализ ситуаций, профессиональные задачи, ситуационные задания.

Содержание

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 4
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 7
ТЕМАТИКА СЕМИНАРОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 14
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ 19
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ 24
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 25

Работа содержит 1 файл

УМК Менеджмент МО.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

Министерство  культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного  образовательного

учреждения  высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И  ИСКУССТВ»


 

 

Кафедра прикладной информатики

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Основы менеджмента


 

 

 

Специальность:


080507.65                   «Менеджмент организации»

 

 

 

 

 

Барнаул

2010

 

Учебно-методические материалы по курсу «Основы менеджмента» включают в себя описание предназначения курса, его задач, места в системе подготовки специалиста, тематику семинаров и заданий, которые предстоит выполнить студентам в процессе изучения курса. Материалы разработаны на основе государственного образовательного стандарта и программы, рекомендованной учебно-методическим объединением вузов РФ в области менеджмента. При разработке содержания курса и методики его изучения широко использован опыт известных российских и зарубежных бизнес-школ и факультетов менеджмента. В содержании отражены современные подходы к трактовке сущности и процесса менеджмента, современные взгляды на его структуру и функции. При разработке методики упор сделан на активные формы и методы освоения учебного материала - анализ ситуаций, профессиональные задачи, ситуационные задания.

Учебно-методические материалы предназначены для студентов всех форм обучения специальностей «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учёт», «Экономика».

 

Содержание

3

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

О курсе «Основы менеджмента»

Слово «менеджмент» известно сегодня, пожалуй, каждому образован- 
ному человеку. Менеджмент - один из самых увлекательных и сложных ви- 
дов человеческой деятельности, которым занимаются миллионы людей во 
всем мире.

В упрощенном понимании менеджмент - искусство добиваться по- 
ставленных целей, используя труд, интеллект, мотивацию других людей.

Современному менеджменту  как системе знаний об управлении не так 
уж много лет. Огромное влияние на развитие менеджмента оказали техноло- 
гические достижения человечества. Достаточно упомянуть компьютеры и 
Интернет, которые породили совершенно новые способы управления и суще- 
ственно повлияли на смену философии менеджмента.

Менеджмент начала XXI века также переживает своеобразную револю- 
цию. Современные менеджеры, руководители финансовых, кадровых, 
маркетинговых и других отделов гораздо в большей степени, чем ранее, 
стремятся учитывать глобальные изменения, происходящие в мире, уделять 
внимание открытости и этичности бизнеса, быть гибче и, в определенном 
смысле, «культурнее». Все больше внимания уделяется человеческому фак- 
тору, который становится доминирующим в современном бизнесе.

Тем не менее, многое из основ менеджмента, заложенных в трудах клас- 
сиков управления, сохраняет свое значение и по сей день, отражая тем самым 
преемственность управленческой мысли и придавая менеджменту черты 
серьезной науки.

Менеджмент как область  знания становится поистине интернациональ- 
ным. Освоение опыта управления каждой из стран, передача этого опыта - 
дело очень ценное и полезное. Ведь это позволяет не только понять, как вес- 
ти бизнес за границей, работать в иностранных компаниях, но и научиться 
избегать ошибок в ситуациях, которые не встречались в настоящем и про- 
шлом, но вполне возможны в будущем. История чужого успеха или неудачи 
тоже бывает очень поучительна.

Как и любая наука, менеджмент обладает определенной концепцией 
реализации своих действий - методологией. Она является совокупностью 
структурных элементов, облегчающих реализацию приоритетных задач ме- 
неджмента и координирующих действия объекта и субъекта управления, ра- 
ботника и руководителя.

В реальном бизнесе роль руководителя приходиться выполнять  специа- 
листам разных сфер деятельности, и они ориентируются в ней интуитивно в 
силу своих личных качеств, таланта, опыта, навыков и здравых суждений. 
Соединение узкопрофессионального и управленческого знания в этой облас- 
ти даст синергетический эффект, умножит способности добиваться нужных 
результатов на практике.

