Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:41, курсовая работа
Перемены, происходящие в России, требуют активного поиска общественных ориентиров, отражающих как преемственность исторического развития, так и необходимость определения цели, способной соединить государственные, общественные и личные потребности и интересы, достижения мировой цивилизации и самобытность отечественной культуры.
Введение 3
1. Характерные особенности и проблемы управления системой образования в регионе 7
1.1 Понятие и общая характеристика региональных образовательных систем 7
1.2 Функционирование и развитие региональных моделей управления системой образования в новых социально-экономических условиях 20
1.3 Актуальные проблемы управления качеством образования в регионах России 27
2. Анализ управления системой образования в регионе на примере Управления образования ВАО г. Москвы 39
2.1 Общая характеристика деятельности Управления образования ВАО г. Москвы
2.2 Анализ управления системой образования в ВАО г. Москвы 48
2.3 Недостатки и перспективные черты управления образованием в регионе ВАО г. Москвы 56
Заключение 61
Список использованных источников 64
Приложение 1 67
Реализация поставленных
задач исследования позволит сформулировать
некоторые теоретические
Образовательное пространство представляет собою более широкое понятие, чем образовательная система. Она включает в себя не только институты, но масс медиа, ориентированную на образование, общественность, вовлеченную в решение проблем образования. а также господствующие в данное время образовательные теории и социально психологические стереотипы, регламентирующие поведения людей по поводу их отношения к образованию. Таким образом, образовательное пространство понятие в значительной степени более сложное и многообразное, чем образовательная система, что, безусловно, не может ни сказываться и на специфике управления.
Образовательная среда также представляет собой комплексное понятие. Данное понятие в значительной степени ориентировано на вычленение индивидуально-личностного аспекта, не столько обучения, сколько непосредственно учения. Среда становится образовательной тогда, когда появляется личность, имеющая интенцию на образование. При этом одна и та же среда может быть образовательной для одного человека и абсолютно нейтральной в этом смысле для другого, каждый человек имеет шанс самостоятельно формировать свою образовательную среду в границах определенного образовательного пространства, выбирая те или иные образовательный институты или занимаясь самообразованием. При этом можно отметить, что важнейшим условием успешности организации процесса обучения является присвоение обучаемыми способности формирования и постоянного расширения собственного образовательного пространства за счет не только формирования осознанной интенции на учебу, но и при помощи овладения целым комплексом инструментов, доступных в конце двадцатого века практически каждому. Речь, прежде всего, идет о способах поиска информации о различных учебных заведениях, о навыках обучения при помощи дистанционного образования, об инструментах перехода из одной образовательной системы в другую и т.д. Таким образом, можно сказать, что если понятия образовательная система и образовательное пространство носят в значительной степени объективный характер, то понятие образовательная среда в большей степени субъективизировано.
Макроуправление в образовании,
таким образом, имеет два уровня
управления: управление образовательной
системой национальный и региональный
уровень и управление образовательным
пространством. Поскольку, как уже
отмечалось образовательное пространство
понятие в значительной степени
более сложное и многообразное,
чем образовательная система, постольку
возможности реального
Немаловажное значение для
развития образовательного пространства
имеет развитие образовательного мышления,
а также образовательной
Управление образовательными
системами предполагает последовательную
реализацию функции проектирования
и программирования образования, а
также использование
Таким образом, можно отметить, что, если уровень концептуализации является важнейшим для проектирования, а проектирование в свою очередь представляет собою ядро управленческой деятельности на макроуровне в образовании, то концепция как конкретное воплощение результата концептуализации призвана регулировать наиболее общие механизмы функционирования и развития образовательных систем. При этом возникает вопрос: какие концепции необходимы для развития образовательной системы и нужны ли они на уровне описания деятельности и проектирования развития региональных образовательных систем, входящих в национальную? Очевидно, невозможно определить раз и на все случаи жизни все коллизии разработки концепций, так же как и все виды концепций, которые могут быть достаточными для макроуровня управления образованием. Но некоторые общие нормы могут быть сформулированы:
Для эффективного макроуправления необходимо наличие хотя бы одного документа, который может считаться концепцией первого уровня, то есть концепцией, содержащей в себе предельные характеристики идеальной модели образовательной системы, выраженные в культурологических, философских, методологических, лингвистических парадигмах;
Другие концепции, регулирующие
проектирование отдельных элементов
образовательной системы, могут
быть концепциями второго уровня,
то есть не использовать другие языки,
кроме языка образования и
педагогики для описания теоретических
оснований деятельности, но при необходимости
ссылаться на концепцию первого
уровня, или хотя бы не противоречить
ей. Очень важно осознать ту простую
истину, что разработка концепции -
это огромный труд, требующий объединенных
усилий больших коллективов ученых,
принадлежащих к различным
Примеров подобного рода
концепций можно приводить
При проектировании развития образования региональных образовательных систем, как элемента национальной образовательной системы на стадии концептуализации логично разрабатывать не столько концепции как таковые, но концептуальное обоснование, которое будет использовать основные идеи концепций первого или второго уровня, не претендуя на создание эталонного теоретического документа в масштабах города или района. При этом основные усилия лучше направить не на разработку философско-методологических оснований, а на выработку практических следствий из уже имеющихся документов, регламентирующих развитие национального уровня образования;
Проектирование образование таким образом оперирует не только концепциями как нормативными документами, описывающими предельные характеристики создания идеальной модели. но и концептуальным обоснованием, которое может быть элементом проекта и разработка которого не требует междисциплинарного подхода и значительных усилий больших коллективов ученых;
Важно отметить, что программы развития национальной системы образования должны в полном объеме моделировать развитие образовательной системы как целостной, само развивающейся структуры, способной задавать направление развития общества на длительный период и поэтому они не могут разбиваться на отраслевые и региональные программы, которые будут представлять собою уже документы другого порядка.
Таким образом, классифицируя программы, проектирующие развития образования можно выделить следующие их типы:
В современной российской
системе образования
Создание динамической модели
образовательной системы вовсе
не означает необходимости выполнения,
каких-то раз и навсегда, данных алгоритмов.
Не обязательно должна присутствовать
и жесткая последовательность написания
программ определенного уровня общности
и целостности. Для динамической
демократической
Успешность управления региональной образовательной системой зависит в значительной степени от успешности проектной деятельности. которая представляет собой ядро управленческой деятельности и от того, насколько качественными получаются продукты этой деятельности, воплощенные в проектно-нормативную документацию. В то же самое время содержанием деятельности является обеспечение непрерывности и целостности образования внутри образовательной системы и возможности взаимодействия различных образовательных систем в масштабах мирового образования. Фактически это означает, что управление образовательной системой должно, прежде всего, быть ориентировано на обеспечении целостности системы, что является залогом ее успешного функционирования и развития. Обеспечение целостности возможно только как осуществление баланса внутренней устойчивости и внешней взаимосвязи с другими образовательными системами. Данный баланс реализуется при помощи определенных механизмов, которые являются важнейшими инструментами управленческой деятельности
Важнейшим механизмом регулирующим целостность образовательной системы является деятельность по обеспечению непрерывности образования. Непрерывности образования предусматривает право любого человека, получившего документ о завершении образования в одном учебном заведении поступить на обучение в другое учебное заведение без каких - либо препятствий. Непрерывность образования подразумевает взаимодействие между институтами образования, которое обеспечивает содержательную, технологическую и организационную преемственность в обучении. Непрерывность образования - это, безусловно, креатура национальной образовательной системы, но и на региональном уровне меньшего масштаба она должна постоянно быть объектом самого пристального внимания и заботы управленца. В противном случае неизбежны существенные перекосы в функционировании образовательной системы целой страны. Нарушение непрерывности образования приводит к весьма серьезным проблемам. Так, например, для нашей национальной системы образования характерен сегодня ряд разрывов между институтами средней школы и высшего образования, что вызвано нарушением механизма преемственности образования, которые реализуются при помощи инструментов доступа и допуска к образованию14.
Информация о работе Проблемы управления субъектом на примере ВАО г. Москвы