Термодинамический расчёт авиационных ГТД

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Расчёт производится по исходным данным по мере изучения основных элементов двигателя и сводится к следующему:
определение параметров рабочего тела в характерных сечениях двигателя;
расчёт площадей и диаметров проходных сечений, длины лопаток компрессора, турбины, осевых размеров элементов двигателя;
построение в масштабе (на миллиметровке) профиля проточной части и действительного цикла спроектированного двигателя;
определение основных параметров спроектированного двигателя: тяги, удельной тяги, удельного расхода топлива, внутреннего КПД;
расчёт параметров ТВД, ТРДД на базе ТРД;
сравнение основных параметров ТРД, ТВД и ТРДД;
проверка правильности расчёта и анализ результатов;
защита курсового проекта.

Содержание

ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЁТ АВИАЦИОННОГО ГТД НА ЗАДАННОМ РЕЖИМЕ РАБОТЫ 3
Раздел I 4
1. РАСЧЁТ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 4
Построение действительного цикла спроектированного ГТД 35
Раздел II 39
2. РАСЧЁТ ПАРАМЕТРОВ ТВД НА БАЗЕ ТРД 39
Раздел III 46
3. РАСЧЁТ ПАРАМЕТРОВ ТРДД НА БАЗЕ ТРД 46
Раздел IV 50
СРАВНЕНИЕ ТРД, ТВД и ТРДД 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 1.79 Мб (Скачать)

              Дж/кг,    1.82)

    где  сП средняя условная теплоемкость процесса подвода теплоты, которая в отличие от величины  срГ   учитывает изменение, как массы, так и химического состава газа во время его нагрева в камере сгорания.  Для авиационных керосинов теплоемкость  сП в зависимости от температур    и   обычно определяется из экспериментальных данных (например, по графикам, смотри рис. 1.10), которые могут быть аппроксимированы  следующей формулой  /1/:

кДж/(кг·К).      (1.83)

qо = qвн / ηГ = 928852/0,97 = 957580  Дж/кг.

    б)  эффективная работа, снимаемая с вала турбины 

    Le = (1 – ηт)·LT = (1 – 0,995)·522684 = 2613,42 Дж/кг,              (1.84) 

    в)  работа цикла ТРД

    Lц = Lе + Руд·( Руд +2·Vп)/ 2 = 2613,42 + 7992 / 2 = 321813,9 Дж/кг      (1.85)

    г)  внутренний  (эффективный)  КПД

    ηвн = Lц / qо = 321813,9 / 957580 = 0,34.                            (1.86)

    У существующих ГТД в зависимости  от типа двигателя и режима полета внутренний  КПД  ηвн  может достигать значений  0,3...0,4.

    Представляется  целесообразным определить также термический  КПД  (относящийся к идеальному ГТД) как базовое значение для  оценки термодинамического совершенства проектируемого двигателя как тепловой машины:

    ηt = 1 – 1/ = 1 – 1/210,286 = 0,581.                            (1.87)

    Совершенство  ТРД как движителя оценивается  тяговым (полетным) КПД  ηтяг, определяемым отношением полезной тяговой работы  Lтяг = Руд · Vп    к  работе цикла  Lц,  т.е. 

      ηтяг = Руд · Vп / Lц  .                                            (1.88)

    На  расчетном режиме при  Vп = 0  тяговый  КПД  ηтяг  равен нулю.  Поэтому его значение следует рассчитывать для наиболее часто употребляемого крейсерского режима работы двигателя.  У выполненных  авиационных ГТД тяговый  КПД лежит в пределах  0,6…0,7.

    Совершенство  ТРД в целом оценивается полным КПД.  Его величина находится по формуле 

      ηП = ηвн · ηтяг  .                                              (1.89)

    Полный  КПД используется для оценки топливной  экономичности ТРД в крейсерском  полете воздушного судна.  Для существующих авиационных ГТД полный КПД достигает значений  0,35 и более. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Построение  действительного  цикла спроектированного  ГТД 

    Построение  цикла ГТД необходимо выполнить  на листе миллиметровой бумаги формата  А4  в  p–υ  координатах  с соблюдением масштаба, используя полученные в ходе расчётов статические параметры рабочего тела.  

Статические давления рабочего тела в характерных точках цикла: 

      pН = 101325  Па  =  101,325  кПа;

      pК = 2018086 Па  =  2018,086  кПа;

      pГ = 1882620  Па  =  1882,62  кПа;

      pТ306522  Па  =   306,522  кПа;

      pС = 204023  Па  =   204,023  кПа.  
       

