Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:25, диссертация
Учебно-методические материалы по курсу «Основы менеджмента» включают в себя описание предназначения курса, его задач, места в системе подготовки специалиста, тематику семинаров и заданий, которые предстоит выполнить студентам в процессе изучения курса. Материалы разработаны на основе государственного образовательного стандарта и программы, рекомендованной учебно-методическим объединением вузов РФ в области менеджмента. При разработке содержания курса и методики его изучения широко использован опыт известных российских и зарубежных бизнес-школ и факультетов менеджмента. В содержании отражены современные подходы к трактовке сущности и процесса менеджмента, современные взгляды на его структуру и функции. При разработке методики упор сделан на активные формы и методы освоения учебного материала - анализ ситуаций, профессиональные задачи, ситуационные задания.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 4
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 7
ТЕМАТИКА СЕМИНАРОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 14
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ 19
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ 24
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 25
Министерство культуры Российской Федерации
Алтайский филиал федерального государственного образовательного
учреждения
высшего профессионального
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Кафедра прикладной информатики
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
Основы менеджмента
Специальность:
080507.65 «Менеджмент организации»
Барнаул
2010
Учебно-методические материалы по курсу «Основы менеджмента» включают в себя описание предназначения курса, его задач, места в системе подготовки специалиста, тематику семинаров и заданий, которые предстоит выполнить студентам в процессе изучения курса. Материалы разработаны на основе государственного образовательного стандарта и программы, рекомендованной учебно-методическим объединением вузов РФ в области менеджмента. При разработке содержания курса и методики его изучения широко использован опыт известных российских и зарубежных бизнес-школ и факультетов менеджмента. В содержании отражены современные подходы к трактовке сущности и процесса менеджмента, современные взгляды на его структуру и функции. При разработке методики упор сделан на активные формы и методы освоения учебного материала - анализ ситуаций, профессиональные задачи, ситуационные задания.
Учебно-методические материалы предназначены для студентов всех форм обучения специальностей «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учёт», «Экономика».
Содержание
3
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
О курсе «Основы менеджмента»
Слово «менеджмент» известно сегодня, пожалуй, каждому образован-
ному человеку. Менеджмент - один из самых
увлекательных и сложных ви-
дов человеческой деятельности, которым
занимаются миллионы людей во
всем мире.
В упрощенном понимании менеджмент - искусство добиваться по-
ставленных целей, используя труд, интеллект,
мотивацию других людей.
Современному менеджменту
как системе знаний об управлении не так
уж много лет. Огромное влияние на развитие
менеджмента оказали техноло-
гические достижения человечества. Достаточно
упомянуть компьютеры и
Интернет, которые породили совершенно
новые способы управления и суще-
ственно повлияли на смену философии менеджмента.
Менеджмент начала XXI
века также переживает своеобразную
револю-
цию. Современные менеджеры, руководители
финансовых, кадровых,
маркетинговых и других отделов гораздо в большей степени, чем ранее,
стремятся учитывать глобальные изменения,
происходящие в мире, уделять
внимание открытости и этичности бизнеса,
быть гибче и, в определенном
смысле, «культурнее». Все больше внимания
уделяется человеческому фак-
тору, который становится доминирующим
в современном бизнесе.
Тем не менее, многое из основ менеджмента, заложенных
в трудах клас-
сиков управления, сохраняет свое значение
и по сей день, отражая тем самым
преемственность управленческой мысли
и придавая менеджменту черты
серьезной науки.
Менеджмент как область
знания становится поистине интернациональ-
ным. Освоение опыта управления каждой из
стран, передача этого опыта -
дело очень ценное и полезное. Ведь это
позволяет не только понять, как вес-
ти бизнес за границей, работать в иностранных
компаниях, но и научиться
избегать ошибок в ситуациях, которые
не встречались в настоящем и про-
шлом, но вполне возможны в будущем. История
чужого успеха или неудачи
тоже бывает очень поучительна.
Как и любая наука,
менеджмент обладает определенной концепцией
реализации своих действий - методологией. Она является совокупностью
структурных элементов, облегчающих реализацию
приоритетных задач ме-
неджмента и координирующих действия
объекта и субъекта управления, ра-
ботника и руководителя.
