Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 15:42, курсовая работа
В данном курсовом проекте требуется разработать технологический процесс восстановления детали – крестовина дифференциала заднего моста - с использованием ресурсосберегающих технологий и рациональных способов ремонта, новых материалов, применением прогрессивного режущего инструмента и средств контроля, высокопроизводительного оборудования и средств механизации, а также спроектировать участок вибродуговой наплавки с соблюдением правил расстановки оборудования и организации рабочих мест.
Введениe.............................................................................................................……….
1 Общая часть...................................................................................................…….….
1.1 Хаpактеpистика детали...................................................................................
1.2 Технические тpебования на дефектацию детали..............................…........
1.3 Технические тpебования к отpемонтиpованной детали......................….....
1.4 Выбоp pазмеpа паpтии деталей...................................................................... .
2 Технологическая часть................................................................................….…...... .
2.1 Маpшpут pемонта.......................................................................................…. .
2.2 Выбоp pационального способа восстановления детали........................…....
2.3 Выбоp технологических баз........................................................................….
2.4 Технологические схемы устpанения дефектов………........................…......
2.5 Расчет пpипусков..........................................................................................…
2.6 Технологический маpшpут восстановления детали............................….....
2.7 Выбоp обоpудования и технологической оснастки......................................
2.8 Расчет pежимов обpаботки.........................................................................….
2.9 Расчет ноpм вpемени..................................................................................….
2.10 Расчет годового объема работ……………………………………………..
2.11 Расчет годовых фондов времени…………………………………………..
2.12 Расчет числа основных рабочих…………………………………………...
2.13 Расчет количества технологического, подъемно-транспортного
оборудования и организационной оснастки………………………………
2.14 Расчет площади участка……………………………………………………
2.15 Тpебования охраны труда……….................................................................
3.Констpуктоpская часть...............................................................................………….
3.1 Назначение и устpойство приспособления
3.2 Принцип действия приспособления…………………………………………
3.3 Расчет пpиспособления...............................................................................….
Заключение.........................................................................................................…………
Список использованных источников.........................................................…..……….
Пpиложение
Таблица 2 Механические свойства стали 20ХН3А [ 2 ]
Наименование и
марка материала |
Показатель | ||||
| |||||
Временное
сопротивление σв , МПа |
Предел
текучести σт , МПа |
Относительное
удлинение δ5 , % |
Ψ, % | Твердость
НВ, МПа | |
Сталь 20ХН3А | 930 | 735 | 12 | 55 | 217 |
Габаритные
размеры детали: длина - 172 мм, наибольший
диаметр шипов – 25 мм. Масса детали – 1,25
кг.
1.2 Технические требования на дефектацию детали
Технические требования на дефектацию детали «Крестовина дифференциала заднего моста» представлены ниже.
Карта технических требований на дефектацию детали | ||||||
Наименование детали (сборочной единицы) …………………………………………………………………………… | ||||||
Номер детали
(сборочной единицы):
500 – 2403060А ……………………………………………… обозначение по чертежу | ||||||
Материал:
Сталь 20ХН3А ГОСТ4543-88 ……………………………………………… наименование, марка, номер стандарта | ||||||
Твердость:
min 57 HRCэ ……………………………………………… | ||||||
Поз.
на эскизе |
Возможный
дефект |
Способ
установления дефекта и средства контроля |
Размер | Заключение | ||
по рабочему
чертежу |
Допустимый
без ремонта | |||||
- | Обломы и
трещины |
Осмотр | - | - | Браковать | |
1 | Износ шеек
по диаметру размер по рабочему чертежу I ремонтный размер II ремонтный размер III ремонтный размер |
Калибр-скоба
НЕ ГОСТ 2015-84
25 d9
25,2 d9
25,4 d9 25,6 d9 |
25 -0,04-0,07 25,2 -0,04-0,07 25,4 -0,04-0,07 25,6 -0,04-0,07 |
24,87 25,07 25,27 25,47 |
Наплавить |
1.3 Технические требования к отремонтированной детали
После ремонта деталь должна отвечать требованиям рабочего и ремонтного чертежей, а именно:
1.4 Выбор размера партии деталей
В условиях серийного ремонтного производства размер партии ремонтируемых деталей равен месячной потребности в ремонтируемых объектах.
Месячная программа восстанавливаемых по маршруту деталей N мес , шт, определяется по формуле
где Nа - годовая производственная программа ремонта агрегатов или автомобилей,
шт;
Кр - коэффициент ремонта;
n - число одноименных деталей на автомобиле, шт;
12 - число месяцев в году.