В то же время важно  понять, что управление, менеджмент — это, конеч- 
но, самостоятельная область знаний, требующая вдумчивого освоения. Это 
отдельная дисциплина, а точнее - междисциплинарная область, которую 
правильнее всего назвать «управленческая мысль», сочетающая в себе науку, 
опыт, ноу-хау, приумножаемые управленческим искусством.

В силу сказанного, «Менеджмент» - это одна из важных дисциплин в 
системе подготовки специалистов финансово-экономического плана, 
предметом которой является управление как интегральная система обеспече- 
ния эффективного функционирования организации и как вид профессио- 
нальной деятельности.

Место курса в профессиональной подготовке

Студенты, осваивающие финансово-экономические специальности, 
изучают целый комплекс дисциплин, формирующих круг профессиональных 
знаний в области финансов, экономики, учёта и т.д. «Менеджмент» является 
междисциплинарным предметом в подготовке специалистов такого плана, и, 
в то же время, фундаментом для многих других дисциплин.

Такие дисциплины, как «Финансовый менеджмент», «Логистика», 
«Маркетинг», «Управление качеством» более детально рассматривают от- 
дельные технологические аспекты управления. Без знания основ менеджмен- 
та нецелесообразно начинать изучать методы и модели управления 
финансами, информацией и другими ресурсами.

В свою очередь, качественное освоение менеджмента невозможно без 
надежного фундамента, который закладывается в социально-гуманитарных и 
других общепрофессиональных дисциплинах, особенно «Экономической 
теории», «Социологии», «Культурологии», «Философии», которые форми- 
руют у студентов понимание основных понятий и категорий, важных для ус- 
пешного освоения менеджмента: общество, социальная группа, культура, 
макро- и микроэкономическое окружение, система, организация как объект 
управления и др.

Требования к уровню освоения содержания курса

После изучения курса  вы будете:

  1. иметь представление о сущности, происхождении и аспектах менедж- 
    мента как вида человеческой деятельности и как науки;
  2. иметь представление о методологических основах современного ме- 
    неджмента и его эволюции;
  3. знать современные подходы, теории и модели управления, характеризо- 
    вать возможные тенденции развития менеджмента и управленческой 
    науки;
  4. знать принципы функционирования и структуру системы менеджмента, 
    основные отношения в ней;
  5. знать функции, процессы и технологии менеджмента;
  6. иметь представление о содержательных и функциональных направлени- 
    ях современного менеджмента;

5

7) уметь выбирать и  комбинировать модели, способы и технологии управ- 
ления в зависимости от ситуации; применять на практике рекомендации 
теории менеджмента.

Методика изучения курса. Рейтинг

Для эффективного достижения указанных целей обучения процесс  изу- 
чения материала курса предполагает достаточно интенсивную работу не 
только на лекциях и семинарах, но и с различными текстами и информаци- 
онными ресурсами. На дневном отделении в качестве основных элементов 
учебного процесса выступают проблемно-ориентированные лекции с объяс- 
нением и иллюстрированием ключевых понятий и категорий менеджмента, а 
также семинары-дискуссии с заслушиванием подготовленных сообщений. 
Ряд семинаров будет организован в виде практических занятий по решению 
аналитических задач и разбору конкретных ситуаций. В рамках консультаций 
и других дополнительных занятий будут обсуждаться результаты отдельных 
студенческих работ, проводиться текущее и рубежное тестирование.

Кроме того, предусмотрена  выдача домашних заданий по разбору  и ана- 
лизу ситуаций, характеризующих отдельные аспекты функционирования 
системы управления (по материалам деловой прессы, Интернета или собст- 
венного опыта), а также выполнение минипроектов.

Ход и уровень усвоения материала студентами очного отделения  оцени- 
ваются с помощью рейтинга. То есть, ваша итоговая оценка за курс будет не 
только зависеть от экзаменационной оценки, но и от работы в течение семе- 
стра. Иными словами, за 1 домашнее задание, рубежный контроль и экзамен 
вы получите определенные баллы, которые в сумме и дадут ваш рейтинг по 
курсу. Кроме того, есть еще и текущий рейтинг, который преподаватель 
выставит в конце, перед экзаменом.