Значения удельных объёмов рабочего тела в характерных точках цикла: 

          υ = 1;    

             

      υH = 1/1,225 = 0,82  м3/кг;

      υК =    1/9,18  = 0,1  м3/кг;

      υГ =    1/4,4 = 0,23  м3/кг;

      υТ =   1/1,07 = 0,93  м3/кг;

      υС = 1/0,787 =  1,27  м3/кг. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Рис. 1.6. Зависимость относительного расхода  воздуха на охлаждение турбины от температуры газа перед турбиной и типа системы охлаждения лопаток:         1 – внутренне конвективное охлаждение; 2 – комбинированное (конвективно-плёночное) охлаждение; 3 – пористое и проницаемое охлаждение (многослойные перфорированные материалы)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.  1.9.   Зависимость отбираемого  расхода воздуха от количества пассажиров по данным статистики (заштрихованное поле): Go – расход воздуха на одного пассажира за час полёта по данным Киприанова В.Г.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рис. 1.10. Условная средняя теплоёмкость процесса подвода тепла 

    в камерах сгорания ГТД

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1.4. Зависимость коэффициента восстановления полного давления во входном устройстве ТРД от числа МН полёта 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел  II 

2. РАСЧЁТ ПАРАМЕТРОВ   ТВД   НА БАЗЕ   ТРД 

     Установленный на самолёте ГТД, турбина которого развивает  большую мощность, чем требуется  для вращения компрессора, и в  котором избыточная мощность передается на воздушный винт, называется турбовинтовым  двигателем (ТВД).

     ТВД по сравнению с ТРД имеет преимущества при взлёте и полёте на малых и  средних скоростях полёта (до 600…800 км/ч). Тяга у ТВД в этой области больше, а удельный расход топлива меньше. ТВД более эффективно преобразует полезную (эффективную) энергию в тяговую работу, которая в основном создаётся воздушным винтом.

     Расчёт  параметров ТВД производится на базе рассчитанного ТРД. Принимая полное расширение газа на турбине, необходимо определить основные параметры ТВД и сравнить эффективность ТВД и ТРД при работе на месте (Vп = 0). 

2.1. Схема и исходные  данные ТВД 

    Большинство ТВД, применяемых в настоящее  время на летательных аппаратах, выполнены по одновальной схеме  (рис. 2.1.). Одновальные ТВД отличаются относительной простотой конструкции и управления (регулирования).

    Исходными данными являются параметры расчёта  ТРД. 
 
 
 
 
 
 

2.2. Расчёт основных параметров

 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2.1. Схема ТВД: 1 – воздушный винт; 2 – входное устройство;                       3 – редуктор; 4 – осевой компрессор; 5 – камера сгорания; 6 – газовая турбина;

7 – выходное устройство 

    2.2.1.  Работа расширения газа в турбине      

    Работа  расширения газа в турбине определяется из условия полного расширения газа в турбине:

  Дж/к, (2.1)

     где πТ = = 1939299,7/101325 = 19,1 – действительная степень понижения давления газа в турбине;

    рТ  = (1,0…1,05)·рН = 101325  Па  – статическое давление в потоке газа за турбиной;

    ηТ – мощностной КПД турбины ТВД.  На расчётном режиме рекомендуется принимать  ηТ = 0,8…0,83.  При этом, чем больше эквивалентная мощность, тем больше КПД   ηТ = 0,8…0,83.  В формуле (2.1) выбрано значение ηТ = 0,83.  
 

            

      1. Работа, передаваемая на вращение воздушного винта
 

Lв = Lе· ηред = (LТ – LК) · ηред = (749532,54 - 486785,7)·0,99 =

                              = 260119,37 Дж/кг,                                            (2.2)

    где ηред – КПД редуктора. Рекомендуется принимать ηред = 0,97…0,99, причём, чем больше мощность двигателя, тем больше ηред . В расчёте (2.2) выбрано значение ηред = 0,99. 

      1. Мощность, передаваемая на вращение воздушного винта
 

Nв = Lв·Gв = 260119,37 ·110 = 28613130,7  Вт =  28613,131 кВт.           (2.3) 

      1. Тяга, создаваемая  воздушным винтом
 

                    Рв = Nв· ηв / Vп ,                                                  (2.4)

    где  ηв КПД винта;

         Vпскорость полёта самолёта.

    В стендовых условиях (Vп = 0, ηв = 0)  тяга  Рв  по формуле  (2.4)  не определяется.  Поэтому  при Vп = 0  тяга винта при известном значении мощности  Nв0  определяется с помощью экспериментального коэффициента  К0 = Рв0 / Nв0 .  При известном Ко  тяга винта  определяется формулой 

    Рв0 = Ко· Nв0 ,                                             (2.5)

    где  Nв0  мощность, подводимая к валу винта на стенде.

    Для современных винтов на взлётном режиме  К0 = 9…17 Н/кВт, в зависимости от нагрузки винта, характеризуемой отношением мощности винта  Nв  к  площади, ометаемой лопастями винта   Fв = π· .  С ростом скорости полёта коэффициент К0 уменьшается.  При сравнительных расчётах для низконагруженных винтов ТВД обычно принимают  К0 = 15 Н/кВт, а для высоконагруженных (ТВВД)    9…10  Н/кВт.  Для выполняемого расчёта выбираем   К0 = 10 Н/кВт.

    Рв =  Рв0 = К0· Nв0 = 10·28613,131 = 286131,31 Н.                  (2.6) 

      1. Реактивная  тяга, развиваемая  ТВД  при  Vп = 0  (на стенде, на старте)
 

    = 110·(200 – 0) = 22000 Н.                     (2.7)

    Скорость  истечения газа из реактивного сопла  ТВД  сС = 200 м/с выбрана на основании анализа формулы Б.С. Стечкина /3/, выведённой для случая оптимального распределения работы цикла между тягой винта и реакцией струи:

сС опт = Vп / ηред ·ηв .                                                 (2.8) 

Информация о работе Термодинамический расчёт авиационных ГТД