Так
как в редукторе заднего моста
автомобиля МАЗ-500 устанавливается одна
крестовина дифференциала, то принимаем
равны n = 1.
Размер
партии деталей Z,
шт, равен
где Х - число запусков в месяц (принимается не более трех).
Принимаем Х = 2 (по заданию), тогда
Выбранный
размер партии деталей принимается
числу кратному пяти, т. е.
2
Технологическая часть
2.1 Маршрут ремонта
Крестовины дифференциала заднего моста перемещаются по ремонтным участкам завода согласно маршруту №1. На этом маршруте устраняются следующие дефекты:
Крестовина
дифференциала заднего моста
относится к 6-ой группе (оси, штанги)
3-его класса деталей – «валы».
2.2 Выбор рационального способа восстановления деталей
Выбор способа восстановления деталей зависит от их конструктивно-технологических особенностей и условий работы, износа, технологических свойств самих способов восстановления, определяющих долговечность отремонтированных деталей, и стоимость их восстановления. Выбор способов ремонта ведется с использованием трех критериев – применимости, долговечности и экономичности [3].
Потенциально возможными способами восстановления шеек крестовины являются:
Наплавка шеек под слоем флюса, не смотря на ряд достоинств, вызывает высокий нагрев детали. Небольшой диаметр шеек, равный d = 25 мм, плохо удерживает флюс, наплавленный слой стекает, не успев затвердеть. Эти недостатки заставляют отказаться от этого способа ремонта.
Вибродуговая наплавка имеет ряд преимуществ: невысокий общий нагрев (до 1000С), что не вызывает деформации детали, дает минимальную зону термического влияния, наплавленный слой не имеет пор и трещин и пр. Недостатком вибродуговой наплавки является уменьшение усталостной прочности до 40%. Однако, проведение нормализации (нагрев до 800…9000С) с последующей закалкой ТВЧ повышает сопротивление усталости до 80% (по сравнению с новой деталью).
Наплавка в среде углекислого газа обеспечивает наплавленному слою необходимую твердость, хорошую обрабатываемость, но использование углекислого газа для защиты детали от окисления несколько удорожает процесс наплавки, кроме этого процесс наплавки сопровождается разбрызгиванием металла проволоки, что увеличивает ее расход и удорожает процесс.
Исходя из коэффициентов долговечности наиболее рациональными способами восстановления шеек являются: вибродуговая наплавка (0,62); наплавка в среде углекислого газа (0,63) и хромирование (1,72).
Хромирование имеет более длительный производственный цикл, требует наличия специфического и дорогостоящего оборудования, соблюдения повышенных требований техники безопасности. Так при дефектации шеек крестовины наблюдаются значительные износы и задиры, применение хромирования, как способа ремонта, не сможет полноценно устранить этот дефект. Кроме этого, для обработки сразу всех шипов крестовины требуется защитить среднюю ее часть, что не просто.
Сравнивая оставшиеся способы восстановления по выносливости, износостойкости, сцеплению, расходу материала, трудоемкости, энергоемкости и себестоимости восстановления, производительности процесса и пр. [3, таблица 7] наиболее приемлемыми способами восстановления являются ВДН и НУГ.
Наибольшему значению коэффициента технико-экономической эффективности оставшихся двух способов ремонта отвечает способ вибродуговой наплавки (83,8).
Поэтому вибродуговая наплавка выступает более альтернативным способом ремонта шеек крестовины дифференциала в данном случае, который и принимаем окончательно для восстановления.
Выбор
рациональных способов восстановления
крестовины дифференциала заднего моста
представим в виде таблицы 3.
Таблица 3 Выбор рационального способа восстановления детали
Номер и наименование дефекта |
Возможные способы ремонта
по критериям |
Принятый способ ремонта | ||
применимости |
долго-
вечности |
экономич
-
ности | ||
Износ шеек |
НУГ
ВДН Ж Х |
0,63
0,62 0,58 1,72 |
72,2
83,8 52,0 51,5 |
ВДН |
Так как крестовина дифференциала относится к деталям класса «Валы», для которых типичными технологическими базами, обеспечивающими точность механической обработки, являются центровые отверстия и реже – наружные поверхности, то, и в данном случае, в качестве технологических баз принимаются центровые отверстия формы В4, расположенные в торцах шипов.
Таким образом, технологической базой является ось детали [3]. Центровые отверстия используются в качестве технологических баз практически на большинстве операций (наплавка, закалка, токарная и шлифовальная операции), тем самым обеспечивается соблюдение принципа постоянства баз.
Так как ось центров является базой при обработке детали и ее контроле и сборке, то обеспечивается принцип единства баз.