В реальном бизнесе роль
руководителя приходиться выполнять
специа-
листам разных сфер деятельности, и они
ориентируются в ней интуитивно в
силу своих личных качеств, таланта, опыта,
навыков и здравых суждений.
Соединение узкопрофессионального и управленческого
знания в этой облас-
ти даст синергетический эффект, умножит
способности добиваться нужных
результатов на практике.
В то же время важно
понять, что управление, менеджмент
— это, конеч-
но, самостоятельная область знаний, требующая
вдумчивого освоения. Это
отдельная дисциплина, а точнее - междисциплинарная
область, которую
правильнее всего назвать «управленческая
мысль», сочетающая в себе науку,
опыт, ноу-хау, приумножаемые управленческим
искусством.
В силу сказанного, «Менеджмент» - это
одна из важных дисциплин в
системе подготовки специалистов финансово-экономического
плана,
предметом которой является управление
как интегральная система обеспече-
ния эффективного функционирования организации
и как вид профессио-
нальной деятельности.
Место курса в профессиональной подготовке
Студенты, осваивающие финансово-экономические специальности,
изучают целый комплекс дисциплин, формирующих
круг профессиональных
знаний в области финансов, экономики,
учёта и т.д. «Менеджмент» является
междисциплинарным предметом в подготовке
специалистов такого плана, и,
в то же время, фундаментом для многих
других дисциплин.
Такие дисциплины, как «Финансовый менеджмент», «Логистика»,
«Маркетинг», «Управление качеством» более детально рассматривают от-
дельные технологические аспекты управления.
Без знания основ менеджмен-
та нецелесообразно начинать изучать
методы и модели управления
финансами, информацией и другими ресурсами.
В свою очередь, качественное
освоение менеджмента невозможно без
надежного фундамента, который закладывается
в социально-гуманитарных и
других общепрофессиональных дисциплинах, особенно «Экономической
теории», «Социологии», «Культурологии»,
«Философии», которые форми-
руют у студентов понимание основных понятий
и категорий, важных для ус-
пешного освоения менеджмента: общество,
социальная группа, культура,
макро- и микроэкономическое окружение,
система, организация как объект
управления и др.
Требования к уровню освоения содержания курса
После изучения курса вы будете:
5
7) уметь выбирать и
комбинировать модели, способы и технологии управ-
ления в зависимости от ситуации; применять
на практике рекомендации
теории менеджмента.
Методика изучения курса. Рейтинг
Для эффективного достижения
указанных целей обучения процесс
изу-
чения материала курса предполагает достаточно интенсивную работу не
только на лекциях и семинарах, но и с различными
текстами и информаци-
онными ресурсами. На дневном отделении в качестве основных элементов
учебного процесса выступают проблемно-ориентированные
лекции с объяс-
нением и иллюстрированием ключевых понятий
и категорий менеджмента, а
также семинары-дискуссии с заслушиванием
подготовленных сообщений.
Ряд семинаров будет организован в виде
практических занятий по решению
аналитических задач и разбору конкретных
ситуаций. В рамках консультаций
и других дополнительных занятий будут
обсуждаться результаты отдельных
студенческих работ, проводиться текущее
и рубежное тестирование.
Кроме того, предусмотрена
выдача домашних заданий по разбору
и ана-
лизу ситуаций, характеризующих отдельные аспекты функционирования
системы управления (по материалам деловой
прессы, Интернета или собст-
венного опыта), а также выполнение минипроектов.
Ход и уровень усвоения
материала студентами очного отделения
оцени-
ваются с помощью рейтинга. То есть, ваша итоговая оценка за курс
будет не
только зависеть от экзаменационной оценки,
но и от работы в течение семе-
стра. Иными словами, за 1 домашнее задание,
рубежный контроль и экзамен
вы получите определенные баллы, которые
в сумме и дадут ваш рейтинг по
курсу. Кроме того, есть еще и текущий рейтинг, который преподаватель
выставит в конце, перед экзаменом.