Текущий рейтинг - это  общая оценка работы студента в течение  семест- 
ра - выполнение домашних заданий в рамках подготовки к семинарам (по- 
мимо рейтинговых), посещаемость занятий, активность на семинарах, 
своевременность сдачи заданий и т.д.

Ниже приведен примерный семестровый график выполнения и сдачи 
рейтинговых работ и прохождения контрольных рубежей по менеджменту с 
баллами за каждый вид работы.

Месяц

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Сес 
-сия

Всего 
баллов 
(без те- 
кущего 
рейтин- 
га)

№ не- 
дели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Числа

4-8

11- 
15

18- 
22

25- 
29

2-6

9-13

16- 
20

23- 
27

30- 
3.11

6-10

13- 
17

20- 
24

27- 
1.12

4-8

11- 
15

18- 
22

контроль

               

РК

         

КР

 

Экз

Баллы

               

10

         

15

 

20

45




 

КР - это письменное домашнее задание (контрольная работа), РК - это 
рубежный контроль (промежуточный тест).

Текущий рейтинг - 5 баллов и, таким образом, максимальная сумма, ко- 
торую можно набрать, успешно выполнив все задания и тесты (включая ито- 
говый), составляет 50 баллов. В зачетную книжку и ведомость выставляется 
оценка по традиционной шкале, в соответствии с нижеприведенной табли- 
цей:

Сумма баллов

Оценка

45...50

5 (отлично)

36...44

4 (хорошо)

28.35

3 (удовлетворительно)

Менее 28

2 (неудовлетворительно)




 

Для студентов заочного и очно-заочного отделений особое значение 
приобретает самостоятельная проработка материала курса по учебникам и 
пособиям, в том числе и кафедральным, поскольку лекционный курс дается в 
этом случае в сокращенном виде. Студенты заочного отделения выполняют 
контрольную работу по одной из тем, приведенных в разделе «Организация 
самостоятельной работы». Выполнение контрольной работы является усло- 
вием допуска студентов к экзамену.

Особое внимание хочется  обратить на то, что выполнение заданий  тре- 
бует обращения не только к учебникам, но и к информации, содержащейся в 
периодических изданиях, а также в Интернете. В разделе «Учебно- 
методическое обеспечение» приведен список книг, периодических изданий и 
ресурсов интернета, которые могут оказаться полезными при изучении курса.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Сущность, история  и перспективы развития 
менеджмента

Тема 1. Природа менеджмента. Менеджмент и организация

Менеджмент и управление. Управление как вид деятельности. Разно- 
видности управления. Роль управления в развитии экономики и общества. 
Управление как фактор успеха деятельности.

Понятие менеджмента. Менеджмент как разновидность социального 
управления. Сущность социального управления, его свойства и виды.

Место менеджмента в  системе социально-экономических  категорий. 
Основные категории менеджмента.

Понятие организации. Признаки организации. Организация как единст- 
во людей и условий их деятельности. Люди, задачи и управление как состав- 
ляющие любой организации. Организация как открытая система. Функции 
организаций. Законы существования организаций.

7

Тема 2. История и эволюция менеджмента

Донаучное развитие теорий управления. Первые управленческие рево- 
люции. Древний Египет, законы царя Хаммурапи, «производственный ме- 
неджмент» Навуходоносора II. Характеристика управления Сократа. 
Александр Македонский. Император Диоклетиан.

Развитие знаний об управлении в Средневековье: Николо Макиавелли, 
Томас Гоббс, Джон Локк.

Индустриальный период развития менеджмента. Р.Оуэн, А.Смит, 
Т.Мор, Э.Дюркгейм, Ч.Бэббидж. Менеджмент: наука или искусство? Ранний 
технократизм.

Школа научного управления Ф.Тейлора. Г.Эмерсон, братья Гилберты.

Административная школа. А.Файоль, Д.Муни, А.Рейли, Л.Урвик.

Теория идеальной бюрократии М.Вебера.

«Гуманистический менеджмент». Э.Мэйо и его Хоторнские экспери- 
менты. Бихевиоризм.

Информационный период развития менеджмента. Количественная 
(управленческая) школа менеджмента.

Информация о работе Учебно - методический комплекс дисциплины