Текущий рейтинг - это
общая оценка работы студента в течение
семест-
ра - выполнение домашних заданий в рамках
подготовки к семинарам (по-
мимо рейтинговых), посещаемость занятий, активность на
семинарах,
своевременность сдачи заданий и т.д.
Ниже приведен примерный семестровый график выполнения и сдачи
рейтинговых работ и прохождения контрольных
рубежей по менеджменту с
баллами за каждый вид работы.
Месяц |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Сес |
Всего | ||||||||||||
№ не- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 | ||
Числа |
4-8 |
11- |
18- |
25- |
2-6 |
9-13 |
16- |
23- |
30- |
6-10 |
13- |
20- |
27- |
4-8 |
11- |
18- | ||
контроль |
РК |
КР |
Экз | |||||||||||||||
Баллы |
10 |
15 |
20 |
45 |
КР - это письменное домашнее
задание (контрольная работа), РК - это
рубежный контроль (промежуточный тест).
Текущий рейтинг - 5 баллов
и, таким образом, максимальная сумма,
ко-
торую можно набрать, успешно выполнив все задания и тесты
(включая ито-
говый), составляет 50 баллов. В зачетную
книжку и ведомость выставляется
оценка по традиционной шкале, в соответствии
с нижеприведенной табли-
цей:
Сумма баллов |
Оценка |
45...50 |
5 (отлично) |
36...44 |
4 (хорошо) |
28.35 |
3 (удовлетворительно) |
Менее 28 |
2 (неудовлетворительно) |
Для студентов заочного и очно-заочного отделений особое значение
приобретает самостоятельная проработка
материала курса по учебникам и
пособиям, в том числе и кафедральным,
поскольку лекционный курс дается в
этом случае в сокращенном виде. Студенты
заочного отделения выполняют
контрольную работу по одной из тем, приведенных
в разделе «Организация
самостоятельной работы». Выполнение
контрольной работы является усло-
вием допуска студентов к экзамену.
Особое внимание хочется
обратить на то, что выполнение заданий
тре-
бует обращения не только к учебникам,
но и к информации, содержащейся в
периодических изданиях, а также в Интернете.
В разделе «Учебно-
методическое обеспечение» приведен список книг, периодических изданий и
ресурсов интернета, которые могут оказаться
полезными при изучении курса.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Сущность, история
и перспективы развития
менеджмента
Тема 1. Природа менеджмента. Менеджмент и организация
Менеджмент и управление. Управление как вид деятельности.
Разно-
видности управления. Роль управления
в развитии экономики и общества.
Управление как фактор успеха деятельности.
Понятие менеджмента. Менеджмент
как разновидность социального
управления. Сущность социального управления, его свойства и виды.
Место менеджмента в
системе социально-
Основные категории менеджмента.
Понятие организации. Признаки
организации. Организация как единст-
во людей и условий их деятельности. Люди,
задачи и управление как состав-
ляющие любой организации. Организация
как открытая система. Функции
организаций. Законы существования организаций.
7
Тема 2. История и эволюция менеджмента
Донаучное развитие теорий
управления. Первые управленческие рево-
люции. Древний Египет, законы царя Хаммурапи, «производственный
ме-
неджмент» Навуходоносора II. Характеристика
управления Сократа.
Александр Македонский. Император Диоклетиан.
Развитие знаний об управлении
в Средневековье: Николо Макиавелли,
Томас Гоббс, Джон Локк.
Индустриальный период развития менеджмента.
Р.Оуэн, А.Смит,
Т.Мор, Э.Дюркгейм, Ч.Бэббидж. Менеджмент:
наука или искусство? Ранний
технократизм.
Школа научного управления Ф.Тейлора. Г.Эмерсон, братья Гилберты.
Административная школа. А.Файоль, Д.Муни, А.Рейли, Л.Урвик.
Теория идеальной бюрократии М.Вебера.
«Гуманистический менеджмент».
Э.Мэйо и его Хоторнские экспери-
менты. Бихевиоризм.
Информационный период
развития менеджмента. Количественная
(управленческая) школа менеджмента.
Информация о работе Учебно - методический комплекс дисциплины